Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Первый подводный минер

Вадим  Кулинченко, Независимое военное обозрение

03.08.2005


Летом 1915 года вступила в строй подлодка "Краб" …

Об авторе: Вадим Тимофеевич Кулинченко - капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.

Утром 31 марта 1904 года, подорвавшись на минах, скрытно установленных японскими кораблями на внешнем рейде Порт-Артура, затонул эскадренный броненосец "Петропавловск". Среди свидетелей этой трагедии был и техник путей сообщения Михаил Налетов. Позднее он писал: "Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели броненосца "Петропавловск"... Подрыв двух японских броненосцев 2 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля - подводного минного заградителя..."

ОТ ИДЕИ ДО ПОСТРОЙКИ

Уже в мае 1904 года Налетов обратился к командиру военного порта крепости Порт-Артур контр-адмиралу Ивану Григоровичу с идеей постройки подводного минзага и попросил выдать ему два катерных бензомотора, но флотское начальство отказало энтузиасту в поддержке. Тогда последний решил начать постройку субмарины на собственные средства, опираясь на помощь рядовых моряков 1-й Тихоокеанской эскадры.

К осени был изготовлен клепаный корпус ПЛ (водоизмещение 25 т, длина 15 м), в котором предполагалось разместить 4 мины или 2 торпеды Шварцкопфа калибром 450 мм. В сентябре состоялось первое погружение подлодки на глубину 9 м, после чего официальное начальство обратило внимание на изобретателя и его детище. Командиром строившегося заградителя назначили мичмана Бориса Вилькицкого, впоследствии известного полярного исследователя.

Однако вскоре Порт-Артур пал. Накануне сдачи крепости, в декабре 1904 года, все механизмы подводного минзага пришлось разобрать и уничтожить, а сам корпус взорвать.

Через два года, 29 декабря 1906 года, Михаил Налетов направил прошение в Морской технический комитет (МТК) с просьбой рассмотреть проект подводной лодки, разработанный им "на основании опыта и личных наблюдений над морской войной в Порт-Артуре". Обсуждение представленных чертежей состоялось в январе 1907 года на заседании МТК в присутствии таких авторитетных специалистов, как Алексей Крылов, Иван Бубнов, Михаил Беклемишев, и в целом получил одобрение. Были, однако, и критические замечания. С их учетом Налетов составил четыре варианта усовершенствованного проекта, по одному из которых и начал строиться первый в мире подводный минный заградитель (ПМЗ) со следующими основными тактико-техническими характеристиками: надводное водоизмещение 500 т, подводное - 700 т, длина 51,2 м, ширина 4,6 м, осадка 4,02 м, глубина погружения 45,7 м, время погружения 4 минуты. Силовая установка включала четыре керосиномотора по 300 л.с. каждый и два электромотора по 150 л.с. Они обеспечивали ПМЗ надводную скорость хода в 11,8 узла и подводную - в 7,5 узла. Вооружение: 60 мин в двух кормовых коридорах, 2 трубчатых торпедных аппарата в носу и 4 запасные торпеды к ним плюс два решетчатых аппарата системы Джевецкого.

Контракт на постройку субмарины Морское министерство заключило 19 сентября 1908 года с заводом "Наваль" в Николаеве. Предприятию поручалась и доработка проекта. Командиром строящегося корабля назначили 5 марта 1910 года старшего лейтенанта Андреева (бывший командир ПЛ "Кари").

11 октября 1908 года директор завода "Наваль" предложил МТК оснастить подводный минзаг двигателями Дизеля (в то время заканчивалась постройка дизельной лодки "Минога" конструкции Бубнова. - В.К.). Но из комитета поступил столь невразумительный ответ, что решили оставить ненадежные керосиномоторы завода Кертинга (Германия).

Постройка заградителя затягивалась из-за различных утрясок и бюрократических проволочек, пока его судьба не была решена ответом Морского генерального штаба на запрос МТК: "Хотя завод не выполнил взятые на себя обязанности (через 22 месяца предъявить корабль к испытаниям, а в течение еще двух месяцев завершить их. - В.К.), все же... весьма желательно продолжить постройку этого опытного судна даже и в том случае, если... не удастся вполне выполнить все указанные в контракте условия..."

9 августа 1912 года подводный минный заградитель был зачислен в состав Российского флота с присвоением названия "Краб". Спуск ПМЗ на воду состоялся 12 августа 1912 года, сдача его морякам-черноморцам намечалась на 1 июля следующего года. Однако в июле 1913 года "Краб" был только отправлен из Николаева в Севастополь, где продолжал переделываться и достраиваться на местном заводе общества "Наваль".

БОЕВЫЕ ПОХОДЫ

В свой первый боевой поход "Краб" ушел прямо от заводской стенки, не принятый еще флотом в окончательную эксплуатацию. Заставила военная необходимость. В июле 1915 года только что построенный линкор "Императрица Мария" должен был перейти из Николаева в Севастополь. Требовалось нейтрализовать находящуюся в Константинополе германо-турецкую эскадру, которая могла помешать переходу.

