Путешествие на православные острова

0
177
Время на чтение 6 минут
12 июля, утро, день памяти первоверховных Апостолов Петра и Павла. Автобус везет паломников на север Псковской области в Толбу, а оттуда на пароходце "по морям и окиянам", то есть по Псковскому озеру - на Талабские острова. К рыбаку-апостолу на Литургию. На озере веял свежий ветерок, солнце было добрым, водные сверкающие дали, на далеком горизонте зеленели острова: Верхний, Талабенец и Талабск. Паломники, в основном, женщины, но были и мальчишки - внучата с бабушками. Все не поместились на катере, и плыли в лодке, канатом привязанной к борту пароходика. Вот уже и берега Верхнего. Мы вышли на сушу и сразу попали в храм Апостолов Петра и Павла на праздничную Литургию. Служил настоятель храма иерей отец Сергий (Демидов) "со товарищи", один из которых - иеромонах Мирожского псковского монастыря отец Марк, зело строгий исповедник. Отец Сергий здесь один священник на острове: сам служу, сам пою, сам кажду. Батюшка он осанистый, с мягкой, неторопливой, вдумчивой речью, загорелый до черноты, причина которой - строительные работы, они в храме идут уже не один год. Помощники, как говорит, отец Сергий, Слава Богу есть, Бог дает. И порушенная в советские времена церковь возрождается на глазах. Служба шла в приделе иконы Божией Матери Смоленской (XIX в.). Там уже и окна есть, и решетки, и полы настелены, и иконостас простой дощатый, потому что прежний, резной и золоченый, разворован. В храме пахнет деревом и ароматом кадильницы, прихожане - островитяне и гости молятся, причащаются. Отец Сергий на этом острове уже седьмой год. Сначала приехал храм восстанавливать, а потом был благословлен на служение старцем Николаем (Гурьяновым), который когда-то служил рядом, в храме св. Николая на острове Талабск, тогда он назывался имени Залита, революционера. Старец благословил. Вот и справляется, как Бог дает, отец Сергий со строительными работами: два алтаря перекрыли, колокольню разрушенную восстановили.

Пока расчищали от мусора храм Петра и Павла (XYI в.), под ним нашли маленькую пещерную церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский и где покоятся его святые мощи, под спудом, еще не обретенные. Отец Сергий говорит, что, видимо, мощи спрятаны в безбожное время братией, и пока под спудом до времени.

Преподобный Досифей (1470), был учеником Ефросина Елеазаровского. Рассказывают, как в монастырь, где подвизался Ефросин, пришел новгородский монах, услышав о строгости монастырского Устава Ефросина. И когда отслужили Всенощную, думал, что служба закончилась, но она продолжалась до следующего дня, до окончания Литургии. Тогда новгородец попросил привязать себя ремнем к стене, чтобы не упасть, между тем, Ефросин с братией стояли на Богослужении "как железные столбы". Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, леса здесь были непроходимые. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца. И предание гласит, что первые насельники были из числа разбойников. Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. По берегам Псковского озера храмов, названных в честь первоверховных апостолов, более десяти. Апостол Петр, "ловец человеков", был рыбак и стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание.

Батюшка рассказывает, что самое сложное заключается в том, что это остров. "И главное, если даст Бог, нам нужно перекрыть алтарь Петропавловского храма, под которым пещерный храм с престолом в честь преподобного Досифея, надо сделать Петропавловский придел. Возим стройматериалы, договариваемся с судами нашими, если есть копеечка, а кончаются средства, - говорит отец Сергий,- приходится ехать в Москву, в Питер, просить, и люди помогают. Народ здесь неплохой, его надо просто понять, а народ порядочный, сопереживательный, помогают, но у всех свои слабости, и одна из них - пьянство. Я говорю им иногда: посмотрите, какой храм ваши предки построили, это ваши деды, ваши отцы в начале XIX века построили этот храм - памятник веры, мужества и православия. В те времена на деревянных лодках, под парусами только одного камня привезти с материка, нужна какая воля и сила духа. Сегодня механические средства всякие, а сколько сложностей с людьми, сколько непонимания. Но если есть воля Божия, все будет на созидание. Все Господь управлять будет. И, Слава Богу, есть поддержка и понимание нашего Владыки Евсевия, он благословил и всячески помогает, насколько возможно. Слава Богу, молитвами старца Николая и молитвами братии, которая здесь была, у престола Всевышнего они молятся за нас и сейчас, и ждут, когда же мы вернемся к той вере, которая была на этих островах".

Разговаривая с паломниками, отец Сергий сказал: "Когда мы вместе с вами молимся, Господь очень помогает, очень слышатся молитвы наши в таких местах. А место непростое, святое, святой остров. Много претерпел за время своего существования. Но жить в этих местах можно только со страхом Божиим, только с верой в Господа, иначе будет та картина, которую мы застали здесь, когда пришли сюда. Раньше здесь была вера, островитяне со Снятной горы в Пскове возили сюда на деревянных лодках камень для строительства храма, всем миром. У них был и день отведен для ловли рыбы, жертвовали на храм, что-то приобретали для храма, кто-то иконы, кто-то дарил подсвечник. Рассказывали жители, что только с Богом выходили в озеро. Обязательно освящали улов, путину - все проходило с молебном. Потом людям вместо Бога дали идола, и теперь мы пожинаем "мерзость запустения", которую мы застали в 1999-2000 году, по молитвам отца Николая и его благословением мы стали возрождать этот храм. Слава Богу, Господь милостив и все устраивается.

Никто не думал, что возможно это восстановить: ни окон, ни дверей, ни крыши - только мусора метра два. Вот мы вдвоем с Анатолием и выносили. И старец молился, отец Николай приезжал сюда однажды, в начале 90-х с отрядом казаков, которые здесь расчищали, он ходил с веточкой сирени, все кропил. А там, где сбрасывала советская власть колокола, и где выбоина огромная на гранитной плите, он плакал, лобызал это местечко и говорил: "Святое место, святое место". И про нижний храм никто ничего не знал. Видимо, раньше не нужен он был людям, не могли вместить, что есть такая святыня. В 1703 году шведы разрушили монастырь, нижний храм закрыли землей и мусором. Фашисты, когда здесь были, выжгли остров, дома сожгли, но храм не тронули. Люди после войны вернулись, и жили в Петропавловском храме 20 семей. Храм дал им кров, а потом на их глазах его и разрушили. Я и говорю им: "Храм помог, обогрел, а вы допустили его поругание". Но сейчас возвращают храмовые, старые иконы. Вот и "Державную" вернули. И она на День Святаго Духа, 20 июня сильно обливалась, ручейки миро потекли.

Но я говорю всем - самое главное не стены, самое главное, что в процессе восстановления стен и монастыря надо восстанавливать то, что разрушено в нашей душе. У каждого из нас там много порушено".

Поговорили с батюшкой, попили горячего чаю и пошли странствовать по острову. Островок небольшой, есть ли километр - два? Поклонились Святой горке с крестом, в которой когда-то были кельи преподобного Досифея и первых насельников. И прошли по острову. Было жарко, но ветер с озера приносил прохладу, земля дышала жаром и полевыми травами, мы шли и по дюнам, и среди елового реликтового леса, и по сосновому бору, легко и радостно. В таких путешествиях по свету Божьему, особенно, когда вокруг нетронутый островной мир, наполненный вековыми молитвами православных, есть возможность много чего заметить и восхититься, и появляется реальное ощущение, что будто летишь по своей родной земле и видишь ее внове.

Впереди было еще одно путешествие, на том же пароходике переехали на остров Талабск, где служил сорок лет в храме св. Николая Чудотворца старец Николай (Гурьянов). Храм барочный (XYIII в.), с пристроенным в XIX веке приделом в честь иконы Божией Матери Смоленская (Благодатное небо).

Эта икона спасла когда-то остров от мора, и в ее честь был построен придел к Никольскому храму, в котором и хранится чудотворная икона, украшенная великолепным окладом, выполненным по заказу отца Николая в начале 60-х годов XX в. Паломники в храме приложились к иконам, написали поминальные записочки. Отец Паисий, иеромонах, благословленный на служение в храме, когда старец, окормлявший тысячи страждущих, не мог по немощам служить Литургию, отслужил Литию на тихом деревенском кладбище, где упокоился молитвенник и прозорливец, старец Николай, помазывая паломников маслицем от лампады старца. Потом было посещение домика - кельи отца Николая. Это самый маленький домик на острове, зеленый с одним окном. В нем множество образов, и везде иконы Царственных мучеников и Царя - мученика Николая II. Известно, что старец особенно молился за Царственную семью. Отец Паисий напоил квасом жаждущих, было жарко, и он сам, спасаясь от жары, по простоте деревенской жизни, ходил босиком. Что, по его примеру, делали и паломники. Земля была теплая и добрая, а кому мешала деревенская пыль дороги, те шагали в обуви, но в дом старца все входили босиком.

Но вот уже и обратная дорога. Время пролетело незаметно. Радостно, день был прожит не зря и прошел с молитвой и в благодарности Господу, Божией Матери и нашим святым -ангелам хранителям псковским. Наша путеводительница из паломнической службы "Вертоград", что при Псковской епархии, Галина Павловна принимала благодарности расчувствовашихся паломников: за православное путешествие на святые острова Псковской земли.

Жизнь обычная и жизнь православная пока идут рядом, не соприкасаясь, каждая к своей цели. Что, возможно, и хорошо. Потому пока и остается целомудренность нехоженых троп и восторг молитвенного сердца, которое начинает биться совсем по-другому, переполненное радостью. Конечно, в июльскую жару все с большим удовольствием искупались в озере, паломников не лишили этой радости бытия. Православные ведь тоже люди.

Информационная служба Псковской епархии.

http://informpskov.ru/church/21949.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04