Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Меч Голиафа в руках Давида

Станислав  Минин, НГ-Религии

11.08.2005


Католическая Церковь благословила рок-музыкантов …

Весной текущего года на прилавках польских музыкальных магазинов появился пятый по счету альбом популярного детского ансамбля "Arka Noego" ("Ноев ковчег"), исполняющего как традиционные, так и авторские религиозные песни. Пять лет назад эта группа произвела на польском рынке популярной музыки фурор: компакт-диски "Ноева ковчега" продавались лучше, чем записи самого Папы Иоанна Павла II. За несколько месяцев ансамбль превратился в поп-феномен. Ансамбль давал концерты, во время которых собирались пожертвования для католической миссии в Африке, а также на строительство приютов для больных детей.

Художественный руководитель "Ноева ковчега" Роберт Фридрих по прозвищу Литца - один из наиболее ярких польских рок-музыкантов последних десятилетий. Долгое время он был участником и идейным вдохновителем культовой польской группы "Acid Drinkers", известной не только оригинальными музыкальными идеями, но и тягой к скоморошеству, ненормативной лексике, попойкам и дебошам. Сам Фридрих впервые попал в вытрезвитель в 15 лет. Сейчас ему 37, у него семеро детей, он не пьет, ходит в храм, пишет и исполняет христианские песни.

В 1994 году Роберт Фридрих перенес две сложнейшие операции на сердце. Находясь на грани жизни и смерти, он пересмотрел свое отношение к Богу и христианству. Пережив обращение, Фридрих начал регулярно посещать церковь, но при этом продолжал музыкальную деятельность и в том же 1994 году вместе с "Acid Drinkers" выпустил бескомпромиссный, агрессивный альбом "Infernal Connection" ("Адская связь").

Интересно, что лейтмотивом большинства текстов на диске, по словам самих музыкантов, стало противопоставление зла истинного - насилия, наркомании и наркоторговли - злу мнимому, а именно "сатанизму" тяжелого рока. Роберт Фридрих в интервью одной из газет говорил, что перевернутые кресты, черепа, кости, распространенные среди металлистов, а также упоминание князя тьмы в текстах песен - зачастую не более чем эпатаж, лишенный какого бы то ни было религиозного значения.

На буклете диска "Infernal Connection" изображен крест св. Бенедикта Нурсийского, символизирующий триумф Христа над сатаной и смертью. Тем самым Фридрих попытался совместить, казалось бы, несовместимое: тяжелый рок и христианство.

Обращение рок-гитариста в 1994 году не было обращением атеиста, но скорее переходом к активной жизни в церкви, новым осмыслением католических ценностей. Еще в начале 1990-х бурная рок-н-ролльная жизнь не мешала Фридриху называть себя католиком и даже создавать христианские рок-группы. Проект "Creation of Death", сочетавший агрессивную эстетику тяжелого металла с христианскими текстами (группа, например, исполняла 69-й псалом), потерпел коммерческое фиаско, причиной которого, по мнению Фридриха, стала именно религиозная ангажированность ансамбля.

Следует сказать, что в Польше практически все попытки христианизации современной музыки, будь то рок или авторская песня, начиная с конца 1960-х и заканчивая серединой 1990-х годов, были некоммерческими. Это относится и к написанной в 1968 году рок-опере "Господь - мой друг" композитора Катажины Гертнер, исполненной популярной группой "Красно-черные", и к авторским песням Зофьи Ясноты, и к возникшему в польской поп-музыке в начале 1990-х годов направлению "катополо". Фактически одним из первых окупаемых христианских рок-проектов в Польше стал ансамбль "2 TM 2,3", в числе основателей которого все тот же Роберт Фридрих.

Название группы "2 TM 2,3" - не что иное, как отсылка к 3-му стиху 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею (упрощенно ансамбль так и называют - "Тимофей"). В нем, в частности, говорится следующее: "Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа".

Музыкантов группы объединяет принадлежность к так называемому харизматическому движению в современном католицизме. Его основой является представление о харизмах - особых дарах Св. Духа, в числе которых дар целительства и дар "говорения на языках". Музыканты "2 ТМ 2,3" в своих многочисленных интервью постоянно подчеркивают, что они занимаются прежде всего проповедью христианства.

Католическая Церковь долгое время скептически относилась к рок-музыке. Ведь эстетика рока во многом противоречит христианским представлениям о духовности, а этика рок-музыкантов (знаменитый лозунг "секс, наркотики, рок-н-ролл") и вовсе не имеет ничего общего с христианской моралью. На тяжелый металл представители всех христианских конфессий уже давно навесили ярлык "сатанизма" и "бесовщины". Еще совсем недавно тяжелый рок для католиков был составной частью западной "культуры смерти", о которой неоднократно говорил Иоанн Павел II.

Тем не менее на "протестантском Западе" попытки скрестить христианство и рок-музыку давно перестали восприниматься как нечто новое, однако для консервативной католической Польши такое явление представляется достаточно необычным и даже парадоксальным. В связи с этим вдвойне интересным может показаться тот факт, что Католическая Церковь в Польше при общем негативном отношении к рок-культуре постепенно начинает относиться к рок-музыке как к возможному средству проповеди среди неформальной молодежи.

В стране появляются специализированные звукозаписывающие студии, рок и регги звучат на волнах достаточно консервативного "Радио Мария". Католики проводят собственные рок-фестивали, один из которых даже получил библейское название "Песнь песней". Исполнители группы "Тимофей" считают, что компромисс с Церковью не ограничивает творческой свободы музыкантов. Напротив, именно такой союз может стать выражением настоящей свободы и действительного протеста в условиях западной неоязыческой цивилизации.

В одном из последних интервью Роберт Фридрих отметил, что, пытаясь донести до молодежи библейские истины, он вынужден пользоваться понятным ей языком, и этим языком является рок-музыка. Тяжелый рок в исполнении музыкантов-католиков - это своего рода меч Голиафа в руках царя Давида, могучее разрушительное оружие, использованное, однако, в благих целях. Польские "рок-католики" считают, что танец царя Давида перед ковчегом, описанный в Библии, - это своего рода сакральная параллель тому рок-исступлению на концерте, когда музыкант рвет струны на гитаре.

В результате Католическая Церковь в Польше благословила музыкантов, избравших тяжелый рок в качестве формы христианской проповеди. Оправдают ли "новые Давиды" возложенные на них надежды - покажет время.

Станислав Александрович Минин - религиовед, публицист

http://religion.ng.ru/style/2005-08-10/8_sword.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме