- А как же военные? Разве их нет в Ивангороде?
- Нет, военных у нас, конечно, много, - рассказывает о. Николай, настоятель крепостных храмов. - Я с ними стараюсь поддерживать добрые отношения, и это, как правило, получается... Такова уж традиция в Ивангороде: здешние батюшки всегда были отчасти военными священниками - не по должности, но скорее по велению сердца. И я служу молебны в частях, беседую с солдатами - ну, и военные помогают мне, чем могут... Вы бы знали, как сильна в армии потребность в полковых батюшках! Сколько тут работы для добросовестного священника!.. Но только обязательно нужно, чтобы батюшка был в полку штатной единицей - тогда от него будет толк. А так, на общественных началах... Ну приеду я раз в месяц... Ведь с этими ребятами нужно жить под одной крышей, есть из одного котла, все их беды своей шкурой чувствовать - вот тогда получится настоящая катехизация, не для галочки! А сейчас я, в сущности, вынужден напрашиваться со своей проповедью. Да не только с проповедью - с подарками! Однажды мне захотелось устроить экскурсию в крепость для солдат-первогодков, - но куда там! Всколыхнулась такая бюрократическая буря, столько потребовалось бумаг, прошений, ходатайств... Вот так походишь по инстанциям ради пустякового дела и поймешь, почему наша армия распадается, а солдаты бегут.
Тропинка наша круто пошла вверх: крепость стоит на холме, на Девичьей горе, где испокон веку собирались местные жители на торг и на праздник...
- Тяжело, наверное сюда подниматься зимой?
- Кто захочет, тот поднимется... Но старикам, конечно, тяжело. И не только подъем крут, но дорога далека: смотрите, ведь мы практически за городом находимся. Давно пора новый храм строить - в центре города. Обещали нам местные власти помочь, обещали - особенно перед выборами... Выборы те давно в прошлом, а с ними и обещания. Сейчас речь идет только о часовне, - но и ее пока нет. А ведь нам не только новый храм нужен. Когда-то в Ивангороде была женская Иверская монашеская община. Тот дом, где она помещалась, куплен протестантами, но мы не теряем надежды на возрождение общины. В крепости есть здание бывшей казармы - оно, правда, сильно разрушено, но восстановить его можно. Я постоянно обращаюсь к различным предпринимателям: помогите, возродите монастырь! Сколько я знаю женщин - и у нас, и в Петербурге, которые уже готовы вступить в общину, но не могут этого сделать, пока не готово здание. А ведь ремонт должен обойтись не так уж и дорого... Но - довольно об этом: мы уже пришли. Смотрите, слева - это Никольская церковь, самая древняя в Прибалтике, ее еще Иван III строил; а справа - это Успенская, ее возвели по приказу Ивана Грозного. Прекрасные, древние храмы - в Ленинградской области таких не много! А вот, видите - возле Никольского храма - колодец? Это наша гордость, наше чудо. Сколько раз на территории крепости искали воду, бурили во многих местах, специальный институт занимался этим - все без толку. А мы отслужили молебен Святителю Николаю, попросили бурильщиков попробовать еще раз - и на том месте, где мы молились, была найдена вода. Вода отличная, чистая, и много ее - на Крещенье хватает для всего города.
- Мне говорили, что скоро в Успенскую церковь перенесут останки ивангородского священномученика о. Александра Волкова...
- Вернее будет сказать: мы очень хотим, чтобы это случилось поскорее. Однако к тому есть много препон... В Ивангороде было двое священномучеников: о. Александр Волков и о. Димитрий Чистосердов; их расстреляли по приказу властей Эстонской трудовой коммуны, а тела выбросили на свалку нечистот. Когда же красные ушли, местные жители поспешили скорее похоронить своих пастырей, и могила одного из них - о. Александра - сохранилась до нынешних дней. Вот его прах мы и хотели бы перенести в крипту Успенской церкви, но сами понимаете - сделать это своими силами мы вряд ли сможем: требуется создать достойную усыпальницу для святых останков, а где же взять деньги на это? Есть и другие трудности: отца Иоанна похоронили практически в одной могиле с другим ивангородским священником - о. Павлом Добронравовым. Теперь специалисты боятся: как бы не получилось путаницы при эксгумации... Словом, без предварительной работы перезахоронение провести невозможно. Если же говорить о других святынях, то у нас хранится древнейший список с Нарвской иконы Пресвятой Богородицы, - той самой, что Иван Грозный нашел на пепелище сожженной Нарвы. Он тогда принес ее в наш храм, украсил ризами и оставил здесь. А в ХХ веке всю церковную утварь из храма и эту икону увезли в Пюхтицу, но список остался у нас...
- Отец Николай, вам довелось служить в таком месте, где все связано с именем Грозного царя. Скажите, каково ваше отношение к этому неоднозначному персонажу русской истории?
- Конечно, сейчас споры об Иване Грозном - канонизировать его или нет - уже поутихли. Верх взяла та точка зрения, что святым его признать никак невозможно. И это, видимо, правильно. Но я хочу сказать вот что: если человек недостоин называться святым, это еще не значит, что его сразу нужно записывать в злодеи. Если на совести у Иоанна Васильевича и есть какие-то поступки, которые мы никак не можем простить, то это отнюдь не значит, что мы должны признать его роль в русской истории в целом отрицательной. Нет, с этим я не соглашусь. Он так укрепил Россию: и на юге, и на востоке, - и здесь на западе! Он выстроил нашу крепость, которая сыграла немалую роль в обороне русских рубежей. Он взял Нарву... Думаю, со временем, когда страсти поутихнут, мы сможем спокойно рассмотреть эпоху правления Иоанна IV, и тогда не понадобится навешивать ярлыки - "святой" или "душегуб". А наша задача: свято беречь храмы - памятники того бурного времени - и заботиться о том, чтобы храмы эти не остались только памятниками истории, чтобы они и сегодня были центром духовной жизни на Ивангородской земле, охраняя твердыню православия, как эта крепость охраняла когда-то русскую границу.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n163/ta002.htm