Потеря национальной идеи исходит из кризиса семьи

С 29 июня по 2 июля в Петербурге проходил VI Конгресс этнографов и антропологов России. В работе конгресса участвовали не только "чистые" ученые, но и практики - те, кто работает на сохранение и развитие национальных традиций. В Сургуте работает школа, построенная на сохранении и развитии региональных национальных традиций. О роли национальной культуры в воспитании достойных членов общества "Росбалту" рассказывает директор сургутского Колледжа русской культуры им. Знаменского, председатель Общества русской культуры Екатерина Ланшакова.

- Екатерина Владимировна, какие основные задачи вы ставите в своей работе?

- Спектр моих интересов достаточно широк, но главной целью является создание новой образовательной системы, в основе которой лежит этническая культура. В Западной Сибири за несколько столетий сформировался уникальный феномен сосуществования народов. У нас такое межэтническое взаимодействие происходит между русскими старожилами и обскими уграми (ханты, манси). В современной этнографической науке мне наиболее интересен феномен способности народов России жить вместе, сохраняя при этом свои традиции, национальную культуру. Этот феномен является своеобразным вкладом России в общую мировую стабильность.

- Какие основные принципы обучения в Колледже русской культуры им. Знаменского?

- Начнем с того, что наше учебное учреждение имеет три составных части: это общеобразовательная школа с углубленным изучением национальной культуры, детская художественная школа декоративно-прикладного искусства, где дети изучают народный фольклор, занимаются в театральном и этнографическом кружках, и художественно-промышленный колледж, где дается среднее специальное профессиональное образование. Воспитание детей происходит в контексте традиционной региональной культуры. Дети приходят в нашу школу уже в 3 года, и с этого момента в них закладываются самые ценные знания о родном крае, о традиционных ремеслах, все дети обязательно занимаются музыкой. При этом в обучении используются самые современные методы. В итоге мы имеем два главных принципа обучения: образование в контексте региональной культуры и использование самых современных методик.

- Изучение этнической культуры региона может потом применяться молодыми людьми в повседневной жизни?

- Во-первых, у нас в регионе наблюдается дефицит специалистов в области изучения традиционной культуры. Наш художественно-промышленный колледж, где, в частности, готовят дизайнеров, во многом утоляет этот кадровый голод. Во-вторых, изучение традиционной культуры дает возможность выйти на современное искусство. Без знания народного искусства у человека нет источника фантазии и вдохновения для создания искусства современного.

- Расскажите о ежегодной экспедиции "Славянский ход". По своему духу это больше христианская миссия, научная экспедиция или культпоход?

- Экспедиция "Славянский ход" впервые проводилась в 1991 году и была организована нашим Обществом русской культуры. Корабль, пассажирами которого стали священники, ученые-этнографы, журналисты, впервые прошел вниз по Оби и вверх по Иртышу от Сургута до Тобольска. Во время первого хода жители деревень и сел, сохранившие православные традиции за годы советской власти, но не имевшие возможности крещения, крестились священниками прямо в реке Оби. На сегодняшний день во многих селениях, где происходили массовые крещения начала 1990-х годов, построены свои церкви.

В 2005 году "Славянский ход" будет особенно интересным: он пройдет по следам экспедиций известного финского этнографа Уно Тавио Сирелиуса, предпринятых им в 1898-1900 годах. Этот ученый собрал бесценные этнографические сведения, которые позволяют нам заниматься сравнительными исследованиями. Он оставил коллекцию уникальных фотографий, сделанных во время экспедиций. Кстати, по этому же маршруту в 1890-1891 годах путешествовал и наследник царского престола, будущий император Николай II.

Участники экспедиции этого года - студенты вузов, ученые Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Университета педагогического мастерства, Львовской академии искусств. На теплоходе "Римский-Корсаков" они отправятся по маршруту Ханты-Мансийск - Томск - Ханты-Мансийск. Полевые исследования намечено провести в поселках Ларино, Нарыме, Колопашево, Каргасоке, Новоникольском.

- В чем главная цель экспедиции?

- Посредством ежегодной экспедиции мы анализируем региональное пространство. "Славянский ход" - это прекрасная возможность изучения культуры края, сбора фольклорно-этнографических материалов по традиционной культуре Приобья. В рамках "Славянского хода" проходят встречи участников экспедиции с населением, культурно-просветительная концертная программа, а также семинары, круглые столы по проблемам воспитания молодежи, мастер-классы. За все эти годы нам удалось собрать коллекцию для будущего музея, который так и будет называться - "Славянский ход". После прошлогодней экспедиции были организованы выставки "Старожилы Сибири", "Десять судеб".

- Какие перспективы у школ, подобных вашей? Можно ли удачный опыт перенести в другие регионы России?

- Мы как раз сейчас думаем о том, как открыть подобные школы во всех российских регионах, где дети изучали бы свои национальные традиции. Кстати, в школе мы не ограничиваемся изучением только русской культуры, несколько детей хантов с недавнего времени изучают у нас свою национальную традицию. Но сейчас, когда на свет появился 131-й Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", разграничивающий полномочия между Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами, наша уникальная школа оказывается лишней. Теперь чиновники требуют от нас прийти к общим образовательным стандартам, в ином же случае угрожают прекратить финансирование вообще.

- В чем вы видите причины отсутствия в стране национальной идеи?

- Дело в том, что с начала 1990-х годов мы наблюдаем позитивные процессы пробуждения национального самосознания, и особенно в провинции. Житель деревни никогда не терял духовных ориентиров. На примере нашей школы можно увидеть, как молодой человек, возвращаясь к национальным традициям, становится достойным членом российского общества. То есть, он умеет сосуществовать с другими национальностями, сохраняя свою самобытность.

Сегодняшний кризис в области государства, правосознания, потеря национальной идеи - это все исходит из кризиса семьи. Если ребенок теряет доверие к родителям, он входит в состояние кризиса, которое остается на всю жизнь. Каждая новая семья влияет на положение дел: или добавляет хаоса, или укрепляет общество. В этом смысле школа - незаменимый инструмент, с помощью которого можно как-то изменить исток общего кризиса - семью. Школа влияет на семью через ребенка, говорил известный русский философ Иван Ильин. И нам нужно этим воспользоваться, добавляю я.

- Современные этнографы, антропологи могут как-то помочь в преодолении кризиса семьи?

- Они уже давно помогают. Наша школа создавалась при деятельном участии сотрудников Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Львовской академии искусств, других научных учреждений страны. Россия может погибнуть только из-за того, что многие гуманитарные науки, такие как этнография, традиционно не воспринимаются властями всерьез. Из-за этого в России долгое время продолжается процесс, характерный для российской действительности - текущее функционирование, в котором не задаются режимы развития. Плохо, когда фольклор существует ради фольклора, это ничего не дает обществу. Нужно ставить перед собой реальные проблемы и пытаться вместе решать их, например, в рамках Конгресса этнографов и антропологов России. Нынешний конгресс, кстати, этим задачам вполне отвечал. Недостатка в противоположных мнениях и острых дискуссиях не было.

Беседовал Филипп Мостоцкий

http://www.rosbalt.ru/2005/07/21/218432.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий