Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

29 июля - память блаженной Матроны Анемнясевской, Исповедницы

Православная газета г. Екатеринбург

29.07.2005

Матрона Григорьевна Белякова, или - как называли ее - Матреша, родилась 6 ноября 1864 г. в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Родители ее были самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое хозяйство, чтобы прокормить большую семью.

Нерадостной была жизнь Матреши в родной семье, где ей приходилось терпеть обиды, ругань, побои, но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем. В семь лет она заболела оспой. "Мать не лечила меня, - вспоминала Матреша, - и не молилась за меня Богу...". После этой болезни девочка поправилась, но на всю жизнь осталась слепой.

Теперь ей поручили няньчить младших сестренок и братьев. "Однажды, когда мне было уже десять лет, - вспоминала Матреша, - я нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Нечаянно я уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, что мне очень тяжело и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Так видение повторилось три раза...". С этого времени началась для Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать. Она могла только лежать, и уже не вставала с кровати всю свою жизнь. Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Лишь в молитве она находила себе утешение и отраду.

С семнадцати лет стали приходить к Матреше люди. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки, о том, как попрекают и утесняют ее родные, и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Первым пришел к ней один крестьянин и сказал: "Матреша, ты уже несколько лет лежишь, ты небось Богу-то угодна. Спина у меня болит, доктора не помогают. Потрогай, может быть и пройдет от тебя". Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине прекратились. После этого к ней стало приходить все больше и больше народу.

После смерти родителей Матреша стала жить у своего племянника. Лежала она в детской кроватке, так как с десятилетнего возраста тело ее не росло и оставалось таким, каким было в детстве. Блаженная могла только изредка переворачиваться с бока на бок и шевелить ручками.

Матреша знала наизусть очень много молитв, акафистов, церковных песнопений. Говорила о том, что молиться нужно непрестанно, что такая молитва все может сделать. Она сама постоянно молилась; даже во время бесед с посетителями, незаметно для них, молилась по четкам, про себя. Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Людям занятым, многодетным говорила, что можно молиться и на людях, тайно. Можно молиться даже в постели, и такая молитва "доходна до Бога" и, может быть, даже доходчивее других. Но особенно высоко ставила Матреша молитву в церкви. "В церкви молитва в три поклона, - говорила она, - больше, чем дома в триста". Особенно важной считала молитву за умерших.

Очень не любила Матреша нарушение постов, скорбела, что несоблюдение постов в наши дни становится привычным явлением и не почитается за грех.

Очень уважала духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Не признавала только батюшек-обновленцев. Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Старому Иерусалиму, к Дивеевскому и Саровскому монастырям. Своим посетителям она всегда советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией, и радовалась, когда исполняли эти ее советы. Из праздников Матреша особенно любила Пасху, встречала и проводила ее с необыкновенной радостью и ликованием.

Она всегда со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, болела болезнями всех, несчастье другого было и ее несчастьем. Но в последние годы своей жизни Матреша как будто совсем перестала интересоваться мирской жизнью. О житейских делах говорила редко и неохотно, но о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь.

В 1935 г. она была арестована по доносу. Матрешу увезли в Москву, где она, видимо, содержалась в Бутырской тюрьме. Однако вскоре все, без исключения, заключенные стали почитать блаженную, молиться и петь акафисты. Власти не знали, что с ней делать: в лагерь нельзя - это показал пример молитвенного подъема заключенных с ней людей, убить боялись. Есть сведения о том, что безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, по ее молитвам получила исцеление, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.

Преставилась блаженная, что засвидетельствовано документально, от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в Доме хроников имени Радищева в Москве. Могила ее не найдена. В августе 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви блаженная Матрона Анемнясевская была причислена к лику святых

http://orthodox.etel.ru/2002/28/k_matrona.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме