- Много людей из твоего района уходит в лес?
- Много. Мы когда уходили, собралась группа 40-50 человек.
- В основном чеченцы? Или другие дагестанцы тоже?
- В нашей группе все чеченцы были, но там и другие есть. Не только дагестанцы, карачаевцы тоже есть и другие. Но местные чеченцы всегда так высокомерно с другими держатся, даже с дагестанскими чеченцами.
- А как они набирают людей?
- Есть же вербовщики. Вот сейчас, сказали, задержан, который нас вербовал. Но есть другие. Они живут в основном в Чечне, а сюда приезжают и уезжают.
- Из-за чего в основном уходят?
- Из-за религии в основном.
- Ты сам из-за религии ушел?
- Да.
- У тебя какие-то проблемы были с религией дома?
- Проблем таких не было. Просто говорили, что якобы ущемляют мусульман.
- Тебя ущемляли?
- Меня нет, но говорили, других, многих в Чечне ущемляют. Там вообще обещали много чего.
- А что на самом деле оказалось?
- Оказалось, что религия ни при чем, просто они денежные вопросы свои решают. Это все вообще не из-за религии.
- Ты сам с детства намаз делаешь и в мечеть ходишь или недавно пришел к религии?
- Недавно пришел. В мечеть ходил. Но каждый же по-своему верит и молится.
- А по жизни чем занимался? Было у тебя дело какое-то? Учился, может быть, работал, с друзьями время проводил?
- Ничего не было. Так, бездельничал.
- У тебя вообще образование какое-то есть, специальность?
- Восемь классов. Нет специальности. А работы нет, где сейчас работать? Ни заводов нет, ничего не работает. Мне хорошо еще, у меня родители на рынке торгуют.
- Если бы было чем заниматься, ты бы воевать пошел?
- Конечно, нет.
- Почему ты повернулся к религии?
- Друзья молились, ходили в мечеть, говорили, что это хорошо. Я стал вместе с ними ходить.
- Друзья тоже ушли воевать?
- Некоторые ушли.
- Они все живые сейчас?
- Нет. Многих поймали, многих убили федералы, некоторых кадыровцы. (Служба безопасности президента Чечни во главе с Разманом Кадыров. - Ред.)
- Ты воевал здесь или в Чечне?
- Собрались здесь, потом пошли туда, в Чечню. Там в основном обучение, охрана баз. Учили обращению с оружием. Я там недолго пробыл, четыре или пять месяцев.
- А родителям что говорил?
- Дома говорил, что ухожу на заработки.
- Получалось заработать?
- Они обещали деньги, но ничего не дали. Говорили, будет 200 долл. в неделю. Но ничего ни разу не дали.
- Это тебя подтолкнуло вернуться?
- Ну, я увидел, как они там все делают. Неправильно, нечестно. Решают свои политические дела.
- А почему раньше не уходил? Тебя запугивали?
- Да нет, запугивания такого не было. Люди же сами туда идут.
- Как там все устроено? Там какой-то учебный лагерь был?
- Да, были такие занятия, на полигоне. Там мы по группам были расположены.
- И там постоянно жили и тренировались?
- Нет, перемещались постоянно. У них там много баз, и в горах, и на равнине в лесах тоже. Все там подготовлено, землянки выкопаны, оружие, боеприпасы сложены, продукты.
- А кому сейчас подчиняются боевики?
- Абдул-Халим есть такой (Абдул-Халим Садуллаев. - Ред.). Он раньше был министром по шариатской безопасности и по распространению ислама, вот он сейчас вместо Масхадова.
- А ты его видел? Вообще видел кого-то из больших командиров?
- Нет. У нас было несколько арабов командирами. Арабы - они думают только о своих, о чеченцах не заботятся, чеченцы заботятся сами о себе. Даже если раненые есть, арабы только своих вытаскивают.
- Ты сказал, вас ушло 50 человек. Вы там так и двигались отрядом?
- Нет, потом разделились на более маленькие группы, другие ушли, я больше не видел их.
- Как, по-твоему, много таких групп в Чечне?
- Много. Из каждого села по три, по четыре группы, некоторые по 50 человек, некоторые по 20.
- Пока ты был там, как раз случилось нападение на школу в Беслане. Ты слышал что-нибудь, когда эта операция готовилась?
- Про Беслан ничего я не слышал. Такие операции они же не обсуждают со всеми, о них только высшие амиры знают. С простыми людьми не говорят, боятся, что кто-то выдаст.
- Ты в армии служил?
- Нет.
- А сам городской? Не тяжело было в лесу жить после города?
- Сам городской. Сложно, конечно, привыкнуть. Там в горах многие ребята даже простого перехода не выдерживали, ноги натирали, не могли свои вещмешки таскать.
- Такие уходили домой или привыкали потом?
- Их оставляли где-то по пути, и таких, кто по пути заболеет, тоже оставляли.
- На базах оставляли или в селах?
- В селах.
- Сейчас многие, кто раньше воевал, уходят к Рамзану Кадырову. В твоей группе были такие?
- Нет, из этой группы никто не уходил к кадыровцам. Плохо говорят о них. Я слышал, из той группы, которая от нас отделилась, нескольких поймали кадыровцы. Задержали.
- А много вообще среди тех, кто в лесу, таких, кто хочет выйти?
- Не то чтобы много, но есть желающие.
- А ты как вышел?
- Уже не было сил скрываться. От родственников, от родителей. Искали же меня.
- И командир тебя отпустил?
- Там особо не держали, можно было уйти. Я командиру сказал, родным плохо, надо мне побыть с ними, и он сказал: иди. Несколько месяцев назад это было.
- А почему в милицию решил идти?
- Надоело скрываться, невозможно. Каждый день слышишь: того поймали, того убили.
- Не боишься наказания? Тебе ведь воевать приходилось.
- Не знаю, как решат. Мне в основном приходилось базы охранять.
- Но ты стрелял?
- Стрелял.
- А оружие свое надо было принести или вам раздали?
- Когда переходили границу, в Ножай-Юртовском районе, нам выдали обмундирование, вещмешки, оружие. Потом командиру его отдал, когда уходил.
- Как думаешь, когда война кончится?
- Пока такое положение будет у молодежи, что нечем заняться, это не кончится. Хотя некоторые есть и из богатых, кто туда уходит. От переизбытка, наверно.
Беседовал Иван СУХОВ
http://www.vremya.ru/print/129039.html