Это отрывки из последнего интервью отца Александра. Он не слишком жаловал моих коллег, если они приходили к нему в своем профессиональном качестве. К тому времени мы были знакомы с отцом Александром довольно давно, я даже был одним из его духовных детей (к сожалению, не слишком прилежным). Может быть, поэтому он сделал для меня исключение. А спустя несколько дней, 9 сентября 1990 года, его не стало.
- Ныне православие в России переживает как бы второе рождение. Однако большинство моих сограждан бросилось в христианство отнюдь не в стремлении обрести Бога. Одни пришли в Церковь из протеста, другие - следуя моде. Вы так не думаете?
- Мой опыт охватывает лишь сельскую церковь. Тех, кто приходит ко мне, следуя моде, очень мало. Большинство приходит по внутренним причинам. Они остаются, они трудятся - и внутренне, и внешне. А те, кто приходит из протеста, вскоре забывают об этом. Протест проходит, а внутренние проблемы остаются. Для того чтобы отплыть в лодке от берега, надо оттолкнуться от него. Потом берег не нужен. Нужно грести себе и плыть. А от чего оттолкнулся, не столь уж и важно.
- Знаменитые слова апостола Павла "Всякая власть от Бога" - можно ли и нужно ли понимать их буквально?
- Власть как определенная структура социума необходима. Антипод власти - анархия, хаос, а хаос Церковью не признается. Власть как некая абстрактная система - она, конечно, от Бога. А конкретно - это уже совсем другое. Власть может идти против совести людей. В том же Писании сказано, что надлежит более слушаться Бога, нежели человека.
- Да, власть может быть и наказанием для людей...
- Безусловно. Господь устроил так, что есть определенный нравственный мир и порядок. Но если к власти пришли нацисты - это не случайное явление, а зло, принятое волей народа. Народ принял нацистов, с удовольствием кричал "Зиг хайль!". Потом, когда люди спохватились, было уже поздно. Так что принцип, исходя из которого власть необходима, а правительство - явление совершенно закономерное, - этот принцип незыблем. Все остальное - утопия. Можно ли представить огромное общество без власти? Допустим, Россию? Ну вот завтра, к примеру, власть ушла, отправилась в эмиграцию. И что же? Полный хаос. Тогда-то и предстоит нам узнать, что власть от Бога.
- Скажите, всегда ли сохраняется тайна исповеди? Мне известны случаи, когда священники предупреждают некоторых своих прихожан: "К этому батюшке на исповедь не ходи..."
- Я не знаю таких конкретных случаев, но тайна исповеди абсолютно свята и неприкосновенна. И священник, который ее нарушил, согласно правилам Церкви, должен быть извергнут из сана. Это очень серьезно. Я не хочу ни на кого наводить тень, мне лично неизвестны такие случаи, когда что-то просочилось через исповедь.
- Но вы ведь знаете, о чем я говорю? Или делаете вид, что не знаете?
- Прекрасно знаю. Но ничего нового здесь нет. До революции официальные инструкции предписывали священникам доносить на прихожан в случае их политической нелояльности. Как обстоят дела сейчас, я не знаю. Лично мне государственные органы не предлагали нарушить тайну исповеди, и я не знаю случаев, когда это кому-нибудь предлагалось. Если же среди моих коллег есть люди, не заслуживающие доверия, то, вероятно, за этим что-то кроется. Но я знаю, как легко в наше недоверчивое время люди могут подозревать друг друга без всяких серьезных оснований. Словом, это надо тщательно проверять.
- Но вы же понимаете, что проверить это практически невозможно.
- В общем, да. Ну как проверить, нарушает ли батюшка тайну исповеди? Не знаю, у меня нет рецепта, но если человек не доверяет священнику, он может пойти к другому. В целом же мне кажется, что проблемы тут нет. Когда мы приходим на исповедь, мы должны говорить о своих грехах, а грехи - не то, что интересует следственные или другие органы.
- Но мы же говорим на исповеди не только о грехах...
- А надо - только о грехах. Все прочее только мешает.
- В последние годы мне не раз доводилось слышать утверждение: "Русский человек может быть только православным". Что вы думаете об этом?
- Мне неизвестно, чтобы в нашем столетии какая-либо народность обязательно придерживалась какой-то одной конфессии. Сегодня миллионы русских людей ни во что не верят. Миллионы русских людей - баптисты и пятидесятники. Еще какая-то часть - католики. Большинство же исповедует православие.
- Что вы знаете об отношении к обществу "Память" Православной церкви?
- На проблему "Памяти" отреагировали два наших выдающихся иерарха: митрополит Ленинградский Алексий (ныне - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - М.Д.) и управляющий делами Московской патриархии митрополит Владимир. Смысл их высказываний состоит в следующем: патриотизм - вещь прекрасная, забота о сохранении культуры и памятников старины - тоже, но когда все это приобретает характер откровенного шовинизма, то противоречит основам христианства. Русская интеллигенция всегда отличалась терпимостью и отсутствием шовинизма. Достоевский гордился этой чертой, считая русского всечеловеком, открытым ко всем культурам.
- Это сложный вопрос, отец Александр. У того же Достоевского, как вы знаете, антисемитские настроения были довольно сильными...
- Ну и что? В конце концов, это было его право. В целом же русская интеллигентность означает терпимость и доброжелательность ко всем народам, населяющим нашу многонациональную страну. Это благородная, прекрасная черта, ее необходимо поддерживать.
- Какие надежды вы связываете с сегодняшней ситуацией в стране?
- Я надеюсь только на Бога. А нынешнюю ситуацию я приветствую, потому что она - единственный возможный вариант для выхода нашей страны из кризиса - духовного и материального.
- Вы полагаете, теперь будет легче?
- Я ничего не полагаю, это не в моих правилах. Я просто тружусь потихоньку. И не люблю праздных мыслей. Я надеюсь на Бога: что будет, то и будет. И потом, мне даже физически некогда предаваться таким размышлениям.
- Как вы думаете, долго ли продлится нынешний ренессанс русского православия?
- Это забота церковного руководства и самих верующих. Моя забота - выполнить мой долг перед Богом, перед людьми. Кроме того, назвав происходящее ренессансом, вы, по-моему, не совсем точно выразились. Я бы назвал это по-другому: Бог снова дал шанс верующим. Вопрос лишь в том, как мы его используем. Я хочу сказать, что многое зависит от нас. Бог снова призвал нас. Теперь - наш ответ. Сумеем ли ответить? Сможем ли?..
Марк ДЕЙЧ
http://www.mk.ru/numbers/1811/article60815.htm