"Верно, так нужно было"

Большая жизнь маленького человека

Алексей Арцыбушев. Сокровенная жизнь души (По запискам монахини Таисии). - М.: Духовная нива. 2005, 130 с.

Мемуары - пожалуй, одно из самых увлекательных чтений. Всегда любопытно узнать о перипетиях чужой жизни, о встречах, удачах и разочарованиях, переживаниях и надеждах. Хорошие мемуары, обстоятельно рассказывающие о людях и событиях определенной эпохи, ценятся учеными как надежный исторический источник. Поэтому историкам интересны не только воспоминания "сильных мира сего", всемогущих министров, знаменитых писателей или удачливых маршалов, но и простых людей, будь то мелкий чиновник, сельский учитель или смиренная монахиня.

Множество книг повествует о русской трагедии ХХ века. Во многих мемуарах рассказывается о страшном времени доносов, арестов и казней. Но не приходится сомневаться, что редкая книга написана так же подробно и живо, как записки монахини Таисии (Арцыбушевой). Хотя она была "маленьким человеком", но прожила большую жизнь. "Большую" не значит долгую (Таисия умерла сорока семи лет от роду). Но ее жизнь вместила в себя целую эпоху, начавшуюся при дворе Николая II и закончившуюся ГУЛАГом при Иосифе Сталине.

Монахиня Таисия (1896-1942), в миру Татьяна Арцыбушева (урожденная Хвостова) - дочь сенатора Александра Хвостова (1857-1922), члена Государственного совета, генерал-прокурора и министра юстиции царского правительства (1915-1916). Честный, правдивый и прямой, Хвостов был очень неудобной и несговорчивой фигурой, недаром всесильный старец Георгий Распутин говаривал о нем: "Сей министр нам негож". Это в конце концов стоило Хвостову места. Лучшие черты его характера унаследовала дочь Татьяна.

В 1915 году Татьяна вышла замуж за Петра Арцыбушева (1888-1921). Молодожены переехали из блистательного Петербурга в нижегородскую глухомань - село Дивеево. Тут для них был срублен большой дом, устроены сад и огород. Причиной столь странного и неожиданного переезда была глубокая вера Арцыбушевых, а также почитание Серафима Саровского. Супруги желали жить поближе к Дивеевскому монастырю, основанному знаменитым старцем. Отныне их судьба будет неразрывно связана с этой прославленной обителью.

В голодные годы революции и Гражданской войны семья Арцыбушевых принимала самое активное участие в жизни монастыря. Зимой 1921 года Петр Арцыбушев постоянно ездил по окрестностям, меняя вещи на продукты, чтобы не только прокормить свою семью, но и помочь обители, которая страшно бедствовала. Эти постоянные поездки в любую погоду разожгли тлеющий в нем туберкулез в смертельное пламя. Совсем молодой человек умер от скоротечной чахотки.

В 1930 году был расстрелян Михаил Арцыбушев, брат Петра, взявший на себя опеку о Татьяне и ее маленьких детях. Поэтому Арцыбушевы, как родственники "врага народа", были высланы из Дивеева в Муром, где жили две тетушки Арцыбушевых - монахини Дивеевского монастыря, разоренного большевиками в 1927 году. Татьяна также избрала подвижнический путь и приняла тайный постриг, став монахиней Таисией.

Принято считать, что монашеское житие размеренно и спокойно. Но в ту страшную пору нужно было забыть о покое. Тайной монахине довелось изведать и ссылку, и каторжные работы. Частые переезды с места на место, новые люди, новые встречи. Среди знакомых Арцыбушевой - старец-схимник Алексий из Засимовской пустыни и епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Оба ныне канонизированы Русской Православной Церковью.

Тяжелый труд, постоянная тревога за детей и страшная болезнь - порок сердца приблизили смерть Таисии. Незадолго до кончины она начала писать воспоминания, о которых отзывалась так: "Мои записки не есть откровение помыслов, я просто записываю, как в духовном отношении шла моя жизнь. Оттого анализировать свои мысли и чувства, какие были в то время, я не хочу. Думаю все же, что все со мною случившееся было не без промысла Божьего. Верно, так нужно было".

Тайная монахиня писала воспоминания по просьбе сына Алексея, родившегося в Дивеево в 1919 году. Судьба Алексея Арцыбушева, здравствующего и поныне, была трагична и сложна: ссылка вместе с матерью в Муром, арест в 1946 году и приговор к шести годам лагерей. После освобождения его приговорили к вечной ссылке в Инте (Коми АССР). Она была отменена в 1954 году, а окончательная реабилитация произошла в 1956 году.

В своих воспоминаниях Таисия писала: "Пишу только для своих сыновей, так как для других никакого интереса мои записки не представляют". К счастью, она ошиблась. Записки монахини опубликованы как в России, так и за рубежом. Значит, они оказались нужны не только ее сыновьям...

http://religion.ng.ru/printing/2005-07-13/7_zhizn.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Урушев:
Патриарх Третьего Рима
Святитель Иов предал анафеме Лжедмитрия и до конца остался верным Годуновым
19.07.2007
Под знаком зверя
Церковный раскол XVII века обернулся величайшей религиозной драмой русского народа
10.02.2007
Яблоки на снегу
Обычай праздновать Новый год в январе ввел Петр I
22.12.2006
В новую жизнь со старой верой
Митрополит Андриан пытался перекинуть мост между Древней Русью и современной Россией
08.09.2006
Все статьи автора