Денежные вопросы в семье

Новости Москвы 
0
163
Время на чтение 6 минут
Если в семье мало денег и вы видите, что у вашего ребенка по этому поводу возникает комплекс, как себя с ним вести, надо что-то предпринимать?

Дело в том, что эта ситуация, и особенно сейчас, по сути, непреодолима, ибо "мало денег" - это абстракция. Мало денег и у того, кто не может купить себе мороженое, а должен есть только хлеб с маргарином, и у того, кто не может поменять мобильный телефон устаревшей модели на телефон с видеокартинкой, и у того, кто не может себе позволить к выпуску средней школы подарить своему ребенку автомобиль той марки, какой ему бы хотелось, потому что у его одноклассников уже есть и "Ауди" или "Шевроле".

Так что в любом случае материальная нехватка непреодолима за счет зарабатывания еще больших денег: их всегда будет мало. Поэтому здесь скорее важны не их наличие или отсутствие, а принципы отношения к тому, что мы имеем. И для душевного здоровья ребенка хорошо, когда эти принципы у родителей есть, когда они сами не комплексуют по поводу того, что живут не так, как иные из их коллег или соседей. И к тому, что они вдруг не разбогатели в новой действительности, как кто-то из их бывших одноклассников, относятся спокойно, по-христиански, помня, что богатство - отнюдь не всегда, а даже чаще всего - не благословение Божие, но труднопреодолимое искушение. И что лучше много-то не иметь и уж тем более не прилепляться душой к тому, что есть.

Если у взрослых спокойное отношение к деньгам, то оно передастся и ребенку и, по большому счету, эта состязательность в материальном благополучии его не зацепит. И даже если он скажет, что в классе собирают по пятьсот рублей на новогодний подарок Марии Ивановне, и маме придется ответить, что больше ста она дать не сможет, так как папа больше не заработал, но ответить спокойно, без укора в глазах (мол, ну наш папа такой - что с него возьмешь, он и никогда не заработает столько, сколько Катин папа), то тогда и комплекса этого возникать не будет. Так что, повторю, дело тут во внутрисемейной атмосфере.

Как должна реагировать жена, если муж крайне редко выделяет ей деньги на воскресные поездки в храм, считая эти траты напрасными?

Конечно, грустно, когда нет никакого, даже начального, единодушия в жизни семьи: чтобы муж понимал побуждение жены поехать на службу и не пожалел денег на билет, на свечи, на записки. Но это тот крест, который нужно нести, ведь она выходила замуж, зная, что он неверующий, и, наверное, внутренне готовилась к тому, что без скорбей здесь не обойтись. Это крест православной жены при неправославном муже: шаг за шагом, год за годом доброй, мирной, терпеливой христианской жизнью рядом с ним способствовать его приведению в ограду Церкви. И если пока не получается часто ездить в храм, то пусть каждое богослужение, каждое Причастие станет для нее очень значимым. Нужно научиться любить эти редкие пребывания в церкви. Бывает, мы так привыкаем регулярно ходить на церковные службы, что забываем о том, что храм есть дом Божий, куда люди приходят молиться. И быть может, не так уж и маловажен этот опыт для того, чтобы полюбить жизнь церковную.

У кого в семье должны быть деньги?

Неважно, где и у кого они хранятся - на счету в банке, в тумбочке иди еще каким бы то ни было образом. Но не бытовые, а кардинальные семейные траты, видимо, не могут решаться автономно друг от друга - для себя мужем и для себя женой. Лучше, когда главные решения по глобальным семейным тратам принимаются совместно с соблюдением единоначалия.

Если семья начинает богатеть, скажем, на той же работе стали платить существенно другие деньги или появилась новая возможность приработка, а окружающие люди, друзья, родственники живут, как прежде, даже, может быть, в бедности и нищете, и ты испытываешь невольное чувство вины. Нужно ли в этой ситуации стараться умерить свой пыл профессиональной многозаботливости или чиновничьего попечения, которые приносят все большие и большие материальные блага?

Тут разные вещи. Всякая серьезная работа, кстати, не только та, которая приносит много денег, требует серьезного к ней отношения и многих забот, Это вообще объективно так. Любой творческий, любой ответственный труд требует многих попечений. Неужели труд учителя в школе требует меньше попечений и меньшего внимания, меньших нервов, чем труд финансового управляющего? Однако мы знаем разность между доходами, которые могут быть в том и ином случае. Так что дело не в труде как таковом, а в наших внутренних ориентирах, то есть готовы ли мы оставаться школьным учителем, несмотря на то, что это так невысоко оплачивается, и занимаемся ли мы финансовой, административной или юридической деятельностью не потому, что это сейчас доставляет такие значимые материальные блага, а потому что это приносит творческую реализацию. Тем не менее проблема существует, но, может быть, чуть в ином ракурсе. Не у многих, но у какого-то количества христианских семей за последние десять - пятнадцать лет произошел переход на более высокие социальные ступени, и они в материальном.плане оказались более обеспеченными, чем большинство людей, с которыми они до того были вполне едины как в Церкви, так и вне ее - по родственным или дружеским связям. И здесь очень много зависит от такта и мудрости нашего поведения. Нельзя все оставить на самотек и надеяться, что как-то оно само собой образуется, потому что как-то оно образуется обычно плохо - тут лукавый начинает действовать. От простой человеческой зависти, когда наши друзья приходят к нам в дом, который выглядит теперь совсем по-другому, а у них-то все осталось, как раньше (и это никак нельзя сбрасывать со счетов даже по отношению к понимающим, деликатным и воцерковленным людям), до разностей интересов и попечений, которые образуются в связи с тем, что одному нужно бороться ну если не за выживание, то за сколько-нибудь пристойный кусок хлеба, а от другого подобные попечения оказались вовсе далеки. И как много веков назад Климент Александрийский написал трактат "Какой богач спасется", так и теперь, пожалуй, пришло время писать подобного рода трактаты современным церковным учителям о том, как спастись человеку, имеющему достаток выше среднего. Но при множественности ситуаций, которые здесь возникают, важно не утерять знания главного: то, чем я владею, - не мое, а Божие. Я не владелец, я распорядитель. То отношение, которое было у Иова Многострадального: "Бог дал, Бог взял, буде благословенно имя Господне", нужно всеми силами души, воли и разума стараться не утерять. Потому что как только нам начинает нравиться наше состояние социальной устроенности, так тут же оно становится душевредным.

Как быть, если муж или жена для того, чтобы обеспечить семью, вынужден(а) работать даже в воскресные дни. Считается ли это грехом, если он (она) не по своей воле нарушает заповедь Божию?

Прежде всего, нужно понять, что значит обеспечивать семью, потому что одно дело, если речь идет о ситуации на какой-то момент безвыходной. У нас были такие периоды в начале 90-х годов, когда, чтобы как-то выжить, заплатить за квартиру, во что-то одеться, действительно многим приходилось работать и по семь дней в неделю, и не на одной только работе. И в таком случае Господь не осудит отца семейства, который берет на себя основную тяжесть попечения о нем и благословит его труд. Другое дело, когда желание человека так много работать идет от его стремления к улучшению социального статуса и уровня жизни, когда хочется заработать на второй этаж дачи, на автомобиль лучшей марки, на поездку в более диковинную страну и т.д. Тогда, конечно же, такого рода погружение в трудовую деятельность - ни дня без продыху, даже и в воскресный день - будет прямым нарушением заповеди Божией, и ожидать, что на ней будет Господне благословение, по крайней мере, странно.

Что делать, если человек по совокупности своих семейных или профессиональных обязанностей не может каждый раз принимать участие в воскресной литургии?

К каждому священнику подходят люди в храме и говорят - не могу в воскресенье пойти на службу, потому что нужно поехать с родными на дачу или по графику необходимо в субботу и воскресенье быть на работе. Думается все же, что если есть хоть какая-то возможность, пусть с самостеснением пойти на воскресное или праздничное богослужение - это нужно сделать. Нет возможности пойти на позднюю службу - пойдите на раннюю, оторвите несколько часов от сна, и Господь поможет тому, кто ради Него себя утеснил, благословит все последующие труды и даст для этого душевные и телесные силы. Ну а если уж вовсе некуда деваться, то тогда, наверное, необходимо положить твердое намерение прийти в храм в ближайший день. Не смогли побывать в храме в воскресенье или в праздник - значит, придите как только у вас образуется такая возможность. Не отдыхать пойдите, не заниматься какими-то делами, по-мирски приятными, но (с понуждением) приезжайте в храм, благо, что в Москве много храмов, где каждый день совершается богослужение. Как дивно быть на будничном приходском или полном уставном монастырском богослужении. Мы ведь не так хорошо знаем эти службы, на которых поменьше людей, не так много песнопений, больше тишины и покоя. Иной раз выбраться на них тоже будет большим и важным духовным опытом для каждого из нас. Часто бывают ситуации, когда семья живет летом на даче, откуда сложно добраться до храма, а наши близкие не понимают, почему православный человек должен покидать их в воскресный день и уезжать в церковь на богослужение. Из-за этого возникают обиды, раздоры и нестроения. Думается, что в этих ситуациях нужно стараться найти не то чтобы компромисс, но разумный выход, помня о соблюдении двух заповедей: любви к Богу и любви к ближним. Если в семье отношения нормальные и люди стремятся к взаимопониманию, всегда можно договориться со своими близкими, которые пока не понимают необходимости освящения воскресного дня. Допустим, в одно воскресенье они, любя вас и зная, как это важно, дадут возможность пойти в храм на Божественную литургию, пожертвовав своим желанием взаимного общения ради того, чтобы у вас на душе был мир. Зато в следующее воскресенье пожертвуйте и вы, конечно, не от Христа отказавшись, но ради во Христе любви к ближним, ограничив свое желание церковной молитвы прочитыванием сугубого для такого дня домашнего правила. Поезжайте вместе с ними на дачу или иное какое место, где они хотят вас вместе с собой видеть. Однако постарайтесь на неделе выбраться в храм на утреннее или вечернее богослужение, чтобы не лишить себя утешения и поддержки в соборной церковной молитве.

Печатается по изданию прот. Максим Козлов "Семейная крепость". М. Храм св. мц. Татианы при МГУ, 2004 г.

http://www.pravmir.ru/printer_580.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31