Сто дней нового Папы

Бенедикт XVI считает, что у Церкви слишком много врагов

0
103
Время на чтение 5 минут
Трудно ли быть Папой Римским и главой самой крупной Церкви христианского мира? С этим вопросом журналисты обратились к Бенедикту XVI в конце июля, когда прошло сто дней с момента его избрания на престол Святого Петра.

Понтифик, который в тот момент отдыхал в Альпах на северо-западе Италии в местечке Ле Комбе, ответил, что в известном смысле это действительно весьма трудно. Тем более, добавил он, что "я никогда не думал об этом служении". Но в то же время Бенедикт XVI подчеркнул, что "люди очень добры ко мне и меня поддерживают".

Можно сказать, что нынешний Папа уже завоевал умы многих католиков, но не их сердца... Все признают, что он образованный, интеллигентный человек, первоклассный богослов, но при этом эмоционально он весьма сдержан. Поэтому любимцем народа, какими были его великие предшественники, например, Иоанн XXIII, Павел VI или Иоанн Павел II, он еще не стал. Бенедикт XVI и не старается быть на переднем плане. Начиная со своей первой проповеди после избрания и по настоящий момент, Бенедикт XVI повторяет, что в центре Церкви не Папа, а сам Христос, к которому и должна в первую очередь адресовываться любовь людей.

За первые сто дней своего понтификата Бенедикт XVI еще не издал никакого значительного документа, позволяющего определить характер его правления. Пока главной его инициативой стало издание сокращенной версии Катехизиса Римско-Католической Церкви. Полный вариант издан при Иоанне Павле II, а разработан он был при активном участии нынешнего Папы, тогда еще кардинала Ратцингера. (Существует издание Катехизиса и на русском языке.)

Однако этот сокращенный вариант, или так называемый "компендиум", не представляет собой ничего принципиально нового. В отличие от основного издания, компендиум состоит из вопросов и ответов, как когда-то водилось на уроках Закона Божьего. Нынешний Папа полагает, что современные католики нуждаются именно в подобном "преподавании церковного учения". Он считает, что современные католики отвыкли от глубинного познания истин веры и нуждаются в том, чтобы эти истины преподносились им в понятной, простой и удобоваримой форме.

В этом утверждении довольно много пессимизма, который в последнее время активно обсуждают СМИ. В проповедях Папы Римского Церковь предстает как осажденная крепость. У нее больше врагов, чем друзей. В последней речи, произнесенной им накануне избрания, Ратцингер назвал "релятивизм", относительность всякой истины, главной угрозой для христианской веры.

Он вернулся к этой теме и на исходе своих ста дней, обращаясь в Ле Комбе к священникам из епархии провинции Аоста. Выступая без подготовленного текста, Папа сказал: "Дело выглядит так, как будто люди в нас не нуждаются, и все то, что мы делаем, кажется бесполезным".

В этом выступлении Бенедикт XVI назвал еще одного "врага", который многим может показаться уже давно забытым, а потому и неактуальным. Речь идет об эпохе Просвещения, которая, по мнению Папы, как бы ожила в движениях и волнениях студентов 60-х годов XX века на Западе. Просвещение, сказал Бенедикт XVI, утверждало, что "историческое время Церкви и веры закончилось", однако "вера сохраняет свою жизненную необходимость и великую разумность". По словам Папы, "основные Церкви Запада выглядят так, как будто они вымирают, а секуляризированные общества все меньше и меньше испытывают потребность в Боге". Западный мир, согласно Бенедикту XVI, "устал от своей собственной культуры и дошел до той точки, в которой он больше не сознает, что Бог необходим".

Многие наблюдатели отмечают, что пессимизм Понтифика противоречит триумфализму некоторых других представителей Церкви. По их мнению, вера, наоборот, на подъеме. Все ее главные враги, начиная с марксизма, ниспровергнуты. Набирают силу массовые духовные движения, три миллиона паломников, в том числе и большое число молодежи, прибывают в Рим, стоят в очереди много часов, чтобы отдать последние почести Иоанну Павлу II.

Очевидно, что тут речь идет о чем-то более глубоком, чем конфликт между пессимизмом и триумфализмом. Новый Папа, возможно, хочет всколыхнуть совесть католиков, возбудить в них искру христианского самосознания, активного участия в жизни Церкви. Интерес Бенедикта XVI к этой теме позволяет предположить, что именно она и составит основу его первой энциклики, над которой, как утверждают осведомленные источники, он уже усердно работает.

Не исключено, что об этом Папа будет говорить и в Кельне на Всемирном дне молодежи, куда он собирается отправиться, совершая свою первую пастырскую поездку за пределы Италии. Кстати, именно в Кельне Понтифик посетит и местную синагогу. Это будет второй визит главы Католической Церкви в иудейскую общину после посещения в 1986 году Иоанном Павлом II римской синагоги. Тогда Папа назвал иудеев "нашими старшими братьями по вере".

Бенедикт XVI кровно заинтересован в продолжении экуменического диалога, особенно с Православной Церковью. Видимо, он ценит ее богословский и нравственный консерватизм, который Ратцингер постоянно декларировал, будучи главой Конгрегации по вероучению. Из ватиканских источников стало также известно, что 30 ноября, когда Католическая Церковь отмечает праздник св. апостола Андрея Первозванного, Папа хочет посетить Стамбул и встретиться со Вселенским Патриархом Варфоломеем I, который его пригласил в столицу бывшей Византии. Это могло бы стать жестом большого символического значения, поскольку апостол Андрей, согласно преданию проповедовавший в Малой Азии, особенно почитается в Константинопольской Церкви. Но для этой поездки нужно и приглашение турецкого правительства, настороженно относящегося к Бенедикту XVI из-за его критических замечаний по поводу вступления Турции в Европейский союз.

Что касается взаимоотношений с Московским Патриархатом, здесь можно говорить о том, что стороны заняли выжидательную позицию. Патриарх Алексий II осторожно высказался о том, что надежда на улучшение отношений между Церквями существует. Со своей стороны Ватикан также предпринял попытки возобновить дружественные связи. В июне Москву посетил кардинал Вальтер Каспер. Однако он не смог встретиться с Патриархом, и его визит ограничился рабочими встречами с представителем внешнеполитического ведомства Московского Патриархата - митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Тем не менее существенных перемен в ситуации пока нет.

Тема отношений между обществом и Церковью прозвучала и во время визита, который Бенедикт XVI нанес президенту Итальянской Республики Карло Адзельо Чампи в его римской резиденции дворце Квиринал. В приветственной речи Чампи в духе традиционного либерализма подчеркнул "светскость" итальянского государства, которое признает права Церкви, но при этом остается полностью автономным в своей политической и гражданской жизни. Папа не противоречил ему, но подчеркнул, что понятие "светскость" должно быть заменено понятием "здоровый светский дух", означающим, что государство имеет право на свою духовную и политическую автономию, но не должно исключать из общественной жизни религию.

Слова Бенедикта XVI прозвучали, что называется, не на пустом месте... В мае нынешнего года Католическая Церковь оказала успешное сопротивление проведению в Италии по инициативе Радикальной партии референдума об отмене закона, существенно ограничивающего возможности искусственного оплодотворения. Ватикан был против отмены этого закона, так как он вполне соответствует учению Католической Церкви.

Устами викария Рима кардинала Камилло Руини Церковь призвала католиков бойкотировать референдум, чтобы не допустить достижения кворума, ниже которого голосование недействительно. Так оно и произошло, референдум провалился. Это, в свою очередь, привело к ожесточенной полемике между "правыми" и "левыми" партиями о "вмешательстве" Церкви в дела суверенного государства. Но тем не менее провал референдума в Италии рассматривается как большая политическая победа Ватикана.

http://religion.ng.ru/facts/2005-08-10/1_100days.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Джованни Бенси
Европейский суд против распятия
В Италии возмущены требованием убрать из школ религиозные символы
13.11.2009
Догма или дисциплина
Католическое духовенство вновь поднимает вопрос о целибате
16.04.2008
Удар по Марксу
Папа Римский считает надежды коммунистов неосуществимыми
21.12.2007
Кто примерит кардинальскую шапку
Среди новых "князей Церкви" будут выходцы из стран бывшего соцлагеря
19.10.2007
Папа против зверолюдей
В Австрии Бенедикт XVI проявил научный пессимизм
19.09.2007
Все статьи Джованни Бенси
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27