itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ночь прошла. А день приблизился?

Беседа о том, что ждет нас в земной жизни и после нее

0
156
Время на чтение 6 минут
Ему нет и сорока. Доктор философии и доктор богословия, он учился в Московской консерватории, Московской духовной академии и Оксфордском университете. Автор религиозных бестселлеров и серьезных научных открытий. На его проповеди в небольшом храме еще недавно съезжалась молодежь с разных концов Москвы. Теперь на его лекциях и докладах собираются полные залы по всему миру. Это один из самых ярких иерархов и богословов Русской православной церкви - епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), представитель РПЦ при европейских международных организациях. Среди его научных достижений - первый перевод на русский язык и глубокое исследование ряда работ святого Исаака Сирина, великого христианского богослова, загадочного и даже в чем-то пугающего...

- Иногда в церковной среде можно услышать, что для неподготовленных чтение трудов Исаака Сирина может быть опасным. Что это значит?

- Исаак Сирин - во многих отношениях совершенно уникальный церковный писатель, он рассуждал о таких вещах, которых редко кто касался. Думаю, что никто ни до, ни после него не говорил с такой силой и такой проникновенностью о любви Божией. Не случайно его писания вдохновляли наших предков на протяжении столетий. Они оказали глубокое влияние на некоторых русских писателей, в частности, на Достоевского, который в писаниях старца Зосимы из "Братьев Карамазовых" воспроизвел многие идеи преподобного Исаака. А в нашу эпоху писания Исаака Сирина особенно актуальны, потому что современному человеку более всего нужно напоминание о любви Божией. Для меня как ученого встреча с наследием Исаака Сирина стала в каком-то смысле чудом. Ведь я занимался в Оксфорде совсем другой темой, изучал Симеона Нового Богослова - это была тема моей докторской диссертации.

- Верно ли, что Исаак Сирин полагал, будто бы души всех умерших, в том числе и самых закоренелых грешников, в конце концов окажутся в раю после определенных испытаний?

- Исходная точка всего богословия Исаака Сирина - это любовь Божия, которая, по его мнению, исключает возможность вечных мучений. Исаак говорит о том, что мучение геенны есть не что иное, как муки раскаяния. И грешники в аду будут мучимы бичом любви Божией. Исаак весьма решительно отвергает мнение о том, что Бог одних людей предназначил ко спасению, а других к погибели и что Он будет одних вечно миловать, других вечно мучить. По его учению, Бог вообще никого не наказывает, и идея правосудия неприменима к Богу. Бог любит в равной степени и тех, кто находится в Царстве Небесном, и тех, кто мучается в геенне огненной. Но именно эта безграничная любовь Божия и становится для грешников источником мучений, подобно тому, как для провинившегося ребенка любовь матери может стать причиной угрызений совести и раскаяния. Источник мучений ада - неспособность человека наслаждаться любовью Божией, приобщаться любви Божией, любить самому и быть любимым. Помните, как в "Братьях Карамазовых" старец Зосима говорит: "Отцы и учители! Мыслю: что есть ад? Рассуждаю так: страдание о том, что нельзя уже более любить". А у Исаака Сирина читаем: "Неуместна никому такая мысль, что греш­ники в геенне лишаются любви Божией. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою исполнивших долг свой". Эту мысль Исаака Сирина Владимир Лосский поясняет так: "Божественная любовь станет нестерпимым мучением для тех, кто не стяжал ее внутри себя". То есть если ты здесь, на земле, не научился любить, то твоя неспособность любить станет для тебя источником мучений в будущей жизни, потому что там нет ничего, кроме любви Божией. Из этих представлений вырастает у Исаака теория всеобщего спасения: согласно этой теории адские мучения являются временным наказанием, необходимым человеку, чтобы он достиг того уровня любви, который необходим для вхождения в Царство Небесное. Эта идея вовсе не нова в христианской традиции. Ее еретическим вариантом является учение Оригена, осужденное V Вселенским собором. А более православный вариант содержится в трудах святителя Григория Нисского, которые никогда ни одним Собором не были осуждены. У Исаака Сирина генезис этих идей восходит к предшествующим сирийским авторам, которые писали на те же темы. Полагаю, что эти идеи можно воспринять как частное богословское мнение святого Исаака Сирина. И я не думаю, что в том виде, в каком они выражены у него, они являются каким-либо соблазном для верующих. Даже наоборот, для многих эти идеи служат источником вдохновения и надежды.

- Ну, во всяком случае для нас, грешных, это достаточно оптимистичный взгляд на будущее. А если от перспектив вечной жизни перейти к земным масштабам, тут для оптимизма есть, на ваш взгляд, основания? Одна из ваших книг озаглавлена евангельскими словами "Ночь прошла, а день приблизился". Применимо ли это выражение к нашей стране? Говорят, со стороны виднее, а вам приходится смотреть на Россию со стороны, даже географически. Так к хорошему или к плохому движемся?

- Я хотел бы быть оптимистом, но жизнь заставляет быть реалистом. Меня радует, что в последние пятнадцать лет созданы возможности для возрождения религиозной жизни, и эти возможности Церковь использует по максимуму. Но вот что беспокоит. Мы сейчас открываем десятки тысяч храмов, сотни монастырей, а что произойдет через двадцать-тридцать лет? Будут ли эти храмы наполняться людьми, продолжится ли тот энтузиазм, на котором держится сегодняшнее религиозное возрождение? Я в этом не уверен, потому что, наблюдая некоторые весьма тревожные явления на Западе, опасаюсь, что рано или поздно они придут к нам и что секуляризация и обмирщение человеческого сознания поглотят те плоды, которое приносит религиозное возрождение. Сегодня в некоторых странах Запада протестантские церкви сдаются в аренду под рестораны или увеселительные заведения. Не получилось бы и у нас, что мы настроим храмов, а через одно или два поколения начнем сдавать их в аренду.

- Это проблема только Церкви или всего общества? Какие выводы можно сделать из сопоставления с западным примером?

- Мы помним те времена, когда религия у нас фактически была запрещена и официальная идеология строилась на отрицании традиционных для религиозного человека ценностей. И мы в те годы думали, что на Западе все совсем по-другому, что там свобода совести, свобода вероисповедания. Действительно, гонений на Церковь там нет. Но за несколько последних десятилетий на Западе произошли очень существенные сдвиги в общественном сознании, которые не только подорвали основы религиозной веры, но и в значительной степени разрушили традиционный уклад человеческой жизни. Речь идет не о теологической, а об антропологической проблеме. Речь идет, например, о том, что так называемая сексуальная революция перевернула традиционные взгляды на семью, на роль женщины в обществе, перевернула представление о том, что допустимо, а что недопустимо в области сексуальной этики, что позволительно, а что греховно. Идеалы брака, супружеской верности, чадородия, многочадия, которые в представлении всех традиционных религий являются основой человеческого бытия, современная культура подвергает систематическому уничтожению. Эти идеалы не только не пропагандируются в молодежной среде на Западе, но и осмеиваются как что-то устаревшее. Жизнь людей сегодня строится на совершенно иных ценностных парадигмах, чем те, на которых она строилась на протяжении веков. В основе всего - воинствующий индивидуализм, гедонизм, то есть культ наслаждения, культ потребительства. И все это создает кризисную ситуацию для каждого человека в отдельности и для целых народов. Страны Запада оказались в глубочайшем демографическом кризисе. В отличие от нашей страны, где для этого кризиса помимо духовно-нравственных есть и экономические причины, на Западе причины демографического кризиса коренятся исключительно в области нравственности. Это страшная проблема, перед которой стоит вся западная цивилизация, и если не решит ее, то окажется на грани гибели. Но демографический кризис - лишь одна составляющая многопланового процесса отказа многих людей на Западе от религиозных ценностей.

- А где же выход? Поиск его не возвращает ли человека к религии?

- Религия могла бы сыграть решающую роль в преодолении этого кризиса. И здесь особенно важна роль традиционных церквей - на Западе, конечно, в первую очередь Римско-католической церкви, но также и Православной - как Церкви, которая защищает традиционные ценности. Вопреки всем современным веяниям люди продолжают приходить в церковь. Мы в Вене часто наблюдаем такую картину. В наш православный Свято-Николаевский собор заходит человек с улицы. Он ничего не знает о Православии, не понимает языка богослужения, не понимает, что вообще происходит в храме. Но что-то его там удерживает. Он говорит: я ничего подобного в жизни не видел, мне здесь хорошо. И начинает заходить раз за разом, постепенно становится прихожанином. Это может быть австриец, который был воспитан вне веры или который потерял свою веру, как происходит с очень многими. Это может быть русский или грузин, который у себя на родине был далек от церкви, а вот, попав в эмиграцию, задумался о смысле жизни и потянулся к Богу. Или вот недавно у нас китаец оказался в храме таким же образом - зашел и остался. Многие приходят, увидев золотые купола, хотят посмотреть на какую-то русскую диковинку, а потом остаются навсегда. Православные храмы, построенные на Западе нашими предками, становятся центрами притяжения для самых разных людей, которые сознают безысходность и бессмысленность современной секулярной культуры, которые не находят смысла жизни в индивидуализме и потребительстве.

Коновалов Валерий

http://www.trud.ru/004_Cht/200508251561201.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Венгерский и Будапештский Иларион (Алфеев)
Все статьи Митрополит Венгерский и Будапештский Иларион (Алфеев)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04