Духовный сеятель

Первородная гладь Святого озера, обрамленная зеленым ожерельем северного берендеева леса, проявляла чудные очертания некоего Китежа на своей поверхности.

Нет, сказочные строения были не там, в глубинах, а на берегу и каким-то естественным образом сливались с водяными видениями. В этот сиятельный июльский день один из красивейших и значимых монастырей России - Антонио-Сийский - представал перед писателями, учеными, чиновным людом, приехавшим для исполнения серьезной миссии учреждения Архангельского отделения Всемирного Русского Народного Собора.

Не в городских конференц-залах, а здесь, в стенах старейшего, основанного 485 лет назад монастыря, после литургической службы предстояло учредить отделение Собора.

Это придало событию глубинный, знаковый характер. Какой-то восторженный холодок пробегал по спине, ощущавшей, что здесь в 1520 году преподобный Антоний основал свою обитель, виденье которой явилось ему в начале иноческого пути, когда перед ним предстал световидный старец в белых ризах с крестом и благословил на пустынножительное наставничество многих иноков.

Вот и тогда, 485 лет назад, вышел священник-монах Антоний с иноками к озеру и стал на молитву. Их увидел ловец (охотник) Самуил и поведал, что те, кто здесь охотится, часто слышат звоны, пение монахов и даже звук топоров, и народ считал, что место это предназначено для святой обители. Антоний здесь, на берегу озера, по которому протекала река Сия, поставил крест, срубил с помощниками часовню.

Было трудно, холодно, но монахи молились, пахали землю, принимали страждущих. Что поражает: Антоний послал своих сподвижников к Великому князю Василию Ивановичу в Москву, и тот их принял и наделил правом на учреждение Свято-Троицкого монастыря, даровал земли вокруг. Еще за двести лет до того основал и посвятил Святой Троице свою обитель игумен земли Русской Сергий Радонежский, придав этому христианскому догмату смысл живого единства. Антоний к такому единству на всех краях Руси стремился, и, на мой взгляд, название Свято-Троицкого монастыря на Сие не случайно. Постепенно монастырь крепнет, становится заметным духовным центром Подвинья. Предсказание световидного старца сбылось. Антоний стал "наставником множества иноков". А наставником он был мудрым, учительным и, несмотря на свой авторитет, в трапезной на общем собрании обсуждал с братией все монастырские дела общины и тем самым приучал иноков мыслить, высказываться и отвечать за сказанное, за дела, поступки. Тем более что исполнение решений было обязательным для каждого.

Все монахи, как предписывал преподобный, постоянно молились, соблюдали посты, блюли все монастырские правила в келье, трапезной, во всем соединяли молитвенные и хозяйственные труды.

Казалось бы, дебри, леса, реки, озера отдаляют монастырь от Вологды, Новгорода и тем более от Москвы. Можно впасть в уныние, забвение, дикость. Но нет, идет по дорогам, тропам, двигается по водным путям православное знание, книжная премудрость, примеры святости и чудотворения Руси и всего христианского мира.

Здесь, на Севере, близкими становятся имена первоучителей церковных Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоустого. Русь связывается незримыми нитями и со всем православным миром.

Преподобный Антоний считал необходимым просветить монахов и силой православного книжного знания, положив начало переписыванию книг, завел библиотеку. Монастырь стал и центром хозяйственной жизни, возделаны кругом поля, разводится скот. Доходы приносит солеварение, искусством которого монахи овладели в совершенстве - так же, как выделкой кожи, портняжным либо тарным ремеслом. К монастырю тянутся бедные, убогие, ищущие душевного покоя и духовного покровительства.

Преподобный Антоний никого не отгонял, братии завещал: "Живите в общежитии равно духовно и телесно, пищею и одеждою по заповеди святых отцов, нищих же кормите в довольстве и милостыню подавайте, да не оскудеет место сие святое".

Преподобный был рачительным хозяином монастыря, большим заботником о людях, но, главное, великим молитвенником, дважды уходил он из обители в пустынножительство, где неусыпно молился, "осветлял душу" и неустанно трудился: пахал, сеял, ловил, как подобает святому, рыбу; все, что добывал, отсылал в монастырь. Был беспощаден к своей плоти, постоянно вел "мысленную брань", истязал ее, борясь с исступлением. Все это дало ему великую силу духа, дар прозрения.

В 1556 году Антоний умер, а уже в 1579-м произошла его канонизация. Это стало промыслительно, ибо то был век истинной русской святости, в это время Русь постигает себя. Время митрополита Макария, при котором канонизировано к общерусскому прославлению около 40 русских святых, почитаемых до того местно. Именно в это время составлены великие Четьи-Минеи - свод книг о жизни святых. Все местночтимые святые подтягивались к Москве, которая становилась духовным центром Руси с опорой на этих святых. К Антониево-Сийскому монастырю недаром благоволил сам царь Иван Грозный, ибо в такого рода опорных пунктах он видел скрепы Руси, ее молитвенную, засечную линию. Где же державные, духовные центры у сегодняшней власти? Ведь великая трагедия Отечества состояла в том, что эти молитвенные и державные центры в XX веке были разгромлены. "Бог мудрый, а дьявол проворный" - это часто говорит Святейший Патриарх. Ныне монастырь возрождается. Молитва к молитве, камень к камню, паломник к паломнику. Надеемся, что монастыри снова займут важное место в духовной, культурной, экономической жизни страны.

Да и мы в тот день были и молитвенники, и паломники, и созидатели. Светоносная Литургия, которую торжественно провел епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, знакомство с монастырем, его возрождающимися храмами и работа всех по созданию, закреплению на земле архангельской Всемирного Русского Народного Собора, глава которого - Святейший Патриарх, соединили нас воедино.

Перед началом соборной встречи преклонились мы перед плитой, под которой покоятся мощи Святого, и все в единодушии молились: "Святый отче Антоний, моли Бога о нас!"

А он и молился о нас, грешных, все эти годы - несмотря на погром и закрытие в 1923 году монастыря, создание в его стенах "коммуны", проевшей все запасы и ликвидированной вскорости. А затем - инвалиды, пионеры, облисполкомовцы... Разрушено было многое, возведена лишь "Попова баня". Но это не монашеская мыльня, а банька, построенная для руководителя области Попова.

В 1992 году пришел сюда иеромонах Трифон - умный, остроглазый, хваткий. Казалось, его не хватало все эти годы обители. Чувствуется, что монастырь теперь обживается, обустраивается, укрепляется. В пять тридцать утра здесь служится молебен основателю монастыря преподобному Антонию. Этим укрепляется все вокруг. Высокой, торжественной, уже утвердившейся традицией завершается вечерня: идут монахи, богомольцы, паломники, крестным ходом обходя храмы и всю площадь монастыря, впереди фонарь и икона Божией Матери. Звучит "Богородице Дево, радуйся". Богородица к обители благосклонна. Духовное поле монастыря разрастается, его подворья выросли в Емецке, Сельце, Архангельске, Санкт-Петербурге.

В Северной столице строится деревянный храм в честь преподобного Антония Сийского. Продолжаются усилия святого и в собирании книг. Библиотека уже имеет десять тысяч книг и журналов. Внесли свою лепту в это дело и мы. Иконописная мастерская антониосийцев известна за пределами обители. Братия издает газету "Духовный сеятель", приложение "Педагогический семинар", альманах "Сийский хронограф".

Так духом и молитвой, трудами епископа и настоятеля, монахов и тружеников, местных властей и благотворителей в северной Европейской части России, среди лесов и вод вновь поднялся и укрепляется замечательный монастырь, духовный центр, опора церкви и православного народа.

И, наверное, не случайно по своей дерзостной дороге в Москву некогда сюда зашел юный Михаил Ломоносов. Ясно, что помолился, попросил доброго совета и благословения у своего дяди Ивана Дорофеевича, обитавшего в монастыре, прикоснулся к благословенной земле. Прикоснемся и мы.

Валерий ГАНИЧЕВ, председатель правления Союза писателей России

http://www.gudok.ru/index.php/28214

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Ганичев:
На 85-м году жизни скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России

08.07.2018
В краю вдохновения
К 90-летию Валентина Михайловича Сидорова
05.05.2018
Самоотвержение себя
О времени и книге Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В годину тяжкую Богом избранный…», посвященной 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона
02.03.2018
Все статьи автора