Опыт миссионерской деятельности русской православной церкви на Кавминводах в конце XIX - начале XX вв.

0
264
Время на чтение 8 минут
Вопрос о необходимости миссионерской деятельности Русской Православной Церкви является одним из самых важных в современной России, когда наряду с возрождением традиционной духовности, активное распространение получил оккультизм и сектантство.

В этом отношении будет полезным изучать и использовать опыт миссионеров давно минувших дней. В частности, мы можем обратиться к опыту миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в таком жизненно важном для нашей страны регионе как Кавказские Минеральные Воды.

На Кавминводы сектантство стало проникать сравнительно поздно, примерно с третьей четверти XIX века, когда Православие уже прочно там утвердилось. А вот раскольники появились почти сразу, с первыми казаками - переселенцами.

Поэтому, миссию Русской Православной Церкви на Кавминводах можно разделить на два периода по основным направлениям деятельности.

Первый период с конца XVIII в. - по 60-е гг. XIX века.

Второй период с начала 60-х гг. XIX в. по 1917 год.

Первый период характеризуется интенсивной колонизацией Северного Кавказа русскими и Кавказской войной. В это время основным направлением миссионерской деятельности Русской Православной Церкви была проповедь христианства среди горцев-язычников - с одной стороны. И тонкая, деликатная, работа по возвращению в Православие казаков - переселенцев, многие из которых были старообрядцами - с другой. Эта миссия была тем более важна, что они являлись защитниками южных рубежей Российской империи.

Подтверждение этого можно найти в документах того времени. В отчете за 1895 год благочинный 2-го (Пятигорского) благочиния о. Павел Бартенев пишет: "Условия кавказских поселений в недавнем минувшем времени, для завоевательных целей требовали людей сильных и предприимчивых, могущих встать лицом к лицу с воинственными дикарями-туземцами. При этом на вероисповедание пришельцев - завоевателей мало обращалось внимания. Поэтому раскольники получили на Кавказе такую свободу, какая возможна только за пределами государства Российского. И в настоящее время раскольники пользуются почти тою же свободой. Ограничить их в этом отношении трудно". К 1895 году в приходах 2-го благочиния насчитывался 3381 раскольник. Больше всего старообрядцев было в ст. Ессентукской - 2508 человек и в ст. Кисловодской - 796 человек, а в остальных станицах и городах их число было незначительным.[1]

Вследствие заинтересованности русского правительства в заселении Кавказских земель казаками Православной Церкви приходилось не только работать среди старообрядцев, но и заботиться о сохранении мирных отношений между ними и православными. Но между самими раскольниками часто возникали противоречия, так как они делились на три согласия: белопоповцы, беспоповцы и согласие австрийского священства.

В станицах Ессентукской и Кисловодской существовали старообрядческие храмы, впрочем, деятельность их строго ограничивалась и контролировалась.

В станице Ессентукской была создана единоверческая Богоявленская церковь, освященная в 1836 году. В этой церкви находился холщевый антиминс 1645 года. На протяжении многих лет настоятелем церкви был миссионер о. Яков Матвеев.

Цель создания такого прихода заключалась в том, чтобы помочь людям выйти из раскола и вернуться в лоно Православной Церкви. Но, как видно из сохранившихся документов, приход насчитывал всего 85 человек из 2508 старообрядцев, проживающих в станице Ессентукской. И хотя во время проповеди и на Исповеди священник объяснял, что без союза с Православной Церковью единоверие остается расколом, положение особенно не изменялось, и большинство старообрядцев не спешило в православный храм. Но характер отношений между старообрядцами и православными изменился. По свидетельству о. Якова, "...намеренного и заранее обдуманного оскорбления по отношению к православным храмам и духовенству со стороны здешних старообрядцев не замечается... если бы не пришлые старообрядцы из соседних губерний, в особенности - Черниговской... то здешний раскол был бы безвреден для Православной Церкви".[2] Он считал, что особую опасность представляли начетники, разъезжающие по станицам, ораторствуя на собраниях, понося и хуля Православную Церковь, обнося ее всякими нелепыми обвинениями.

В период I Мировой войны старообрядческие начетники вредили не только Православной Церкви, но и Русскому государству. Они в публичных беседах, куда приходили не только старообрядцы, но и православные "...отвергали присягу Именем Божиим, принимаемую на верность престолу и отечеству, как противоречащую заповеди "не убий". Тем самым они проповедовали сектантское учение, которое до этого периода было чуждо всему старообрядчеству.

Бороться с такими "проповедниками" православным священникам было очень трудно. Отец Яков Матвеев, миссионер с 30-летним стажем, писал в 1914 году о своих методах работы со старообрядцами: "В противодействие пропаганде старообрядческих начетников принимаю такие меры: при вверенной мне церкви имеется хорошая библиотека... и у меня личная библиотека из 500 экземпляров. Любознательные старообрядцы часто приходят ко мне и просят книги... Вот тут-то, и завязывается с ними беседа. Они знают меня как бывшего миссионера, поэтому часто предлагают мне возникающие между ними недоуменные вопросы для разрешения... при этом они знакомят меня с их внутренней жизнью... Одним словом, во время таких дружеских разговоров старообрядцы высказывают всю свою уже не только казовую сторону жизни, но и закулисную изнанку ее. Книги здесь, под рукой, сейчас же по привычке нахожу и указываю им соответствующие предмету беседы места. При этом я стараюсь всеми методами повлиять не только на ум слушателя, но и на сердце его. Разъясняя спорные вопросы, я более всего обращаю внимание на раскрытие положительных истин, иллюстрируя их примерами из житий святых. Мне много раз приходилось наблюдать, что беседы религиозно-нравственного содержания больше располагают людей и смягчают сердца старообрядцев, нежели решение обрядовых вопросов".[3]

Но несмотря на такую тонкую и мудрую миссионерскую работу, число раскольников во 2-м благочинии не уменьшалось, а увеличивалось, правда в основном за счет переселенцев из других губерний, и в 1914 году составило 4221 человек. К этому времени конфронтация сменилась мирным сосуществованием с православными. Никаких враждебных намерений против православных раскол к началу XX века уже не питал. Но это - враг домашний, старый знакомый, который сам собою начал выдыхаться с распространением книжного образования.

Опасность грозила с другой стороны: с 60-х гг. XIX века на Кавминводах стало распространяться сектантство. К началу XX века оно стало основной проблемой для православных миссионеров. Число зарегистрированных сектантов колебалось от 450 человек в 1895 году, до 581 человека в 1914 году. Сюда входили хлысты, жидовствующие, баптисты, молокане, новоизраильтяне, толстовцы, иеговисты. Но точное их количество, а особенно хлыстов и им подобных, установить было крайне трудно, так как секты эти были тайными, а последователи их отличались "притворным и лукавым усердием к храму". Они не признавали своего уклонения от Православия. К священникам относились почтительно и с уважением. Поэтому вести с ними беседы о их заблуждениях можно было лишь тогда, когда удавалось уловить их в преступных деяниях (богохульных разговорах с православными). И при крайней их осторожности такие случаи все же представлялись, хотя и редко.

На свои радения хлысты собирались поздно ночью, накануне церковных праздников, когда священники, по их мнению, не могли помешать их собраниям. Но в документах мы находим свидетельства того, что зачастую священники, жертвуя своим отдыхом и здоровьем, вынуждены были посещать эти сборища и призывать заблудших к покаянию. Вот что писал о таком случае благочинный о. Павел Бартенев в одном из своих отчетов: "По целым часам пришлось сидеть в уличной грязи, подслушивая беседу хлыстов, а потом явиться и в сборище их. При посещении хлыстов они дали мне обещание впредь не собираться и никакой вражды к Церкви не иметь. (Не отказались бы они и от публичного покаяния, но сделали бы это так же неискренне). После этого был составлен акт, но отношение станичного руководства и атамана было очень халатным, поэтому должного надзора за тем, чтобы хлысты не составляли сообщества, не было".[4] Поэтому хлыстовство долгое время не могли искоренить полностью, хотя общества их пришли в упадок. К началу XX века теряют свою силу и молокане. И всегда главным оружием у священников в борьбе с сектантством являлась только проповедь Слова Божьего.

К началу XX века особую силу набирают баптисты разного толка. Распространению баптизма во 2-м благочинии способствовало несколько причин.

1. Вытеснение штундистов из южных губерний, которые вследствие этого устремились на Кавказ с тем, чтобы сохранить свою религиозную свободу.

2. Многочисленность немецких поселений, где вместе с колонистами проживали и православные, так же влияла на восприятие сектантских идей последними.

Баптисты вели широкую пропаганду не только среди православных, но и среди молокан, хлыстов и других сектантов. А так как влияние этих сект ослабевает, то многие, особенно молодые их последователи, переходили в баптизм, что приводило к открытой вражде между баптистами и представителями иных сект.

К началу XX века баптизм стал самой влиятельной и воинственной сектой на Северном Кавказе. Баптистские "благовестники" даже высших чинов часто посещали Терскую Область.

В 1906 году баптистское общество г. Пятигорска приобрело дом на базарной площади за 27 тыс. рублей. Повсюду они расклеивали объявления с приглашением на субботние собрания, всегда в 8 вечера. Таким образом, баптисты решились начать открытую пропаганду своего вероучения. Но причт Спасского собора счел своим долгом посетить эти собрания и обличить ложные мудрования относительно крещения младенцев, храмов и т. д. На одной из бесед выступал бывший епархиальный миссионер о. Иоанн Кормилин по вопросу о Церкви. Его проникновенная и убедительная речь привела сектантов в такое замешательство, что на следующий день ему не разрешили говорить, не смотря на то, что он просил у них слово во имя Господа Иисуса Христа.

Это обстоятельство побудило соборный причт открыть самостоятельные миссионерские беседы в местной церковно-приходской школе. Объяснительное чтение Евангелия на русском языке, обстоятельное исследование назначенного предмета, главным образом на основании Слова Божия, объяснение спорных и сложных вопросов очень заинтересовало горожан, включая интеллигенцию. Слушателей собиралось каждое воскресение очень много. Приходили в том числе сектанты. Каждая беседа превращалась в жаркую дискуссию, между православными и баптистами. Эти беседы были одинаково полезны для тех и других, так как ясно открывалась Истина в положительном учении Священного Писания.[5] В Епархии регулярно проводились курсы для приходских священников с целью ознакомления пастырей с приемами противосектантской полемики. Так, в июле 1914 года, по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антонина, епископа Владикавказского и Моздокского, на средства Михаило-Архангельского Братства были устроены во Второ-Афонском монастыре близ Пятигорска краткосрочные миссионерские курсы. Проводил их епархиальный миссионер о. Виктор Тихвинский.

Таким образом, можно сделать вывод, что Православная миссия на Северном Кавказе в борьбе с сектантством преследовала следующие цели: 1) познакомить православных возможно полнее с догматическим и нравственным учением Православной Церкви; 2) оградить их от соблазнов сектантской пропаганды; 3) показать наглядно ложь сектантского вероучения; 4) увеличить число специальных борцов против сектантов.

Опыт прошлого всегда ценен. Особенно в практическом отношении. Ни для кого не секрет, что на протяжении многих десятилетий наша Церковь была лишена возможности выйти за ограду с проповедью христианства, и почти три поколения были для нее потеряны. Теперь есть возможность восполнить эту потерю. Мы много говорим о необходимости религиозного воспитания и образования. Растет количество православных учебных заведений, но основная масса россиян остается все же вне Православия. Многие ищущие души, пробираясь вслепую, часто попадают в сети врага рода человеческого, расставленные сектантами различного толка. Поэтому задача наших миссионеров - стать поводырями для них. Не ждать приглашения, но самим бесстрашно вступать в открытую полемику с сектантами, вести борьбу за каждую душу. Приложить усилия для подготовки специальных кадров, умеющих вести дискуссию с сектантами и раскрывать всю полноту Истины Христовой тем, кого еще возможно спасти и вернуть в лоно нашей Матери Церкви.



[1] ЦГА РСО-А Ф. 143,Оп.2, Д.34.

[2] Там же Ф.143, Оп.2, Д. 308.

[3] Там же Ф.143, Оп.2, Д.308.

[4] Там же.

[5] Владикавказские Епархиальные Ведомости 1907.


http://www.pravoslavie.ru/arhiv/050901111245
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16