Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мощь и мощи

Сергей  Ходнев, Коммерсант

24.08.2005


Свято-Данилов монастырь устроил "Куликовскую битву" в Новом Манеже …

В выставочном зале "Новый Манеж" открылась выставка "Куликовская битва в изобразительном искусстве", посвященная предстоящему 21 сентября 625-летию соответствующего исторического события. Экспонаты для выставки предоставили Академия художеств, Третьяковская галерея, Российский государственный архив древних актов, а также ряд других музейных и частных собраний, а главным ее организатором выступил Свято-Данилов монастырь.

При том что художественные выставки к юбилею исторических событий - жанр почтенный и вполне сложившийся, на этой выставке есть чему удивиться. Вот пример. Прямо посередине выставочного зала в витрине стоит драгоценный ковчег с мощами св. благоверного князя Александра Невского. Оставим в стороне тот факт, что прямое отношение Александр Ярославич к Куликовской битве имел разве только в том смысле, что Дмитрию Донскому приходился прадедом (его почитание как святого покровителя русского воинства все-таки возникло в куда более позднюю пору, чем конец XIV века). Когда мощи выставляет в витрине светский музей с научными (а то и научно-атеистическими) интенциями, это еще понятно. Когда так поступает Данилов монастырь - понятности значительно меньше.

Конечно, это частность, но если говорить о более общих материях вроде выставочной концепции, то ощущение неловкости отнюдь не убывает. Сам план вполне строен: есть раздел про Куликовскую битву в живописи и графике XIX-XX веков, раздел с иконами, имеющими отношение к тому же событию, раздел с рукописями и документами, раздел про декоративно-прикладное искусство и даже витрина с археологическими древностями. Древности, скупо предоставленные не Историческим музеем (как, вероятно, стоило бы), а Музеем истории Москвы, не очень представительны: несколько черепков, наконечники стрел, топорище, навершие шестопера - и все. Декоративно-прикладное искусство внушительно - однако на своеобразный лад: ровно настолько, насколько может быть внушительной расписная федоскинская шкатулка 1944 года с большим портретом Сталина, на которого преданно взирают крохотные лики великих русских полководцев (включая, разумеется, и Дмитрия Донского). В общем-то вполне достойный раздел с рукописями (летописные списки XV-XVI веков, служба и житие Сергия Радонежского, копия договора Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом Имановичем - но, как ни странно, ни одного списка "Задонщины") масштабы тем не менее имеет весьма камерные, под стать скорее частно-эпизодическому событию, чем поворотному пункту национальной истории.

А именно так - поворотным пунктом - Куликовскую битву и должно было представлять изобразительное искусство. Насколько у него это получилось, судите сами. Самый ранний образец - это упражнение в вычурной классицистической стилистике (явно ученическое) неизвестного автора начала XIX века: "Дмитрий Донской на Куликовом поле". И все, хронологически следующее полотно - это уже очередные родные просторы Константина Васильева (без всякого отношения к магистральной теме выставки). Дальше небольшой пласт работ, созданных по случаю прошлого грандиозного юбилея (1980 года), в частности линогравюры Алексея Шмаринова и живописный цикл Юрия Ракши. А затем начинается уже сегодняшний день отечественного искусства, и тут впечатления совсем трагичны, потому что отвечает за этот день живопись Василия Нестеренко - печальный случай, когда и технический уровень таков, что полотна смотрятся профанацией академической традиции, и образность вместе с духовно-символической нагрузкой, мягко говоря, небесспорны.

Иконописный раздел, конечно, на таком фоне, безусловно, выигрывает. Проблема разве что в уровне материала: образа, предоставленные Третьяковской галереей, не только сплошь поздние, но и далеко не первого разряда - создается впечатление, что никакими драгоценностями делиться ради выставки музей не хотел категорически. Если не драгоценностью, то хотя бы уникумом смотрится только "Богоматерь Донская" кисти Владимира Комаровского - подзабытого, но очень интересного иконописца начала XX века (между прочим, брата поэта и писателя Василия Комаровского, одной из самых загадочных фигур Серебряного века).

Икона Донской Богоматери вообще фигурирует в иконописном разделе многократно. На самом деле предполагаемая связь этого чудотворного образа с победой 1380 года относится к области позднейших благочестивых преданий, что для выставки, приуроченной к четко определенной исторической дате, вроде бы не совсем уместно. Самое раннее сообщение о том, что икона присутствовала вместе с русскими войсками на Куликовом поле (в так называемом Летописце начала царствования Ивана IV), относится к 1547 году - когда события конца XIV столетия обросли легендарными и подчас малодостоверными подробностями.

"Обрастание", как видно, продолжается и по сю пору. В любом учебнике можно прочесть бесспорное утверждение: Куликовская битва - событие несомненной важности как первая победа русских княжеств над татаро-монгольскими войсками. Но в том же самом учебнике можно прочесть и про то, как вскоре после этой победы войска Тохтамыша в виде наказания сровняли Москву с землей - до разгрома Орды было еще очень и очень далеко, и великие князья еще сто лет продолжали платить завоевателям дань. Но 525-летие стояния на Угре в этом году почему-то никто не празднует - видимо, недостает внешней героики.

Однако по-настоящему в этом праздновании удивляет другое. События 1380 года (за вычетом благословения, которое Сергий Радонежский дал перед сражением Дмитрию Донскому) непосредственно относятся к государственной, а никак не к церковной истории. Отчего тогда этот юбилей отмечается с минимальным участием государства, непонятно. Впрочем, это самоустранение государства спровоцировало явление и подавно неожиданное: монастырь, выступающий в невиданной роли выставочного куратора.

http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=603285&IssueId=23490



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме