Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Искусство сострадать"

Ольга  Беляева, Нескучный сад

04.08.2005

"Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку?.." - этими словами начинались многие грампластинки, которые мы слушали в детстве. С тех пор громоздкие проигрыватели сменились магнитофонами, а театральные постановки с центрального радио - "попсовой" музыкой... Мало кто сейчас помнит правила радиопостановок и специфику этой работы. Тем удивительнее сегодня узнать о возрождении и возрастающей популярности радиоспектаклей православного культурного центра при Новоспасском монастыре.

Аналогов такой работы - создания радиотеатральных постановок житий святых - нет. Для записи приглашали профессиональных актеров, таких как Владимир Заманский, Аристарх Ливанов, Ирина Муравьева. За очень редким исключением, артисты были воцерковленными людьми. Многие пели в церковном хоре. Работали самоотверженно, по 12 часов. Духовно-художественную цензуру осуществлял Новоспасский монастырь. Иногда постановку приходилось переписывать по два-три раза. Радиотеатр вообще забытый жанр, который сложно реанимировать. Сотрудникам центра не с кем было посоветоваться, как и что делать. Пришлось придумывать свою форму подачи. Как в рисунке более тонкими или толстыми штрихами пишутся передний и задний планы, в радиопостановках прорабатывали перспективу тихими и громкими голосами героев. Каждому актеру вскоре нашлось свое амплуа: Заманский читал жития святителей, Терентьев - князей и воинов. А вот от участия женщин вскоре пришлось отказаться - эмоции перехлестывали через край. При постановке жития святой мученицы Перпетуи из-за нахлынувших слез актриса не смогла читать текст. В дальнейшем было решено, что жития святых - мужские и женские - читают только мужчины.

Своего "главного актера" - Алексея Жирова (он читает все ключевые роли в радиопостановках) на прослушивании "зарубили". А спустя некоторое время "одумались". По словам режиссера, когда Алексей прочел роль, вся постановка наконец-то собралась в единую картину. До этого она состояла из разрозненных монологов.

Руководитель культурного центра Сергей Харлов уверен: "Нужны курсы актерского мастерства, на которых бы преподавали не лицедейство, а учили бы искусству православного театра. Говорят: лицедейство - грех. Правильно. Но лицедейство - это маска с прорезью. А театр - это искусство сострадать. И чем хуже мой персонаж, тем больше я ему сострадаю. Когда-то я услышал и навсегда запомнил слова: "Как помочь плачущему? Плакать вместе с ним". Вот что я считаю основой актерского мастерства".
Главную цель православного культурного центра Сергей Васильевич определяет так: "Сейчас первым делом нужно объединяться, создавать искусство, параллельное озверевшему миру. Однажды я присутствовал на экзамене в театральном училище. Училище новаторское, студенты сдавали этот экзамен таким образом: надевали безликую маску - прорези для глаз и рта - и, издавая нечленораздельные звуки, скакали по сцене, изображая животных. Это довольно жуткое зрелище, когда человек отказывается от своей сущности, выпускает на свободу свое животное начало. Но когда студенту сказали: "Спасибо, хватит", а он не смог остановиться, у меня просто волосы на голове зашевелились. Ему кричат: "Довольно!" - а он все никак не может уйти со сцены, выйти из этого животного образа. У зрителей должна быть альтернатива, выбор между лицедеями и актерами, которые смогут показать зло, сами не становясь им".

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=14&article=276



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме