itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ильинские храмы старой Москвы

Новости Москвы 
0
127
Время на чтение 6 минут
Церковь св. Илии Обыденного. Фото hram.codis.ru
Церковь св. Илии Обыденного. Фото hram.codis.ru
Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном бедствии - засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета "Илья Пророк два часа уволок".

Одна из первых, сохранившаяся до нашего времени Ильинская церковь появилась в 1518 году на посадской улице близ Кремля при Новгородском подворье и стала соборной церковью Ильинского монастыря, основанном еще в XV столетии рядом с главным московским торгом. Эта церковь и дала древней улице Китай-города ее знаменитое старомосковское имя - Ильинка. Считается, что прежде эта улица называлась Дмитриевской - и вероятно, тоже по какой-то местной церкви.

Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после "Большого Вознесения" у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции.

История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в XVII веке стала называться "Остожьем" - тогда здесь простирался царский заливной луг и стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя. Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма "Обыденный" достоверно свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день - "об един день". Историки приблизительно определили дату его основания - конец XV или XVI столетия.

Деревянная Ильинская церковь уже упоминается в летописных повествованиях о славных битвах и победах русского войска в 1612 года. В августе того страшного и судьбоносного для России года войско князя Пожарского расположилось у Арбатских ворот. А рядом с Ильинским храмом находился его штаб - отсюда князь с воинами переправились в Замоскворечье и там бились насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле и Китай-городе польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраам Палицын совершил у храма молебствие "о побеждении на враги".

В деревянном Ильинском храме любил молиться и царь Алексей Михайлович, останавливаясь по пути в Новодевичий монастырь. Молились здесь и патриархи - с крестным ходом из Кремля они шли в скромную московскую церковь просить о даровании дождя в засухи.

И только в 1702 году с благословения митрополита Стефана Яворского, будущего местоблюстителя патриаршего престола петровских времен, думный дьяк Г.Ф. Деревнин построил здесь первую каменную Ильинскую церковь с семиярусным иконостасом - редкий памятник архитектуры петровского барокко. Этот стиль появился в начале XVIII века и выразил в себе новые веяния, которые несла в Россию эпоха Петра I: с одной стороны, ясность, правильность, рациональность, логичность, а с другой - романтика. Создавался образ скромного, практичного, а вместе с тем нарядного здания. В это время появляются церкви типа "корабля", отдаленно схожие с базиликальной композицией храма: колокольня, удлиненный притвор и сам храм помещаются на одной вытянутой оси. До нашего времени не сохранился изначальный облик каменной Ильинской церкви: известно, что она была очень маленькая, и в ней помещалось немного народу, поэтому в 1866 - 1868 г.г. архитектор А. Каминский, зять знаменитых братьев Третьяковых, значительно перестроил ее и расширил, соорудив трапезную и новую изящную колокольню. А Третьяковы сделали крупные пожертвования на благоустроение Ильинского храма - брат коллекционера, городской голова Сергей Михайлович Третьяков сам жил неподалеку от церкви на Пречистенском бульваре и не раз посещал ее.

В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В местном чине иконостаса - "Нерукотворный Спас" и Казанская икона Божией Матери XVII века письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери "Нечаянная радость" - главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым).

Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан - на Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых. Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в 1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать сумятицу, панику и давку. И хотя храм чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории - на его колокольне выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при воздушных тревогах.

29 марта 1995 года в церкви Илии Обыденного отпевали ее давнего прихожанина, уроженца и историка этих мест, профессора А.Ч.Козаржевского, - службу совершали священники, имевшие счастье учиться у него в студенческие годы.

И еще одна замечательная Ильинская церковь, о которой нельзя не упомянуть в день ее престольного праздника, находится в Черкизово - когда-то вотчинном подмосковном селе, а сейчас обычной городской окраине близ Большой Черкизовской улицы и станции метро "Черкизовская". Точный адрес храма - Штатная Горка - сохранился с дореволюционных времен, когда здесь жили служащие штатного двора архиереев. Там, на возвышенности, в маленькой рощице на берегу пруда притаилась одна из самых красивых московских церквей, построенная еще в допетровские времена. Особенно красив пейзаж весною-осенью, когда пруд не скован льдом. Взору прохожего открывается удивительная картина - храм будто глядится в зеркало, отражаясь в пруду, а ветер гонит по его поверхности водяную рябь...

Это село, известное еще с конца XIV века, принадлежало участнику Куликовской битвы, боярину Андрею Серкизу - от него и произошло название древней московской местности Черкизово. По другой версии это был татарский цесаревич Серкиз, покинувший Золотую Орду и приехавший в Москву к великому князю Дмитрию Донского. Он принял православное крещение под именем Иван и был пожалован подмосковным вотчинным владением, которое и стало называться по имени своего владельца Черкизовым. Так или иначе, но именование местности селом достоверно свидетельствует о том, что там уже стояла местная церковь.

Вскоре он продал село своему соплеменнику, боярину Илье Азакову (или Озакову), тоже выходцу из Орды, принявшему крещение. И новый владелец выстроил там новый, деревянный храм, освященный во имя его небесного покровителя Илии Пророка. Есть сведения о том, что боярин был приближенным Святителя Алексия, митрополита Московского и входил в число его слуг. И тогда его подмосковное село перешло во владение святителя Алексия, который оставил его за своим кремлевским Чудовым монастырем - в его ведении Черкизово находилось до 1764 года, пока не перешло в казну. И в 1690 году на месте старого храма появилась новая каменная Ильинская церковь, дожившая до наших дней - ее главный престол освящен во имя Крестовоздвижения, а во имя св. Илии - южный придел. Шатровую колокольню, стилизованную под старину, построили гораздо позднее - на исходе позапрошлого столетия. В память о митрополите Алексии, некогда владевшего этой местностью, в храме существует придел во имя святителя, устроенный в середине XIX века, и хранится очень редкая икона "Исцеление Тайдулы". На ней изображено чудо св. Алексия в Орде, когда он по молитве исцелил от слепоты жену татарского хана и получил за это в дар кремлевскую территорию, где основал Чудов монастырь.

В 1861 году на крохотном кладбище в церковной ограде был погребен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, изображенный в романе Достоевского "Бесы".

В советское время храм тоже не закрывался, и даже звонили его колокола в виду отдаленности от центральной Москвы. Сохранилось великолепное старинное убранство храма. И только в 1980-х годах внезапно возникла угроза его существованию из-за прокладки под ним туннеля метро и строительства новой станции. К счастью, угроза была ликвидирована и проблема разрешена успешно. Удивительная тишина в храме и в его окрестности особенно располагает к молитве.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/030709103634
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Лебедева
Все статьи Елена Лебедева
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии