О создании исторического музея быта, духовной культуры и книжности Кубанского казачества

Новости Москвы 
0
366
Время на чтение 6 минут
Официальная историческая наука минувшего столетия тщательно обходила стороной вопросы истории, этногенеза казачества, исследования его материальной и духовной культуры, а также национальных традиций. Актуальность проблемы заключается в том, что "белым пятном" осталось прошлое одного из этносов России, внесших огромный вклад в историческое становление ее государственности, культурное и экономическое освоение ее окраин и их защиту.

В российской прессе уже была информация рабочей группы по созданию в Москве Исторического музея быта, духовной культуры и книжности Кубанского казачества. Сегодня можно сказать о том, что содержание экспозиций и общий примерный перечень экспонатов музея в первом приближении разработаны. Музей создается как общественный, исключительно усилиями казаков.

Что же собой будут представлять планируемые экспозиции создаваемого музея? Прежде всего, они будут отличаться наличием документов относящихся к эпохе образования Черноморского казачьего Войска. Первый раздел экспозиции будет посвящен этой теме. Он будет представлен образцами рассылаемых указов императрицы Екатерины 2-й, а также оригиналами рукописных документов конца 18-го века - времени правления Екатерины 2-й, Павла 1-го и заселения Кубани запорожскими казаками.

В разделе будут представлены карты кубанской области по возможности различных периодов. Второй раздел, раскрывающий основы духовной и религиозной культуры кубанского казачества будет содержать преимущественно религиозные книжные памятники 17-го века: книги религиозного и духовного содержания, изданные в 17-м веке: Евангелие, Учительное Евангелие, Псалтырь и др. В том же разделе наряду с книгами - ровесницами Межигорского монастыря будет экспонироваться художественная и учебная литература, используемая кубанскими казаками в 19-м и в начале 20-го столетия, а также мистическая литература, имевшая практическое использование у казаков в 19-м веке.

Следует обратить внимание на тот существенный факт, что реальная духовная, религиозная и бытовая жизнь кубанских казаков представляла собой органический, порой трудно различимый сплав древней славяно-русской традиции и более позднего христианства, сложное взаимодействие которых рабочая группа музея хотела бы представить.

Интересно, что в коллекции известного российского библиофила и библиофиловеда Янко Виктора Марковича, предлагаемой для экспозиции будущего музея, имеются книги, принадлежавшие в 19-м веке книжному складу Кубанского казачьего Войска с сохранившимися на них штампами склада. Будет также предпринята попытка собрать воедино информацию о православных святынях Кубани - монастырях, храмах, часовнях, в том числе и древних существовавших на Кубани в 11-12 вв. в виде книг, фотоархивных снимков, схем, описаний. Многие из них исторически восходят к известным святыням Запорожской Сечи - память о которых никогда не покидала наследников Запорожского казачества.

В экспозиции Музея возможно частично будут воспроизведены и совсем утраченные страницы православной воинской обрядности кубанского казачества - это походные разборные церкви кубанских казаков, атаманские киоты и походные иконостасы, ларцы для хранения именного наградного оружия. Указанные объекты, видимо, будут представлены в виде фотографий, тематических альбомов.

Немногие сегодня знают о том, что казачьи Войска в отличие от регулярной Российской армии не финансировались, а были, выражаясь современным языком, на самофинансировании и самоокупаемости. Казачье Войско представляло собой весьма своеобразную и, в некоторых отношениях, совершенную финансовую и экономическую систему того времени. Эта часть экспозиции должна убедить посетителя в том, что многое из прошлого можно взять в сегодняшний век, если мыслить категориями экономической самостоятельности, самодостаточности, подлинной заботы о повышении обороноспособности и, прежде всего, категорией национального достоинства, а не упования на призрачные иностранные инвестиции.

В разделе, озаглавленном "Хозяйственная деятельность кубанских казаков" в качестве иллюстрации будут представлены различные типы традиционных хозяйств, начиная от самых крупных, и завершая крестьянским казачьим двором. В разделе будет представлено известное в дореволюционной России крупнейшее хозяйство "Хуторок". Для экспонирования предлагаются снимки, характеризующие его общее состояние, а так же диаграммы, схемы, графики и другие материалы, отражающие структуру хозяйства, его посевные площади, специализацию, различные отрасли растениеводства и животноводства, урожайность культур, объемы производства, прибыль, рентабельность и др. показатели.

Вторым типом хозяйства будет представлен кубанский хутор как экономическая и финансовая основа сельского хозяйства конца 19 - начало 20 века. В экспозиции будет представлено хозяйство - хутор принадлежащий Ефименко Акиму Петровичу. Третьим типом хозяйства будет средний казачий двор начало 20-го столетия на примере хозяйства Янко Николая Петровича (станица Бриньковская).

История одной семьи порой отражает судьбу всего народа в целом. Эта истина хорошо прослеживается в четвертом заключительном разделе экспозиции, где на основе приведенных документов, мемуаров, публикаций, фотографий и архивных справок будет показана история рода Янко со времени его поселения на Кубани. Документально история эта наиболее четко прослеживается с начала 19-го столетия, с наиболее известного из предков - Петра. Героически сложилась судьба его сына Николая, а также его внука Марка, уже на рубеже нового наступившего столетия, принявшего на себя удар троцкистско-ленинского режима на Кубани и активно сопротивлявшегося гнету беспощадных и чужеродных по сути и духу оккупантов своей Родины.

В разделе будут представлены материалы из российской патриотической и казачьей прессы об одном из легендарных организаторов повстанческого движения на Кубани Янко Марке Николаевиче, об участии его в событиях начала гражданской войны на Кубани в 1918 г. Эти материалы послужили основанием для атамана Всекубанского казачьего Войска казачьего генерала Громова В.П. и заместителя начальника Департамента Администрации Краснодарского края Марченко А.Т. поддержать ходатайство казачьей общественности по переименованию улицы Воровского в станице Бриньковской Приморского-Ахтарского района Краснодарского края именем легендарного героя повстанческого движения Янко Марка, улицы, где он провел последние два десятилетия.

В экспозиции даны некоторые материалы по истории раскулачивания Янко Николая Петровича и Янко Марка Николаевича, преследование их семей. Кочевой образ жизни после раскулачивания семьи.

И хотя в настоящее время экспозиция в большей части имеет семейный характер авторы считают возможным на примере жизни кубанского казака Янко Марка Николаевича, его идеалов, мыслей, мечтаний, пророчеств сбывшихся и сбывающихся показать духовный мир современника эпохи российской смуты начала 20-го столетия.

Завершается раздел экспозиции описанием потомков Янко - продолжателей рода, наследников духовной и религиозной культуры кубанского казачества. И здесь становится понятным и очевидным, что в этой семье ярко выражен интерес к духовной и материальной культуре старой России.

Янко В.М. - автор 186 научных трудов, известный специалист в области применения математических методов в отечественном машиностроении. Кроме того, Янко В.М. является известнейшим в нашей стране библиофилом и разработчиком новой научной дисциплины - русского библиофиловедения. Наконец, сын В.М. Янко Владимир Викторович - основатель уникальной в России фабрики по производству классической мебели из ценных пород дерева - ООО "Веста". В разделе будут представлены фотоснимки отреставрированных памятников, дипломы, награды и благодарности, полученные Янко В.В., среди которых медаль во имя Св. Благоверного князя Даниила Московского - награда Патриарха Московского и всея Руси Алексия П.

Со времени первой публикации в прессе прошло около двух лет. Проведена значительная работа по накоплению и систематизации материала, определена концепция музея. Тематика его ограничена в силу объективных причин конкретными разделами, цель создания которых - дать как можно более полную картину малоизученным сторонам жизни кубанского казачества. Рабочая группа Музея обращается ко всем казакам, и, в первую очередь к кубанским, оказать содействие в приобретении экспонатов и документального материала для музея. Экспонаты и документальный материал могут быть приняты как безвозмездно, так и с условием их выкупа в зависимости от пожелания владельца.

Нам интересны любые книги по казачеству дореволюционных изданий, а также литература по кубанскому казачеству и его истории, когда-либо издававшаяся у нас в стране и за рубежом. Необходимы фотографии кубанских монастырей, церквей, часовен и других православных святынь Кубани. Нам также интересна дореволюционная переписка кубанских казаков, рукописи, дневники и записи времени раскулачивания казачества и другие материалы, относящиеся к духовной культуре, религии и книжности кубанского казачества.

Даритель экспоната и документа будет занесен в Вечную книгу музея. Ему также будет выдана дарительная грамота от организаторов музея с кратким описанием экспоната, фамилии, имени и отчества дарителя, с благодарственной ему надписью. В дальнейшем, по мере создания музея, на каждом его экспонате будет обозначена фамилия имя и отчество дарителя, которые в дальнейшем будут воспроизведены в Путеводителе и в других описаниях экспонатов музея. Ваш экспонат навсегда войдет в коллективную историческую память кубанского казачества. Ваш бескорыстный труд участия в собирании экспозиции музея будет лучшей данью памяти ваших почивших предков.

Создаваемый музей размещается по адресу: 117639, Москва, Балаклавский пр., д. 4., корп. 7, м. Чертаново, тел.:110-05-36; рег.:8-(095) 110-05-36: 521-51-75.

По поручению рабочей группы музея

ПАРХОМЕНКО В. С.,

подъесаул, член рабочей группы по созданию музея.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

В. Пархоменко
Преодолевая барьеры
Хасавюрт: открытие Памятного знака участникам Первой мировой войны
23.12.2021
Они были первыми...
О неизвестных страницах начала гражданской войны на Кубани
14.05.2004
Все статьи В. Пархоменко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05