25 июня 1915 года рано утром "Краб" под коммерческим флагом совместно с подводными лодками "Нерпа", "Тюлень" и "Морж" направился для постановки минного заграждения в узкости пролива Босфор между маяками Румели и Анатоли. Командовал "Крабом" старший лейтенант Феншоу (с сентября 1914 года), на борту находился начальник Подводной бригады Черного моря капитан 1 ранга Клочковский. При ясной погоде и ветре в 2 балла "Краб" шел в надводном положении со скоростью 8,5 узла. В полдень 25 июня на минзаге был поднят Андреевский флаг, поскольку корабль приступил к выполнению боевого задания.

В 20 часов 10 минут 27 июня "Краб" начал постановку 60 мин в подводном положении. За 12 минут было создано минное заграждение в одну линию. На нем 18 июля подорвался немецкий крейсер "Бреслау", вышедший из строя на 7 месяцев.

29 июня ПМЗ благополучно вернулся в Севастополь и вновь поднял коммерческий флаг. Многие участники похода получили награды или были повышены в чине; тогда же последовал приказ морского министра: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25 июня сего года".

В августе 1915 года капитан 2 ранга Феншоу был назначен начальником 1-го дивизиона подводных лодок, куда кроме "Краба" входили "Морж", "Нерпа" и "Тюлень", а командиром заградителя в октябре стал старший лейтенант Паруцкий, служивший до этого флагманским штурманом Подводной бригады. Под его командованием "Краб" 18 июля 1916 года успешно выставил у Босфора вторую минную банку, за что Паруцкий удостоился ордена Святого Георгия 4-й степени, а другие члены экипажа - различных наград.

Во время третьего боевого похода ПМЗ в сентябре 1916 года выявились неисправности керосиномоторов и минного элеватора. Но все-таки на буксире эсминца "Гневный" "Краб" достиг южного выхода из порта Варна, где 15 сентября выставил 30 мин между болгарским заграждением и берегом. На этой минной банке 6 ноября подорвалась и погибла германская подводная лодка "UВ-45", уходившая из Варны.

17 сентября "Краб" на буксире "Гневного" возвратился в Севастополь, где был поставлен на капитальный ремонт. 1 января 1917 года начальник Подводной бригады Клочковский обратился в Главное управление кораблестроения (ГУК) с просьбой о замене ненадежных керосиномоторов на 240-сильные дизели. 17 января морской министр дал указание направить два дизеля с подлодки АГ-23, строящейся в Николаеве, но ремонт "Краба" до Октябрьской революции не закончился... А потом грянула Гражданская война, Севастополь летом 1918 года заняли немцы, которых сменили англо-французские интервенты.

Покидая весной 1919 года Крым, союзники вывели в море и затопили на большой глубине 13 российских субмарин, в числе которых был и подводный минный заградитель "Краб". 26 апреля его на буксире парохода "Елизавета" вывели на внешний рейд. Здесь в корпусе ПМЗ проделали пробоину площадью 0,5 кв. м и открыли носовой люк, в результате минзаг камнем пошел ко дну.

В 1934 году Черноморский ЭПРОН обнаружил "Краба" на глубине 57-59 м. Лодка вошла глубоко в грунт, кормовая часть ее палубы была покрыта илом почти до самой рубки. Тем не менее заградитель был поднят на поверхность и 7 октября 1935 года заведен в Стрелецкую бухту. В это время советский ВМФ уже принимал новые, более совершенные ПМЗ типа "Ленинец", поэтому "Краб" не стали восстанавливать, а разрезали на металл.

Налетов пережил свое детище. С конца 1920 года он работал старшим инженером на Путиловском (Кировском) заводе в Петрограде (Ленинграде), проявил себя талантливым изобретателем и рационализатором. Создатель "Краба" успел увидеть уже советские минзаги, в которых была частица его и его труда. Михаил Петрович умер летом 1938 года в возрасте 69 лет.

"ЕРШ" И "ФОРЕЛЬ"

Походы "Краба" на Черном море в кампаниях 1915 и 1916 годов доказали возможность решения проблемы скрытой постановки минных банок. Учитывая желание балтийских подводников получить ПМЗ как можно скорее, Главное управление кораблестроения предложило в августе 1916 года Балтийскому заводу переоборудовать в минзаг строящуюся подводную лодку "Форель", а 11 ноября 1916 года выдал тому же заводу наряд на переоборудование еще одной находящейся на стапеле субмарины - "Ерш" с теми же сроками готовности к испытаниям.

"Форель" так и не была достроена. "Ерш", спущенный на воду летом 1917-го, был предъявлен к испытаниям осенью того же года, проводились они по сокращенной программе в ноябре-декабре. На основании их результатов штаб дивизии подводных лодок ходатайствовал перед Военным отделом Центробалта о зачислении ПМЗ в списки флота с 28 декабря 1917 года. В феврале 1918 года вместе с другими субмаринами "Ерш" совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле участвовал в Ледовом походе Балтийского флота. Осенью 1918-го минзаг поставили на долговременное хранение в Кронштадтском порту.

В октябре 1919 года "Ерша" перевели на Ладожское озеро, откуда он вернулся на Балтику в июле 1921-го и вошел в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря. 31 декабря 1922 года ПМЗ переименовали в "Рабочий" и после капитального ремонта (1922-1924 годов) продолжил несение службы. 22 мая 1931 года минзаг трагически погиб в результате столкновения с ПЛ "Красноармеец" (бывший "Леопард").

http://nvo.ng.ru/notes/2005-07-15/8_miner.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме