Монастырь: мрачная темница или райский уголок?

Ново-Тихвинскому монастырю 9 июля исполнилось 10 лет

0
171
Время на чтение 6 минут
Мы с Оксанкой как-то всегда шли по жизни рядом. Одноклассницы, потом поступили в один вуз, хоть и на разные факультеты. Почти одновременно крестились. Как-то зашел разговор о монастыре, и Оксанка сказала, что когда она была маленькой, то думала, что монахини - это угрюмые старухи, которые живут в каменных пещерах. А попадись им на пути, они сразу пальцем грозят: покайся, грешница, а не то сгоришь в аду! Жуткие личности... У меня в детстве и отрочестве были точно такие же представления о монашествующих. Конечно, когда мы выросли, а особенно, когда крестились, то начали понимать, что все это - стереотипы. Но на место этих мифов пришли другие. Поэтому когда мы приехали паломницами в настоящий монастырский скит, то удивлялись каждому лицу и каждому слову. Обитель и ее насельницы оказались совсем не похожими на тех, которые так долго жили в нашем воображении.

Другой женской обители у нас, в Екатеринбурге, нет, поэтому нельзя сказать, чтобы мы долго раздумывали, куда поехать, когда решили заняться своего рода "экстримом" и при нашем дремучем новоначалии "окунуться" в монастырскую жизнь. И вот мы в скиту Ново-Тихвинского женского монастыря (на фото справа). Оказалась, что это не каменная крепость, окруженная высоким забором и глубоким рвом, но и не маленькая избушка на краю земли, в тысяче верст от железной дороги. Сестры живут в нескольких обыкновенных корпусах - в зеленой зоне, но в черте города. Рядом с монастырем останавливается рейсовый автобус, всего через две-три остановки начинается шумный город. Честно говоря, близость мегаполиса поначалу сильно смущала нас. Лично я недоумевала: как сестры могут постоянно жить в этой непроницаемой тишине и не думать о том, что совсем рядом течет яркая, красивая, беззаботная жизнь? Только спустя месяцы, я, кажется, начинаю понимать истинную цену "беззаботности", да и представления о красоте жизни у меня изменились...

Оксанка первой заметила, что красота может быть совсем другой, чем та, к которой мы привыкли. "Какие они здесь все красивые", - шепнула она мне, когда сестры вышли из паломнической кельи, заботливо устроив нас на новом месте. Красивые? А ведь правда. Вовсе обитательницы монастыря не древние бабули. Большинство сестер оказались молодыми, некоторые - юными. Но даже сестер преклонного возраста язык не поворачивается назвать старухами. Слишком светлы лица и глубоки глаза, слишком часто они улыбаются - тихо, приветливо... Я сразу вспомнила слова одного священника, который говорил мне, что не знает более красивых людей, чем монашествующие. Теперь я поняла смысл его слов.

Эта красота - не от стиля поведения, не от эффектной одежды. Она - от того, что происходит где-то глубоко в человеческой душе. Что же это, что? Пока мы были в монастыре, кажется, это чуть-чуть коснулось и наших душ. Мы быстро забыли, что монастырь когда-то представлялся нам мрачным местом. Может быть, это произошло в тот момент, когда мы заметили, что здесь на каждом шагу говорят друг другу: "Спаси, Господи" и "Простите". Или когда почувствовали ненавязчивую заботу, проявляющуюся даже в мелочах: "Хотите добавки?", "Вам не тяжело? Давайте помогу!", "Перед службой обязательно поспите хотя бы час-полтора, иначе с непривычки трудно будет". Потом, после монастыря, нам казались такими странными мелкие мирские стычки - кондукторов с пассажирами в автобусах, продавцов с покупателями в магазинах, начальников с подчиненными, родителей с детьми... Почему мы не замечали раньше, как сильно эти "мелочи" засоряют и уродуют жизнь? И неужели только монахини умеют быть внимательными друг к другу?

Но внимательность внимательностью, а спуску в скиту нам не давали, в самом лучшем смысле этих слов. Очень скоро из наших голов выветрился и еще один миф о том, что монастырь - это некий райский уголок, где только поют хвалебные песни Господу и больше ничего не делают. Не знаю, как обстоят дела в других монастырях, а Ново-Тихвинский больше напоминает деятельный муравейник, чем тихий Эдем. Никогда мы прежде так много не работали, как вместе с сестрами. Еще до шести утра мы просыпались, к 6.00 шли в храм на службу, в девять уже начинались послушания, которые с перерывами продолжались до восьми вечера (минус три часа на трапезу и отдых). И так каждый день, кроме воскресенья.

А что там были за послушания! Мы с Оксанкой напрасно надеялись отдохнуть от компьютеров. В монастыре их оказалось не меньше десяти. Без них сестрам пришлось бы тяжело - ведь они переводят с древнегреческого творения святых отцов, редактируют духовные беседы и проповеди (такое послушание дали и нам), сами делают свой сайт. Даже швейное послушание компьютеризировано - эскизы для вышивок куда удобнее разрабатывать на экране, чем на бумаге. Собственно, ничего удивительного и принципиально нового в этом нет. В наши дни всего лишь обновились технологии. Принцип скрупулезного, непрерывного, качественного труда остался прежний.

Оксанка потом призналась: "Впервые в жизни попала в коллектив, в котором никогда не сидишь без дела". А ведь это счастье - когда каждая минута твоей жизни кому-то полезна. До монастыря я воспринимала любую работу как некую досадную необходимость. А теперь попробуй-ка отними у меня труд - я взвою. Как случилась эта перемена, я не знаю. Но я очень благодарна сестрам за то, что они помогли мне по-новому взглянуть на труд, полюбить его. Вообще, кажется, сама монастырская жизнь помогает человеку сформировать простое и трезвое отношение ко всему: к работе и молитве, к чтению, к жизни и смерти.

Но самое главное, что я поняла в скиту, - это то, что существует всего один способ прийти к Богу. Раньше мне казалось: молитва - это для монахов, милосердие - для работников хосписов, целомудрие - вообще причуда очень и очень немногих людей. Мол, можно прийти к Богу как-нибудь иначе, окольными путями. Ведь свою натуру изменить невозможно, значит, нужно подстраивать под себя Евангельские заповеди. Только в монастыре я осознала, что Евангельские заповеди одинаковы для всех, без условий и подпунктов, без деления на монахов, почти монахов и совсем не монахов.

Конечно, это осознание пришло не сразу. В первые дни в монастыре мне порой было плохо, иногда очень плохо. Когда больному вправляют вывих, он визжит. Сейчас смешно вспоминать, что мне казался чудовищным обычай вставать в шесть утра. А до чего меня раздражала привычка сестер повторять одни и те же слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную..." А эти набившие оскомину беседы на духовные темы и всякие неприятные слова: покаяние, молитва, грех. С чего это я должна каяться, что я такого сделала? Не убивала, не крала, семей не разбивала. Ну, люблю поспать, никогда не молюсь, не пощусь, в церковь хожу редко - что теперь, плохой человек? Теперь-то я понимаю, что это была естественная реакция немытого и нечесаного дикаря, которому впервые поднесли к лицу зеркало и предложили расческу с мылом. Конечно, он страшно обижается и отталкивает заботливую руку.

А как я мысленно возмущалась ежедневными службами, такими длинными и непонятными! Признаться, первые четыре дня я едва могла выстоять до конца службы: беспрестанно зевала, переминалась с ноги на ногу и думала лишь о том, как бы поскорее отсюда удрать. Только на пятый день как следует прислушалась к словам богослужения и начала вникать в их смысл... Хорошо, что не удрала на четвертый день. Я запомнила как одно из лучших это ощущение, когда вообще перестаешь о чем-либо думать и тревожиться, а только молишься.

На самом деле православная жизнь кажется ужасной и невыносимой только тому, кто никогда не пробовал так жить. Я не верила, когда сестры говорили мне: "Молись, и со временем имя Господа станет самым прекрасным для тебя". - "Тебе понравится ходить в церковь, когда ты немного привыкнешь. В первые дни на работе человеку всегда тяжело, даже если он занимается любимым делом. Так же будет и с воцерковлением, вот увидишь". - "Ничего не бойся. Достаточно сделать всего один шаг к Богу, а потом Он тебе во всем поможет. Он все устроит так, чтобы ты уже от Него не отвернулась". Больше, чем слова, меня убеждали спокойные интонации сестер, знание в голосе, искренность в глазах. А потом и слова подтвердились.

Я больше работаю - и меньше устаю. Стараюсь не экономить душевное тепло для других - и приобретаю его все больше и больше. Не думаю о завтрашнем дне - и все дела устраиваются наилучшим образом. Ограничиваю себя в мыслях и поступках - и становлюсь свободнее. И (вот уж никогда бы не подумала!) чем меньше моя повседневная жизнь отличается от жизни сестер в скиту, тем счастливее я себя чувствую. Конечно, мне еще очень далеко до этого идеала, многого я пока не умею, от многого не в силах отказаться. Но монастырь мне больше не кажется мрачным, и жизнь без Бога я не назову красивой.

Мне врезались в память Оксанкины слова, когда в один из вечеров нашего паломничества мы шептались в келье: "Знаешь, мне кажется, монашеский образ жизни - самый лучший, какой может быть. Я не имею в виду, что все люди завтра же должны принять постриг. Но образец правильной жизни - он здесь. Мирские радости - искусство, общение с друзьями, путешествия, земная любовь - все это прекрасно и имеет право быть. Но без Бога все это пена морская - нахлынула, и нет ее. А если ты живешь для Бога, живешь с Богом, то все остальное, в общем-то, уже необязательно..."

И тут я поняла - она останется здесь. Навсегда. Жизнь подтвердила мою догадку. Да, вот ведь как бывает - живет человек рядом, ходит, говорит, а потом вдруг оказывается, что это был ангел... Что ж, сестра, помоги тебе, Господи!

http://www.vera.mrezha.ru/496/6.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 08:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44