Комментируя новшество, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) отметил: "Мы знаем, что у людей есть огромное количество вопросов, которые они не всегда могут задать в храме на исповеди". Один из дежурных "телефонных батюшек", отец Олег, уточнил: "Не стоит путать: разговор по телефону - это не исповедь. Отпущение грехов по телефону невозможно. Ведь никакой телефон не застрахован от того, что его могут прослушать, а значит, таинство исповеди может быть нарушено".
И все же большая часть звонков - исповеди в чистом виде. Так, вчера во время своей вахты отец Илья, с которым удалось пообщаться "Новым Известиям", долго утешал верующую средних лет, которая в свое время не окрестила троих своих детей. Теперь они выросли и ни о каком крещении слышать не хотят. Понятно, что дать женщине по телефону разрешение от застарелых педагогических грехов отец Илья не дерзнул, но в меру сил и технических возможностей утешил - объяснил, кому и как в данном случае молиться.
По словам отца Ильи, "телефон доверия" приходится использовать и в миссионерских целях: объяснять абонентам азы вероучения. Звонят ли хулиганы? Прямого ответа на этот вопрос мы не получили, но, как сообщил отец Олег, "православный" телефон - с определителем номера. Не только чтобы отслеживать хулиганов или жаждущих дискуссии сектантов: "Так мы сможем поддержать обратную связь - я подумаю над вопросом, а потом по возможности перезвоню".
Кстати, о сектантах. Зазвонивший в феврале в Ярославле, при храме Сретения Господня, "телефон доверия" оказывает услуги людям, попавшим в зону внимания членов "нетрадиционных религиозных групп".
Настоятель храма отец Алексий говорит, что звонков поступает много и дежурным телефонистам в рясах приходится не только информировать о деятельности сект, но и оказывать скорую помощь по психологической реабилитации тем, кому довелось побывать в одной из сект. Организовала бесперебойную работу "антисектантского телефона" и Ставропольская епархия РПЦ. "Если вы сами, ваши близкие пострадали от деятельности тоталитарной секты или располагаете сведениями о готовящихся противоправных действиях сектантов, сообщите нам по телефону N..." - обратились к землякам инициаторы акции. После чего информация будет доведена до специалистов отдела безопасности городской администрации.
Рука об руку со светскими властями работают и телефонисты Омско-Тарской епархии. На вопросы омичей в течение восьми часов отвечают трое священнослужителей. Номер омского "телефона доверия" тот же, что и у региональной медико-психологической службы.
Не секрет, что во всем мире "телефоны доверия" часто используются спецслужбами. Так что не может не вызывать вопросов сотрудничество РПЦ со светскими властями в деле усиления "телефонной доверчивости" (у других конфессий в России подобных служб нет). Но с другой стороны, здесь все на полном доверии и построено, за язык никто не тянет.
Любопытно, что "телефонизация" РПЦ началась в 2001 г. в рамках церковной программы по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа и оказанию духовной поддержки людям, живущим с этим заболеванием. По оценкам оптимистов, православные сегодня составляют около трети от общего населения России, по расчетам пессимистов - 3-5 %. В любом случае работы у патриарших политтехнологов - непочатый край. Осуществлять ее без применения научно-технических новшеств невозможно. К слову, правящий нижегородский архиерей Георгий в прошлом году удостоился Государственной премии "за разработку научно обоснованной технологии воссоздания исторических архитектурных памятников". Теперь он внедрил еще одно техническое новшество в процесс общения с паствой. На очереди, как сообщает сайт епархии, "горячая линия" в Интернете.
ПОКАЯТЬСЯ, НЕ СЛЕЗАЯ С ДИВАНА
Вопрос об исповеди по телефону и в Сети давно обсуждается пастырями христианских церквей. Не так давно комиссия Ватикана по связям с общественностью распространила заявление, в котором указывается, что отпущение грехов не будет производиться по Интернету в режиме on-line. Это заявление представители Церкви вынуждены были сделать в связи с тем, что в последнее время к ним постоянно поступают просьбы от желающих исповедоваться, что называется, на дому. Римская Католическая церковь всячески приветствует Всемирную сеть, указывается в заявлении, однако считает, что по церковным канонам исповедь возможна только при непосредственном, живом общении со священником.В последнее время почтовыми интернет-службами размещается реклама сайта Олега Моленко. Бывший священник Зарубежной Церкви, живущий в Торонто, возглавляет созданную им секту, именуемую Вселенской Церковью Иоанна Богослова. Правда, "Церковь" эта все более виртуализируется. Отец Олег совершает богослужения, проповедует и отпускает грехи, не отходя от компьютера. Соответственно, паства его - те, кто предпочитает исповедовать веру, не слезая с дивана. "Конечно, - говорит "интернет-поп", - исповедание грехов по электронной почте не самое удобное дело. Но приходится выбирать между душевной пользой, которая связана с некоторым неизбежным неудобством, и "удобным" пребыванием в грехах. Исповедь посредством Интернета - мера вынужденная, но вполне допустимая". Главный аргумент отца Олега в пользу допустимости "электронного таинства" - то, что "если, скажем, спецслужбы захотят узнать нечто о прихожанах данного священника через прослушивания их исповедей, то им легче и удобнее поставить "жучок" прямо в месте исповедования и слушать все исповеди, чем взламывать сотни почтовых электронных ящиков в надежде прочитать среди десятков писем каждого прихожанина возможную исповедь. Вот почему исповедь по Интернету предпочтительнее, чем в храмах".
http://www.newizv.ru/news/2005-07-19/28351/