Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Знаем ли мы украинскую ночь?

Кирилл  Мартынов, Фонд "Русская Цивилизация"

Голодомор / 17.08.2005

Несколько месяцев назад мы уже писали о той непростой ситуации, которая складывается вокруг преподавания истории в республиках бывшего СССР, и, прежде всего, на Украине. Судя по всему, в новом учебном году, после победы "оранжевой революции" нас ждет новый резкий виток в развитии мифотворчества в украинских учебниках для средней школы. Конечно, это станет вполне ожидаемым событием, однако нельзя не удивляться поспешности, с которой новые украинские власти стремятся переписать историю. Ведь на разработку полноценного школьного учебника уходит далеко не несколько месяцев. Здесь же, похоже, украинские власти очень боятся опоздать, ведь если не использовать карту "российского империализма" как можно скорее, то отвлечь население от социально-экономической ситуации, входящей на Украине в штопор, уже вряд ли получится. Представляется, что идеологический вектор "оранжевого правительства" неизбежно будет смещаться от "европейского выбора" к призывам к общенародной борьбе с "проклятыми москалями": ведь всем уже очевидно, что Украину в Евросоюзе никто не ждет. Какое влияние это окажет на большую часть взрослого населения Украины, которое еще пятнадцать лет назад мирно трудилось в нашем общем едином государстве, сказать трудно. Этот вопрос, скорее, следовало бы адресовать социальным психологам: в истории было немного случаев подобного слома идентичности целого народа, его полной дезориентации. В то же время, очевидно, что несмотря на все усилия украинских властей, граждане Украины, выросшие в СССР, ни чем не отличаются от взрослых граждан России, разделяя с ними один и тот же набор ценностей, одну и ту же психологию. Граница, проведенная в 1991 году по нашей земле, до сих пор остается фиктивной. Поэтому ясно, что "оранжевые" будут делать ставку на молодых. Воспитать новое поколение украинцев в ненависти к России - вот их основная задача. И, разумеется, в этом контексте вопрос о том, с какими учебниками истории предстоит встретится украинским детям в наступающем сентябре - это вовсе не второстепенный вопрос.

В сущности, речь идет не только об Украине, но и о Грузии, и Молдавии. Самобытная историческая наука в этих республиках совсем недавно обнаружила и отрапортовала властям: Россия - это захватчик и оккупант. И будто бы не было ни Переяславской рады 1654 года, ни Георгиевского трактата 1783.

Новейшей находкой украинских ученых стало в частности то обстоятельство, что "Включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова". Подобную казуистику уже через пару недель будут изучать украинские пятиклашки. Тут уж просто, без всякой политики и сатиры, детей жалко. В том же учебнике сообщается, что Москва, чтобы "подавить волю украинцев к независимости", специально устроила голод ("голодомор" в терминах украинских ученых) в 1932-1933 гг. Это уже не казуистика, а просто откровенная ложь, подтвердить которую документально невозможно, зато опровергнуть легко: в то же время голод был и в других районах нашей страны, никогда не знавших сепаратизма. Кстати сказать, в районах, которые пострадали от голода 1932-33 годов, и на Украине-то особенно сепаратистов не водилось. Почти все будущие борцы за свободу Украины под знаменами гитлеровских СС попали в Советский Союз уже в 1939 году.

Однако самое сенсационное утверждение авторов того же учебника состоит в том, что Украинская повстанческая армия под руководством Степана Бендеры к 1943 году "освободила от немцев большинство городов Украины". Пытаться оспаривать подобные тезисы, находясь в здравом уме, даже как-то неудобно. Вообще, складывается впечатление, что "оранжевая власть" не заказывала новые учебники, но просто решила проверить, как далеко простирается "толерантность" учителей, выпустив под государственными грифами несколько наиболее шизофренических текстов. И многие украинские учителя-историки теперь вынуждены признаваться, что им придется учить по этим текстам, "несколько иначе расставляя акценты".

Единственное же настоящее новшество в "оранжевых учебниках" - это описание собственно "оранжевой революции" на Украине. Пафоса здесь столько, что хватило бы на несколько коммунистических пособий по истории революции 1917 года.

Похожие процессы разворачиваются сейчас в Грузии и Молдавии. Грузины установили, что Россия мешала и продолжает мешать Грузии на пути к свободе и демократии, устанавливая, начиная с XVIII века, военно-колониальные режимы на территории грузинских княжеств. Более того, грузинским первоклассникам прямо сообщается, что "весь период нахождения Грузии в составе СССР был отмечен кровавым террором и репрессиями". Молдавским школьникам учиться еще интереснее. Они изучают даже не историю собственной республики, но историю Румынии. Тут признаются только бинарные оппозиции: Румыния - лучшая страна на свете, а что касается отношений с Россией, то "молдаване не имели иных социальных проблем, чем гнет русских". Подчеркнем еще раз, что речь идет не о выступлениях отдельных политических сил, и не о популярных брошюрах, но об учебниках истории, отражающих официальную точку зрения государства на собственную историю, призванную формировать определенную идентичность народа.

Как мы уже говорили, историческое мифотворчество - вещь вполне закономерная и даже нормальная. Многим новым государствам приходится задним числом создавать свою национальную историю с примордиалистских позиций (другими словами, так, как если бы данное государство существовало непрерывно с древнейших времен). Отсюда веселые побасенки относительно "украинских князей" Владимира Святого и Ярослава Мудрого, отсюда и фантасмагорическая версия остальной средневековой истории, и все прочие "нетривиальные методологические решения". Все это было бы довольно забавно, если бы не два обстоятельства. Во-первых, это упорное желание украинских придворных историков конструировать собственную идентичность за счет ненависти к России. Такой подход говорит прежде всего о том, что реальное содержание великолепной, богатой украинской культуры киевскими и львовскими историками перечеркивается в угоду центральному идеологическому тезису ("Россия - враг"). Ведь в конце-концов прекрасные стихи Шевченко написаны на украинском, но прозу он писал на русском. Что уж тут говорить о творчестве "Миколы Гоголя"? А историк Костомаров был украинофилом, но тоже писал на русском, обогатил нашу общую культуру, а главное, никогда не противопоставлял свою любовь к Украине России. Второе же прискорбное обстоятельство - это также уже отмеченная нами ситуация безволия и бессилия российских властей, которым всегда было совершенно безразлична судьба украинских граждан, надеющихся на дружбу с Россией. Именно это обстоятельство было и остается главным дезинтеграционным фактором в отношениях России и Украины.

Что мы можем противопоставить "оранжевым историкам" и российским псевдогосударственникам? На наш взгляд, прежде всего, главное: мы должны осознать, что миф о "жадном хохле" столь же выгоден украинским националистам, как и миф о "проклятом москале". Мы должны узнать, полюбить украинскую культуру и подлинную историю предков Шевченко и Сагайдачного, отдать ей причитающееся место в культуре общерусской. Об этом взывали к нам еще почти сто лет назад такие разные люди как Розанов и Маяковский. Прекрасное стихотворение "Долг Украине" последнего знают многие, позволим себе процитировать здесь менее известное высказывание Розанова: "... мы должны, конечно, положить этот "край" свой ближе всего к сердцу; мы должны сами лелеять и малорусскую песню, и всякий малорусский обычай, и каждую ниточку их своеобразия и своеобличья... И едва малороссы увидели бы, что мы, русские, их славим и поем, что мы уже давно не велико-руссы, а обще-руссы и все-руссы, все их раздражение против нас, и выражающееся в разных "сепаратизмах", разумеется бы умерло. Центр украинофильства в великоруссофильстве. Как только мы теряем универсальность, мы получаем вокруг себя сепаратизмы".

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=11658



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме