itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Уровень, далекий от благополучного

Состояние российского генералитета на пороге Первой мировой войны

0
311
Время на чтение 10 минут

Об авторе: Федор Николаевич Колпаков - историк, г. Воркута.

Разразившая в августе 1914 Первая мировая война, несмотря на ряд одержанных над врагом побед, в общем и целом складывалась неудачно для России. Причин тому немало. И одна из них, безусловно, заключалась в неумелых действиях соединений и объединений Российской армии - дивизий, корпусов и армий. То есть высший командный состав зачастую не соответствовал лучшим стандартам того времени, что давало право руководству германского Генерального штаба говорить: "В борьбе с русскими войсками мы сможем себе позволить действия, на которые не дерзнули бы с равноценным противником..."

СРАВНИМ И ОЦЕНИМ

Что же представлял из себя российский генералитет накануне Великой войны 1914-1918 годов? Произошли ли в нем какие-либо изменения после вооруженного противоборства между Россией и Японией в 1904-1905 годах, были ли извлечены уроки из обидных и нелепых поражений в Маньчжурии?

Для ответов на данные вопросы воспользуемся двумя источниками. Первый - "Статистика генералов" - одно из самых содержательных и интересных исследований высшего офицерства Российской армии начала XX века, подготовленное в 1903 году капитаном Генерального штаба Режепо. Второй - размещенный в интернете "Список генералов Российской армии по старшинству на 1 июля 1913 года".

В труде капитана Режепо были рассмотрены различные социально-демографические характеристики русских военачальников, многим из которых вскоре довелось сражаться с японцами. Причем нельзя не отметить, что эта серьезная статистическая и социологическая работа на протяжении долгих лет использовалась в качестве едва ли не основного материала военными историками.

Итак, "Статистика генералов" осветила состояние высшего российского командования перед Русско-японской войной. Неутешительные итоги этой кампании явились толчком для проведения военной реформы 1905-1912 годов, которая затронула многие стороны жизни армии, не обойдя стороной и ее кадровый состав. Другое дело - насколько серьезно?

На 1 декабря 1902 года в России на действительной военной службе состояло 1386 генералов. Генералов от инфантерии, генералов от кавалерии, генералов от артиллерии и инженер-генералов (полных генералов) - 129, генерал-лейтенантов - 387 и генерал-майоров - 870.

На 1 июля 1913 года на службе состояло 1598 генералов. Полных генералов - 177, генерал-лейтенантов - 374 и генерал-майоров - 1047.

Таким образом, в целом число генералов увеличилось на 212 человек, или более чем на 16% по сравнению с 1902 годом. Возросло количество полных генералов и генерал-майоров - на 48 и 177 человек соответственно. Этот рост объясняется развертыванием новых пехотных бригад и целым рядом других организационных изменений в структуре армии в период между 1905 и 1913 годами. В то же время число генерал-лейтенантов уменьшилось на 13 человек.

Среди важнейших характеристик армии, которую выделил в своей работе Режепо, было соотношение "строевые - нестроевые". В 1902 году на строевых должностях находился 661 генерал - около 48% от общего их количества. К 1913 году этот показатель немного увеличился. Строевые должности стали занимать 52% генералов - 821 человек. По состоянию на 1913 год по категориям этот показатель выглядел так: строевых генерал-майоров было 530, генерал-лейтенантов 219 и, наконец, полных генералов 72.

ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

В конце XIX века в Российской армии был поднят весьма болезненный для всех эпох, стран и государственных структур вопрос - о введения возрастного ценза для командного состава. Впервые в истории отечественных Вооруженных сил возрастной ценз ввели в 1899 году, когда установили следующие предельные возрасты пребывания на военной службе - 67 лет для командиров корпусов, 63 года для командиров дивизий и 60 лет для командиров полков.

В 1902 году средний возраст полных генералов был равен 69,8 года, с колебаниями от 92 до 55 лет. Средний возраст генерал-лейтенантов составлял 61,8 года, при максимальном возрасте в 85 лет и минимальном - в 45 лет. Средний возраст генерал-майоров равнялся 53,8 года, с колебаниями от 80 до 42 лет.

К 1913 году произошли некоторые изменения. Средний возраст полных генералов снизился до 66,5 года, с колебаниями от 84 до 54 лет. Налицо было явное омоложение представителей этой части генералитета, в среднем на 3 года. Хотя, разумеется, вряд ли можно назвать вполне подходящим для действительной военной службы 84-летнего военачальника. Даже если он занимает и не очень важную должность. Этим старожилом в когорте высших военных деятелей был Богданович, член совета Министерства внутренних дел.

Самым же молодым был командир 1-го Кавказского армейского корпуса генерал от инфантерии Кондратович, будущий герой Первой мировой войны.

Средний возраст генерал-лейтенантов уменьшился на 3,5 года и стал равен 58,2 года, с колебаниями от 78 до 45. Самым старым генерал-лейтенантом в то время был Зейфат - "легенда" Николаевской академии Генерального штаба, ее ординарный профессор. Небезынтересно, что самый молодой генерал-лейтенант проходил службу в стенах той же самой академии. Это был ее начальник - Николай Янушкевич.

Возрастные показатели генерал-майоров изменились незначительно. В 1913 году средний возраст генерал-майоров стал равен 52,8 года. Самым старым был 77-летний генерал-майор Умциев-Кара-Кайгатский, состоявший при командующем войсками Кавказского военного округа. Самым молодым 34-летний генерал-майор свиты его императорского величества Сеид-Алим.

В 1902 году командующие войсками военных округов имели средний возраст 64,7 года, к 1913 году эта величина немного уменьшилась - до 63,3 года. Средний возраст командиров корпусов в 1902 и 1913 годах составлял 62 и 58,3 года соответственно, командиров дивизий - 57,6 и 56,6 года. Сопоставив эти данные с требованиями возрастного ценза, мы получим, на первый взгляд, достаточно благополучную картину. Перед Первой мировой войной в армии не было ни одного командира дивизии или корпуса, возраст которого не удовлетворял бы цензу.

Однако не забудем, что в течение достаточно продолжительного времени вызывали нарекания сами предельные возрасты пребывания на военной службе, установленные вышеупомянутым цензом. Причем в данной проблеме, как в зеркале, отразилась половинчатость проводимых реформ. Разумный шаг преобразований 1905-1912 годов, направленный на омоложение кадрового состава армии, остановился на половине пути. Не были пересмотрены явно завышенные возрастные рамки для высшего и старшего командного состава армии (достаточно сложно командовать полком, верхом на коне, в возрасте 60 лет!) Также не последовало тогда установление предельного возраста пребывания на военной службе для офицеров среднего командного звена.

Здесь нельзя не отметить одну немаловажную деталь: германские оппоненты российских командиров и военачальников отнюдь не были моложе их летами. Да и потом, во время Второй мировой войны, германский генералитет был в среднем на 10-12 лет старше "звездной плеяды" советских полководцев. Что, впрочем, не влияло на умелые действия немецких войск на поле боя в 1914-1918 годах и два десятилетия спустя.

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

По состоянию на 1902 год полные генералы Российской армии до получения первого генеральского чина служили 20,7 года. В 1913 году эта категория командного состава на получение генерал-майорских эполет затрачивала уже 28,7 года. Генерал-лейтенанты до присвоения звания "генерал-майор" прослужили 27,2 и 30,4 года соответственно. Генерал-майорам 1913 года по сравнению с генерал-майорами 1902 года довелось до перехода в состав высшего офицерства тянуть армейскую лямку на 1,3 года больше, то есть 31,3 года.

Своеобразным "рекордсменом" можно назвать генерала для особых поручений при наместнике его императорского величества на Кавказе генерал-майора Когновицкого, который служил до получения генеральского чина более 52 (!) лет. Тифлисский комендант генерал-лейтенант Черков затратил на это около 44 лет. Быстрее всех полных генералов - за 10 лет - стал генералом граф Илларион Воронцов-Дашков, командующий войсками Кавказского военного округа, представитель прославленного дворянского рода. За 16,4 года службы достиг чина генерал-майора принц Людвиг Наполеон. Генерал-майору свиты его императорского величества Асфендиар-Богадуру это звание присвоили через 6 с половиной лет службы, которую он начал, правда, в звании полковника.

Бросается в глаза, что все категории генералов в 1913 году тратили на получение первого генеральского чина больше времени, чем в 1902 году. Благоприятным можно считать тот факт, что к 1913 году заметно помолодел средний возраст, в котором начинали военную службу различные категории этих военнослужащих. У генерал-лейтенантов данный показатель уменьшился с 19,6 до 17,7 года, у генерал-майоров - с 20,1 до 18,2 года.

В свое время Режепо разумно подчеркивал, насколько важно для высшего начальствующего состава иметь специальное военное образование и совершенствовать его по ходу службы. История России XX века неоднократно подтверждала правильность этой мысли. После кровавых уроков Мукдена и Ляояна понимание сего постулата дошло и до российского военного ведомства.

Имя генерала Павла Ренненкампфа стало символом полководческой бездарности.Если в 1902 году высшее военное образование имели 684 генерала (49%), то к 1913 году академии закончили уже 887 генералов - 56% от общего их числа. Вместе с тем, к сожалению, число полных генералов и генерал-лейтенантов с академией за плечами увеличилось к 1913 году только на 4%. Зато количество генерал-майоров с высшим образованием стало больше на 8%.

Вывод здесь может быть только один - с каждым годом на руководящие посты военного управления в России приходило все больше людей, обладающих всесторонней и основательной подготовкой. Подобно Режепо мы отмечаем, что с повышением должности, а соответственно и воинского звания, растет и доля "академиков".

Кстати, согласно сведениям 1902 года, до получения звания генерал-майора офицеры с высшим образованием в ту пору служили, как правило, 27,9 года (не оканчивавшие академии - 32,3 года). Генерал-лейтенантами "академики" становились, отдав армии 26,8 года (остальные - 28,7 года). В 1913 году офицер с высшим военным образованием производился в генерал-майоры в среднем после 29 лет службы (без высшего образования - через 34,3 года). Выпускники академий обретали чин генерал-лейтенанта после 29,1 года пребывания в армии (остальным он доставался через 32,7 года). Для чистоты сравнения в данном случае взяты генералы, которые не обладали какими-либо еще преимуществами по службе (т.е. без титула, не награжденные орденом Святого Георгия).

Следовательно, при общем увеличении к 1913 году времени, необходимого для получения первого генеральского звания, офицеры, имевшие академическое образование, стали продвигаться по службе быстрее своих "необразованных" товарищей.

И далее приходится сталкиваться с одним из парадоксов российской армейской действительности того времени. По состоянию к середине 1913 года, из 12 командующих войсками военных округов академии окончили лишь пятеро. С сожалением приходится отметить, что по сравнению с 1902 годом этот показатель сократился на 24%. Ведь перед Русско-японской войной высшее образование имели 7 командующих ВО. И это при том, что к 1913 году окончили академию 89% командиров корпусов. По сравнению с 1902 годом это число увеличилось на 29 %. Командиров дивизий, которые получили к 1913 году высшее образование, тоже стало больше на 25%.

Представленные цифры показывают значительный рост образовательного уровня генералов, которые занимают важнейшие командные должности уровня "корпус-дивизия". Но зачастую эти соединения продолжали возглавлять военачальники, которые хвастались, что после военного училища "ни одной книги в руки не взяли".

Большинство генералов, которые состояли на военной службе в 1913 году, получили свое образование в кадетских корпусах и военных училищах, а именно: полных генералов - 119 (67%), генерал-лейтенантов - 236 (63%), генерал-майоров - 681 (65%). Спецификой того периода можно считать следующий факт. Из всего генералитета 396 человек (или 25%) получили образование дома или в гражданских учебных заведениях, 25 из них не обучались после этого в военно-учебных заведениях, то есть военного образования не имели.

В помещенной здесь таблице представлены результаты исследования скорости продвижения по службе в 1902 году и в 1913 году князей, графов и баронов по сравнению с нетитулованными офицерами.

Тут проявился один из самых опасных и вредных рудиментов Российской императорской армии. При прочих равных условиях офицеры, имевшие родовитых предков, продвигались по службе гораздо быстрее своих нетитулованных товарищей. Не очень успокаивает тот факт, что со временем стала практически равной скорость продвижения по службе офицеров из знатных фамилий и командиров, получивших высшее военное образование.

Любопытным была и остается скорость продвижения по иерархической лестнице представителей различных родов оружия. В 1903 году капитан Режепо определил, что до присвоения первого генеральского чина в пехоте требовалось прослужить 31,7 года, в артиллерии - 33,2 года, в кавалерии - 30,4 года. В 1913 году эти показатели оказались следующими: для пехоты - 34 года, для артиллерии - 35 лет, для кавалерии - те же 30,4 года. В лучших условиях во все времена находилась кавалерия. Кроме личных пристрастий представителей императорской фамилии, причины этих различий крылись в особенностях комплектования офицерскими должностями частей пехоты, артиллерии и кавалерии.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Военные реформы, проведенные между Русско-японской и Первой мировой войнами, многое изменили в Российской армии. Целый ряд перемен в ее устройстве, безусловно, надо считать полезными и желательными. Налицо явное стремление к омоложению высшего командного состава, повышению его образовательного уровня. Возрастает значение образования военачальника при назначении его на должность. Все чаще ставка при этом делается на его профессиональные навыки и специальные знания, а не на титул.

Однако несмотря на явное улучшение состояния российского генералитета, по некоторым показателям его уровень оставался далек от благополучного.

Воинское звание

Титул без титул

князь

граф

барон

средний стаж

1902 год

Генерал-майор 30 лет

27,8 года

24,8 года<

30 лет

27,4 года

Генерал-лейтенант

24,7 года

23 года

27,7 года

24,9 года 27,7 года

Полный генерал 20,9 года

17 лет

15,4 года

20 лет

17 года

1913 год

Генерал-майор 31,5 года

28,3 года

26,8 года

29 лет

28,4 года

Генерал-лейтенант 30,5 года

30,2 года

26,4 года

32 года

29,4 года

Полный генерал 30,1 года

27,8 года

19,2 года

28,2 года

25,8 года

http://nvo.ng.ru/history/2005-08-12/5_general.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии