Христианские лики Архыза

Новости Москвы 
0
159
Время на чтение 6 минут
Сидя в Москве, удивительно бывает слышать, когда кто-то называет Северный Кавказ раннехристианским центром. Еще меньше вериться в возможность православным совершить паломническую поездку по святым местам, ну скажем Карачаево-Черкесии. Экскурсию по ущельям с водопадами - вероятно. А поклониться лику Христа на скале, затерянной среди горных перевалов? Это уже на грани фантастики.

Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз - древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.

Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.


ХРИСТИАНСКАЯ АЛАНИЯ

В IX-XIII вв. от Р.Х. на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания. По горным перевалам и хребтам Алании тянулись караваны Великого Шелкового пути. На его маршрутах возникали небольшие поселения и крупные города. Одно из таких городищ сложилось на территории Карачаево-Черкесии предположительно в IX-XIII вв. в долине реки Большой Зеленчук - Архызе. Историки убеждены, что именно здесь находился культурный и религиозный центр Алании. По одной из версий, Архыз являлся тем самым Магасом (Ма-асом) - столицей Алании, о которой пишет арабский автор Масуди.

Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз - христианский центр.

ХРАМЫ НА ПЕРЕВАЛАХ

Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.

Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.

Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 889-го по 1924 г.).

Наконец, южный храм (Ильинский) является самым маленьким и древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Определить, в честь какого святого был освящен храм, удалось астрономам. Они взяли направление оси храма и нашли точку пересечения этой воображаемой линии с горизонтом. С определенной поправкой (на тысячелетние нутации планеты) точка пересечения с горизонтом совпала с восходом солнца 2 августа по новому стилю, что соответствует в церковном календаре дню Ильи Пророка. Напрашивается вывод, что храм, некогда бывший домовой церковью аланских царей, освящен в честь этого святого. Вместе со св. Георгием Победоносцем, Илья Пророк являлся здесь особо чтимым святым. Переименовывать церковь не стали, и при последнем освящении в 1991 году его имя - Ильинский - было сохранено.

Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели. Во-вторых, Архыз - городок астрономов. Здесь находиться крупнейшая в стране Астрофизическая обсерватория Академии Наук России. Вот почему посетителям выставки не стоит удивляться фотоснимкам обсерватории. Наконец, именно благодаря творческому тандему астрономов и археологов, удалось приблизиться к ответу на вопрос, что за храмы были построены в архызском городище на рубеже I-II тысячелетий.

На представленных на выставке фотографиях - потрясающей красоты природа и дело человеческих рук: зеленчукские храмы, запечатленные в разную пору - зимой, весной, летом; не менее известные Сентинский и Шоанинский храмы. Кстати, виды последних сохранились на фотографиях более чем столетней давности. Георгиевский (Шоанский) храм 10 века стоит на горе Шоан у села Коста-Хетагуров и выглядит ласточкиным гнездом, недосягаемым, неприступным для посторонних. Отчасти именно поэтому в конце 19 века здесь появился георгиевский скит. Но сегодня, как следует из фотографий, в шоанинском храме возобновляются богослужения.

Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза.

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИЛИ АРХЫЗСКИЙ ЛИК

Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа
Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа
Фото первое - гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе - зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом - лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.

Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в 14 веке, с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.

СТРАНА КРЕСТОВ

Нательные, нагрудные кресты-энколпионы, каменные надгробные, резные на колоннах, на могильниках и дольнообразных склепах, храмовые железные, сирийские, византийские, грузинские и древнерусские - им несть числа. Многие из них привезены в Москву, часть представлена на выставке фотографиями. Для историков-археологов это лучшее доказательство широких торговых и культурных связей. Для верующих - неоспоримое свидетельство принадлежности к христианскому миру. Кресты-энколпионы, обнаруженные при раскопках, ни что иное, как предметы личного благочестия, нательные кресты, подтверждающие причастность верующих христианской церкви. Стоит добавить, что бронзовые энколпионы древнерусского происхождения свидетельствует для ученых об участии Русской Церкви в распространении христианства на северном Кавказе.

На выставке представлены уникальные материалы по культуре древней Алании, которые удалось собрать, сохранить и представить зрителю. Проект исключительно интересен своей проблематикой: повторюсь, немногие знают о христианизации северокавказского региона. Наконец, нынешняя выставка - своего рода призыв обществу, которое забывает о памятниках национальной культуры, отдавая предпочтение заграничным диковинкам. На открытии выставки в своем выступлении епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), сказал: "Мы едем в Египет или в Грецию, знакомимся с наследием христианства и восхищаемся от одного только сознания, что видим храм IX или Х века. Но мы совсем забыли, что такое богатство есть у нас на Кавказе". Стоит только добавить, что судя по выставочным экспонатам ситуация с архызскими памятниками плачевная, если не сказать катастрофическая. Вот почему у зрителя чувство восхищения сменяется чувством стыда за национальные памятники культуры, которые мы утрачиваем.

Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.

http://www.pravoslavie.ru/put/050920112627
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49