"Отношения двух институтов - музея и Церкви - всегда непростые"

Директор Соловецкого музея считает, что туристы - источник благополучия для местного населения

0
178
Время на чтение 5 минут
Соловецкий архипелаг - это монастырь, музей, памятник жертвам СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения). И около тысячи населения-соловчан. О жизни на далеком северном острове и его проблемах обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой рассказал директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Михаил Лопаткин.

- Михаил Васильевич, к вам на Соловки в начале августа приезжал министр культуры. Вы с ним встречались? Можете рассказать, о чем шла речь?

- Это была частная поездка, как я понял, просто для знакомства с Соловками. То, что министр приезжает, для меня оказалось точно такой же новостью, что и для остальных соловчан. Думаю, что это была частная поездка.

- В эти дни на Соловках проходят Дни памяти жертв политических репрессий. Музей принимает участие в них?

- Музей - главный организатор.

- А какие у вас отношения с "Мемориалом"?

- Когда они приезжают, мы контачим. У нас есть совместная деятельность, есть контакты, мы часто пользуемся их материалами, часто они к нам обращаются. Потому что тема "СЛОНа" огромная, и ей занимается очень много организаций.

- Насколько мне известно, некоторые членов "Мемориала" считают, что недостаточно внимания уделяется Соловкам именно как памятнику жертвам репрессий.

- Мы тоже считаем, что надо больше уделять внимания Соловкам как такому центру ГУЛАГа. У нас по этому поводу есть масса предложений, часть из них мы реализуем, часть не получается. Ведь это не только зависит от музея, это еще и финансы.

- Институт толерантности под руководством Екатерины Гениевой как одну из версий выдвигает возможность назначить Соловки культурной столицей Баренцева региона. Вы к этой идее относитесь положительно?

- К идее - да. Потому что Баренцев регион признает Соловки как крупнейший культурный центр. Есть экспертное заключение, все необходимые документы. А Соловки заслуживают того, чтобы быть культурной столицей, потому что они уже ей по факту являются. Здесь и туризм, и обширные международные контакты по науке, по культуре, в социальном плане. У Соловков в целом и у музея, в частности. Соловки действительно являются культурным центром Баренцева региона, куда входит и Россия и прилегающие зарубежные страны.

- А существуют какие-то "но"? Всегда бывает "да", а потом "но". Тем более, что к туризму весьма сложное отношение в таком святом во всех отношениях месте. Я даже не говорю "святое" для православных. Между тем, я видела туристическую рекламу, весьма далекую и от просветительского и от духовного уровня.

- Никаких "но" нет. А та реклама, которую вы упомянули - известное передергивание известных людей. Я знаю, о чем речь ведется. Это "Колокола и голые женщины", напечатанная в конце 80-х. Я сам рубил помост для этих колоколов где-то до 82 года. Я тогда работал в музее и делал эту экспозицию колоколов, так что это очень старый снимок, а используются он сегодня очень активно. Какие цели они преследуют, я не знаю. Но мы уже не раз встречались с этим фактом и приходилось объяснять всем, кто задавал вопросы, что это черный пиар.

Привлечение такого рода материалов мне кажется очень жестким, некорректным и непристойным. Такого на Соловках (а я работаю директором здесь с 2000 года, 12 августа будет 5 лет) не было, нет и не будет. Это было самое начало нерегулируемого туризма, когда тут никого не было, была грязь, бардак, дезорганизация, и все были слабы. Кто что хотел, тот то и делал, пользовал Соловки. Сегодня такого быть не может.

- Считается, что у музея давние и весьма непростые отношения с монастырем. Это действительно так или все - досужие домыслы?

- Я думаю, что отношения этих двух институтов - музея и Церкви - всегда непростые, потому что они слишком разные. Но называть из сложными, конфликтными я бы не стал. Если обратиться к действительности, то у нас масса совместных проектов. Последняя совместная акция - это морской ход на "Зайчики", на Заяцкие острова. 31 июля в День ВМФ мы совершаем морской крестный ход: всех желающих приглашаем на корабли, совершаем литию по погибшим на Заяцких островах, молебен в честь Андрея Первозванного, на обратном пути опускаем венки в честь погибших моряков в море. В этом участвует монастырь.

У нас есть крупные совместные выставки. В личном плане я могу сказать, что те же московские товарищи, которые приезжают окормляться духовно в монастыре, могут иногда видеть директора музея, который несет икону в крестном ходе, что делается по благословению наместника. Сам я причащаюсь, когда мне это удается и потребность возникает.

Другое дело, что с правовой точки зрения церковно-государственные отношения неурегулированы, но так везде в нашей стране. Можно только сожалеть об этом. А что касается практического взаимодействия, уровень наших отношений очень высокий, просто кому-то очень хочется, чтобы была конфликтная ситуация. Мы считаем, что все должно достигаться постепенно, поэтапно, и сегодня Соловецкий музей-заповедник - единственный официальный институт правовой и легальной финансовой поддержки возрождения монастыря, потому что через музей ведутся крупные вливания государства в сохранение памятников, в том числе, действующих храмов. У нас есть бюджетные средства, на которые они восстанавливаются.

- Люди, которые всю жизнь живут на Соловках, где они работают? Как относятся к тому, что их малая родина все более и более коммерциализуется?

- Говорить о том, что будет более или менее туристическим остров, сейчас уже не приходится. Если обратиться к истории, то остров населяло где-то тысяча-полторы тысячи человек монастырского поселения в XIX - начале XX века. В поселке было 2 с половиной тысячи вместе с воинским отрядом. То есть всегда посетителей было больше, чем постоянного населения, поскольку в летний период монастырь посещало за сезон до 25 и более тысяч человек. Причем это посещение с проживанием больше суток, что по современным стандартам и есть туризм, с точки зрения нагрузок на инфраструктуру. Мотивация, конечно, другая была.

Сегодня мы не перешагнули эту цифру, если брать стандарт "турист - человек, проживающий больше суток на определенной территории". Был определенный рост, динамика. С 2000 года до 2004 от 15 до 30%. А сейчас произошла стабилизация, которую мы и ожидали, потому что существует цикличность турпродукта. А структура посетителей такая: где-то 70-80% - те, которых мы называем туристами, и где-то 20-30% - паломники. Мы ведем учет.

Туристы сегодня для местного населения - это источник благополучия. У нас 70% населения сориентировано, интегрировано в сферу сохранения наследия и в сферу гостеприимства. 32% трудоспособного населения сегодня работают в Соловецком музее-заповеднике. У нас 450 человек трудоспособных, 250 пенсионеров и 250 детей и молодежи. Из 450 примерно 30-32% - это сотрудники Соловецкого музея, и все остальные разбросаны по обслуживающим организациям - почта, телеграф, телефон, больница, школа. Или по маленьким предприятиям, таким, как водорослевой комбинат. Летом примерно на 150 человек увеличивается персонал реставрационных мастерских и гостиниц - за счет приезжих. Поэтому для любого человека, живущего на Соловках, как и для сотрудников музея, эти сферы - сфера сохранения наследия, музейно-реставрационная сфера, и сфера гостеприимства - единственные источники существования.

Другое дело, что мы не должны разрывать уровень обслуживания населения и уровень обслуживания туристов. Надо стремиться, чтобы при услугах, которые мы предоставляем для туристов, население не чувствовало своей ущербности. А для этого за последние годы сделано очень много. У нас сегодня мобильная связь есть через одного у жителей-соловчан.

-А какая примерно сейчас средняя зарплата на Соловках?

- Не могу точно сказать. В Соловецком музее-заповеднике у обслуживающего персонала от 2-х с половиной, 3-х с половиной до 4-х тысяч, в зависимости от того, где он работает, как он работает. А главные специалисты могут получать от 8 до 11-12 тысяч рублей на руки. Зарплата - это бюджетная сфера, но так как у нас особо ценный статусный объект, есть надбавки, северные и так далее. Но это не снимает проблемы благополучия. Вообще, у нас те же проблемы, что и на материке, просто здесь они смягчены подсобным хозяйством, рыбалкой, грибами. Этим каждый может обеспечивать себя сам.

http://www.strana.ru/stories/05/08/08/3629/256152.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Лопаткин
Все статьи Михаил Лопаткин
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Человек
08.05.2024 00:22
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55