Евангелие в кино

Достойно славить Бога трудами

0
139
Время на чтение 5 минут
Даже не копаясь в Интернете, можно догадываться, что на Западе уже накопились целые тома исследований, посвященных экранизациям евангельских сюжетов в мировом кинематографе. И разве по сути своей такое внимание не правомерно? Ведь невозможно же,- христианин ты или мусульманин, или буддист, или атеист,- не замечать самого факта существования этой темы: Христос в кино.

Мы у себя дома, по понятным причинам, чужих фильмов с евангельскими сюжетами за последних полсотню лет видели совсем мало. А собственными обзавестись и вовсе не успели. Недавние слухи об экранизации булгаковского "Мастера...", где роль Иешуа предназначалась, кажется, Николаю Бурляеву, как-то привяли. К тому же о новозаветных реалиях в этом романе можно говорить лишь с известной натяжкой. Вряд ли его киноверсия могла быть рассчитана на то, чтобы приблизиться к евангельским текстам, не нарушив при этом хорошо известную ценителям романную канву.

Из знаменитых зарубежных экранизаций, конечно же, в первую очередь достойна упоминания старая чЈрно-белая кинолента Паоло Пазолини "Евангелие от Матфея". В нашем советском прокате шестидесятых годов она проскользнула почти подпольно. И лишь потому удостоилась хоть какого-то внимания, что автор еЈ был всЈ же известным итальянским коммунистом. Вот и не решились обидеть его прямым отказом. Судя по одобрительному отзыву о картине из уст Александра Твардовского, еЈ успех в тогдашнем Советском Союзе мог бы быть ошеломительным. Да и в самой Италии она, догадываюсь, очень многих озадачила - и в среде католиков, и в стане коммунистов. Пазолини удалось вроде бы невозможное: и соблюсти букву христианского Писания, и, одновременно с этим, обнаружить коммунистический порыв в грозных и мятежных проповедях Христа.

Пазолини, судя по всему, обожал русскую музыку. По крайней мере, она в этой его картине сыграла просто выдающуюся роль. Сцена избиения младенцев в Вифлееме идЈт под душераздирающие вопли тевтонских рыцарей из кантаты Прокофьева "Александр Невский". Душа русского зрителя не могла не затрепетать от поистине молитвенных звуков нашей эпической песни "Ой, да степь широкая..." (она сопровождает в фильме рассказ о призвании Христом первых учеников). В самом конце картины, в голгофском эпизоде, прозвучала ещЈ одна всем у нас памятная тогда мелодия - "Вы жертвою пали в борьбе роковой...". И это тоже было впечатление ошеломительное, способное своей неожиданностью даже у тогдашнего атеиста вызвать сочувствие к распинаемому Христу.

Раз уж речь зашла об использовании неожиданной музыки в киноэкранизациях на темы Нового завета, нельзя не упомянуть фильм, побивший по этой шкале все мыслимые и немыслимые рекорды. Это, конечно, был "Иисус Христос - Суперзвезда". Удивительно всЈ же, какими иногда параболическими путями вынуждена ступать истина! В нашем атеистическом Союзе даже эта культовая рок-опера, в которой главным героем оказался не столько Христос, сколько назойливо оправдываемый авторами Иуда, косвенным образом послужила для многих молодых людей первым толчком к духовному пробуждению.

И теперь сразу, минуя скандальную картину Скорцезе или простоватые поделки типа "Вараввы", - нельзя не обратиться к недавно прогрохотавшему по авангардным кинозалам России фильму Мела Гибсона.

Не знаю, нужно ли останавливаться всерьЈз на мнении зрителей, которые наспех вынесли упрЈк режиссеру в чрезмерном натурализме? Да, в картине много сцен насилия, много крови. Но разве в самом Новом Завете, в рассказах евангелистов о событиях Страстной недели замолчаны зверства палачей, жестоковыйность толпы, подстрекаемой фарисеями к кровожадному приговору? Само Евангелие в лучшем смысле слова натуралистично. Его авторы не скрывают ни единого из множества измывательств над невинной плотью Сына Человеческого. Эти их свидетельства - не для слабонервных, которые приходят в кинозалы, чтобы расслабиться и пожевать чипсы.

Полагаю, именно так прочитал Евангелие Гибсон. И в таком прочтении изначально был вызов. РежиссЈр знал, на что идЈт. Он будто сразу расслышал слова Христа, обращЈнные к богатому юноше: расстанься со своим богатством, раздай его нищим и тогда уже следуй за мной.

Но своими лично накопленными миллионами долларов, вложенными в постановку "Страстей Христовых", храбрый австралиец всЈ же не откупился от одной застенчивой американской инстанции.

Имя ей - цензура.

В эпизоде фильма, когда Пилат умывает руки, тем самым показывая, что он неповинен в крови Христа, зритель уже настраивается услышать всем и каждому теперь известный выкрик иерусалимской толпы: "Кровь его на нас и на детях наших". (Мтф. 27:25).

Но... нет в фильме Гибсона этих слов.

Допустим, Гибсон изначально и не намеревался их озвучить. Тогда зачем бы стал он вводить эпизод с умывания рук? Этим кадром Пилатова отмывания от происходящей Неправды режиссЈр как раз и подготавливал зрителя к следующему монтажному стыку - к воплю толпы, поневоле являющемуся ключевым для понимания громадной всемирно-исторической драмы. Той самой драмы, что растянулась уже на две тысячи лет.

Итак, не спящая ни минуты цензура?

Я отношусь к людям, прожившим большую часть жизни не то, чтобы под гнЈтом, но всЈ же в условиях присутствия этой строгой учительницы жизни. Знаю по опыту: нашему пишущему брату в советские десятилетия вовсе не обязательно было во всЈм и до конца потакать прихотям цензуры. Если она вела себя слишком уж надменно, всегда оставалась возможность вообще отказаться от еЈ услуг. А заодно, конечно, и от обещанного обнародования того или иного текста. И, следовательно, от предполагаемого гонорара.

Но мы-то имели дело с малыми числами. Понятно, что когда художник попадает в колоссальную долларовую ловушку (именно в такой оказался в итоге Гибсон) ему приходится, во избежании финансового краха, всЈ же учитывать капризы запрещающей инстанции. Тем более, что, скорее всего, перед ним такая инстанция объявилась даже не в единственном числе.

Шов, наложенный в данном случае Гибсоном на цензурный надрез в ткани картины, слишком заметен, чтобы не догадаться о происшедшем изъятии. В какой обстановке происходила вивисекция сценария и стоящего за ним евангельского эпизода, мы вряд ли узнаем. Но можем догадываться, что запрещающая инстанция вела себя достаточно жЈстко: "Или ты, приятель Мел, убираешь слова толпы, неприятно звучащие для ныне живущих детей дома Израилева, или мы устраиваем тебе такие "страсти", что с завтрашнего дня ты вообще исчезнешь со всех экранов мира - раз и навсегда. Что это ты, дружище Мел, вообще упЈрся в эти злосчастные слова? Или ты не видел, что цивилизованные издатели, печатая новые тиражи евангельских книг, уже не включают этих слов в свои издания. Вот и ты, упрямый Мел, вместо того, чтобы набычиваться, сделай-ка вид, что таких слов, обижающих самый многострадальный народ на свете, не было произнесено вообще".

Догадываюсь: такое моЈ предположение об имевшей место выволочке не лишено реальных оснований. Красноречивое свидетельство тому - последние Оскаровские торжества. "Страсти Христовы" Мела Гибсона почтенное жюри отметило малодушным молчанием. Как будто речь идЈт не о событии современного мирового кинематографа, а о третьесортной ремесленной поделке из разряда голливудовского "мусора".

Оскар, как известно, персона сомнительно-мифологическая, хотя и обладает полномочиями коллективного цензора. Приговор этого синедриона фильму Гибсона не лучшее ли свидетельство того, что отважный режиссЈр по сути пострадал за веру Христову. Фильм его - из глубины души исторгнутое сострадание Сыну Человеческому, распинаемому миром и по сей день.

http://www.voskres.ru/articles/lotschiz.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Лощиц
Торжество и смерть в Риме
14/27 февраля - память Св.Равноап.Кирилла, учителя Словенского (869)
26.02.2024
Сказы наших дней
К 60-летию Сергея Котькало
04.08.2020
«Феномен славянства - великое личное волнение»
Юрий Лощиц считает, что наследие славянских учителей - не только наше прошлое, но и будущее
22.09.2016
Радован вас всех переживет!
И пребудет в своём народе светел, не запятнан, не сломлен...
30.03.2016
Все статьи Юрий Лощиц
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 08:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44