itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Человек, ушедший из семьи, нового счастья как правило не находит

В канун дня памяти святых Петра и Февронии, официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко рассказал о том, как смотрит Церковь на разные аспекты личной жизни современных людей

Семья  Религия 
0
20566
Время на чтение 18 минут
Фото: День памяти святых Петра и Февронии

В канун дня памяти святых Петра и Февронии, которых в русской православной традиции считают покровителями брака, официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко в беседе с корреспондентом портала "Интерфакс-Религия" Еленой Соболевой рассказал о том, как смотрит Церковь на разные аспекты личной жизни современных людей.


- В последние годы в России возобновилась традиция венчания. Как Вы к этому относитесь?

- Некоторые считают, что возобновление традиции венчаться - это дань моде. Я же полагаю, что даже если в этом и присутствует элемент моды, это, тем не менее, хорошо. Потому что человек, который прибегает к таинству венчания, пусть даже имея несколько другие соображения, чем те, которыми принято руководствоваться православным христианам в церковном браке, приобщается Благодати Божией. Она ниспосылается Богом на приступающих к этому таинству, когда Он касается душ будущих мужа и жены. Даже те, кто не очень хорошо понимает, что именно происходит во время венчания, а больше следуют моде, тоже получают Благодать Божию. Они приобщаются не только к великой церковной традиции, но и начинают глубже понимать православную веру, нередко начиная потом исповедовать ее по-настоящему. То есть венчание - пусть даже как дань моде - все-таки приближает человека к реальной жизни в церкви.

- Случается такое, что венчанные люди все-таки решают развестись. Насколько это трудно? Каково отношение церкви к такому решению?

- Сказать, что церковь может "развенчать", я не могу, потому что церковь признает таинство брака неразрушимым. Сказано "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". И мы, один раз соединив супругов по Закону Божиему, разлучить их уже не можем. Любой развод есть нарушение святого обета, который муж и жена дали не только друг другу, но и Богу; это преступление против семьи и Бога.

Однако, к сожалению, в наше смутное время разводы происходят все чаще и чаще. Поэтому Церковь все же не оставляет супругов, которые в силу определенных причин не живут друг с другом. Если семья разрушилась, и фактически возник новый брак, необходимо обратиться к епархиальному архиерею - только он может разрешить возникшую ситуацию с церковных позиций. Но в любом случае развод - это грех.

- А если развод происходит по причине того, что один из супругов пьет, принимает наркотики, изменяет или занимается рукоприкладством?

- Да, есть причины, которые Церковь считает уважительными и принимает во внимание, когда рассматривает вопрос о вступлении человека в новый брак и решении расторгнуть прежний. Причины эти изложены в "Основах социальной концепции Русской православной церкви", принятом Архиерейским Собором в 2000 году. В частности, причинами для расторжения брака признаются: прелюбодеяние (супружеская измена), противоестественные пороки, неспособность к брачному сожительству (наступившая до брака), заболевание серьезными болезнями - такими, например, как проказа или сифилис; длительное безвестное отсутствие, посягательство на жизнь или здоровье супруга(и) или детей, неизлечимая тяжкая душевная болезнь. К этому списку необходимо добавить медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркоманию. Все эти причины являются серьезным основанием для того, чтобы Церковь допустила снисхождение к супругам и расторгла брак.

- Что делать, если, женившись или выйдя замуж, человек через какое-то время влюбляется, и ему кажется, что он ошибся в выборе первого партнера и только сейчас встретил настоящую любовь?

- С точки зрения церкви, так называемая "несовместимость характеров" или тот факт, что один из супругов понял, что "ошибся", и "нашел новую любовь", не является достаточным основанием для развала семьи. Ведь брак, кроме того, что он призван освящать любовь супругов, также узаконивает и их обязательства по отношению друг к другу, и в особенности - обязательства по отношению к детям, которые в православной семье появляются очень быстро и которых бывает много - как правило, больше, чем в светском браке. Поэтому нужно, создавая семью, осознавать всю ответственность, которую накладывает этот очень серьезный шаг.

Разумеется, бывают случаи, когда у человека появляется новая влюбленность, и он думает, что ошибся в первом браке, и новая его семья окажется путем к счастью - а оставшись с прежним супругом, он будет несчастен, упустит что-то то светлое и важное, без чего немыслима его жизнь. Я как священник могу сказать, что человек, ушедший из семьи, нового счастья как правило не находит. И чаще всего такие люди через очень короткое время начинают понимать, что, оставив одно, другого они так и не нашли. Зато к тому, что страсть ушла, прибавляется еще и раскаяние оттого, что он нанес серьезную травму - и бывшему супругу, и своим детям. Иногда в таком случае человек даже решает уйти из жизни, не вынеся мук разочарования.

Поэтому самый правильный путь, как мы считаем, это путь следования Закону Божиему: нужно помнить об ответственности и оставаться в семье, как бы трудно ни было. Бог награждает мужа и жену, которые сумели преодолеть препятствия, неизбежно встречающиеся на пути любой супружеской пары, гармонией в конце пути. Вы, наверное, замечали, что люди, преодолевшие трудности вместе, зачастую к концу жизни становятся похожими друг на друга? И это серьезное доказательство того, насколько общие радости и трудности, а также совместное преодоление неизбежных препятствий делает супругов "единой плотью". Они становятся неотделимы друг от друга, как Христос и Церковь - так учит Священное Писание.

- Можно ли оправдать измену в браке?

- В этой ситуации невиновная сторона - та, которой изменили - свободна от своих обязательств. Измена - это фактически единственная, указанная в Священном Писании причина, по которой брак может быть безусловно расторгнут, потому что его фактически уже расторгла одна из сторон. Следовательно, вторая сторона вольна либо расторгнуть этот брак, либо простить человека, который покаялся в грехе, пообещал, что впредь этого не повторится, и попросил принять его обратно. В этом случае брак возобновляется и нередко длится до конца жизни. Конечно, это накладывает определенный отпечаток, такое нельзя забыть - но, тем не менее, жизнь продолжается, и брак вновь может стать счастливым. Но это только в том случае, если супруг или супруга готовы простить, а у изменившей стороны есть глубокое осознание собственной вины. Это не должно превращаться в систему, когда человек и говорит: "Ну, случилось - с кем не бывает!", а на вопрос, не повторится ли это впредь, отвечает: "А кто ж может знать? Ведь человек слаб!". Такое отношение к семье - это грех, нарушение святости брака. А прегрешения против Бога никогда ненаказанными не остаются.

- Раньше на Руси жениха с невестой выбирали родители, и нередко молодые до свадьбы даже не видели друг друга. Сейчас же, напротив, случается и такое, что мужчины и женщины решают свою судьбу полностью самостоятельно, не интересуясь тем, одобряют ли родители их выбор. Каково мнение Церкви на этот счет?

- Конечно, в наше время нельзя признать нормой ситуацию, когда родители выбирают детям супруга или супругу. Сейчас такого фактически уже и нет. Но, с другой стороны, мы верим в то, что благословение отца и матери укрепляет основание дома, прочность брака. Поэтому если родители не дают своего благословения новобрачным, если они категорически против свадьбы - надо подумать о том, чем же заслужить это благословение, и попытаться сделать так, чтобы родители все-таки согласились с вашим выбором. Это очень важно. Но, конечно, в итоге решают все-таки не родители, а новобрачные, будущие муж и жена.

- Сейчас в России, как во многих западноевропейских странах, набирают все большую популярность гражданские браки - когда молодые люди просто живут вместе, не расписываясь и не разделяя никаких имущественных обязательств. Как относится к этому Церковь?

- У нас наблюдается некоторая путаница в терминах. Гражданским браком Церковь называет брак, зарегистрированный в ЗАГСе, а церковным браком живут супруги, венчанные в церкви. В свою очередь, светское общество называет гражданским браком брак, который не зарегистрирован в ЗАГСе. Таким образом, получается, что пара, венчавшаяся в церкви, но не зарегистрированная в ЗАГСе, проживает, с точки зрения светского общества, в гражданском браке. Кроме того, гражданским, или "пробным", браком называется в светском обществе незаконное, по церковным канонам, сожительство двух людей, которое, собственно, и браком-то назвать нельзя. Чаще всего результаты такого сожительства, несмотря на то, что люди предпринимают его с целью узнать друг друга получше, оказываются плачевными. Такие потенциальные супруги нередко живут вместе, пока не наступят первые трудности, и потом говорят: "Ну, не получилось!", и вступают в новую связь. В результате очень часто они не находят того, что могли бы найти в крепком браке.

Мы считаем, что множество попыток "попробовать" якобы семейную жизнь нисколько не улучшают потенциальной возможности счастливого брака. Наоборот, по статистике видно, что все больше и больше браков распадается, несмотря на то, что растет и количество тех, кто успел пожить вместе перед их заключением. То есть результат, которого такие люди хотят достичь, становится не ближе, а, напротив, дальше, и Церковь, безусловно, осуждает практику внебрачного сожительства. Тем более что это часто провоцирует человека уже даже после того, как он заключит брак, продолжать искать своего счастья на стороне - и это делает семью менее крепкой.

Церковь сейчас старается, чтобы браки, которые заключаются по церковной традиции - венчанием - уже имели бы справку о регистрации в ЗАГСе. Конечно, это не принципиально, и теоретически наличие штампа в паспорте не добавляет и не уменьшает шансы супругов на создание полноценной семьи. Но, с другой стороны, категорический отказ регистрироваться наводит на размышления о причинах такого решения. Они, эти причины, бывают разными, и иногда мы идем навстречу, потому что считаем их удовлетворительными - жизнь так разнообразна, что всего не предвидишь. Но как правило это связано с совершенно неуважительными причинами. Например, один из супругов решает венчаться, чтобы успокоить свою сожительницу, но при этом не взять на себя никаких обязательств перед законом.

Случаются и совершенно вопиющие случаи - когда в Россию приезжают работать граждане других стран, у которых там остались семьи, и, работая здесь, они вступают в отношения, которые хотят называть браком. Для того, чтобы не быть двоеженцами, что карается по закону, первый брак они оформляют у государства, а другой пытаются освятить в церкви. Естественно, мы отказываем таким людям. Это, конечно, редкость, но и такое, к сожалению, встречается. Поэтому мы очень тщательно подходим к вопросу о венчании людей, у которых нет штампа в паспорте, и призываем их сначала заключить брак, узаконенный государством.

- Сейчас наблюдается тенденция, при которой все больше семейных пар рожают детей или достаточно поздно, или вовсе отказываются от наследников. Как Вы думаете, это объясняется социальными условиями или какой-то идеологией? Насколько это опасно для государства? Нужно ли, и если да, то как именно переломить эту тенденцию?

- Церковная позиция по этому вопросу неоднократно высказывалась, но я повторю: мы бьем тревогу, потому что народ у нас вырождается. Убыль населения столь серьезна, что каждый год мы теряем по миллиону граждан: смертность значительно превышает рождаемость. Это очень серьезная проблема - и экономическая, и государственная, и, в первую очередь, моральная. К сожалению, в обществе сейчас преобладает гедонистический подход к жизни: люди хотят наслаждаться, получать удовольствие. Они живут под лозунгом: "Бери от жизни все!". А рождение детей - это серьезное испытание для родителей, большая ответственность. О ребенке нужно заботиться, во многом себе отказывая: будут и бессонные ночи, и материальные затраты, и нервы. А люди не привыкли, чтобы их спокойствие было чем-то ограничено. И очень часто этим ограничителем, по мнению многих, является самое невинное существо - ребенок. Казалось бы, материнский инстинкт является сильнейшим, ничто не в силах его преодолеть. Но, тем не менее, миллионы женщин отказываются от счастья рождения и воспитания детей, добровольно совершая недозволенные операции по прерыванию беременности, и мы считаем это страшным грехом. Если такая тенденция не прекратится, это может кончиться полным вырождением народа.

Сегодня Русская православная церковь регулярно напоминает о проблемах демографии, снова и снова говорит о том, что надо ответственно подходить к своему долгу - перед семьей, перед будущими поколениями, перед своей страной. Также мы призываем государство создать все условия для того, чтобы семьи имели возможность рожать детей. Потому что, конечно, несмотря на то, что главная причина отказа от наследников моральная, но большая часть ответственности лежит и на государстве, которое не поддерживает рождение детей, в результате чего появление ребенка ставит молодые семьи зачастую буквально на грань нищеты. А это немногие могут вынести, и мало кто хочет терпеть.

- Любовь - одно из главных составляющих семейной жизни. Но чтобы действительно семья была крепкой и муж с женой могли прожить много лет, вырастив детей и внуков, нужна не только любовь. Что еще, по Вашему мнению (какие качества, черты характера супругов) необходимо для того, чтобы сохранить крепкую семью?

- В этом помогает, в первую очередь, вера в Бога. Сейчас я, конечно, отвечаю как священник, но я уверен в том, что именно вера помогает супругам прожить долгую и счастливую жизнь. Мы уже говорили о том, что в жизни каждой пары встречаются трудности. И люди, которые ориентированы только на потребление, только на удовлетворение собственных потребностей, не привыкли себе в чем-то отказывать. Напротив, люди верующие принимают жизнь как некий долг - перед Богом, перед людьми, перед самими собой. В исполнении этого долга Бог помогает, награждает людей, которые выполняют свою миссию в мире, наполняет жизнь смыслом и счастьем. Это проявляется во всех сторонах жизни верующего человека, и, конечно, не в последнюю очередь в жизни супружеской.

Источник

Вопросы, которые относятся к теме и ответы на них:

1. Что делать если после 7 лет брака завел себе любовницу?

На похожий вопрос ответил протоиерей Андрей Ткачёв

Батюшка уверен в том, что якобы «настоящая» любовь к другой женщине — это блажь, прихоть. «С женой вы прожили целых тринадцать лет. С той женщиной, которую вы любите идеальной любовью, вы не делили быт: не стирали пелёнки, не вставали ночью к ребёнку, не ждали её из роддома, не платили за свет, газ и прочие коммунальные услуги. Не ходили по магазинам покупать вещи себе и ей. Вы быта с той, которую любите, не знаете», - пояснил отец Андрей.

Поэтому батюшка советует обязательно держаться за то, что человек уже имеет, хранить это и беречь, наступая на горло своим желаниям и искушениям. Ведь мало ли, сколько разных женщин могут встретиться на пути мужчины на протяжении жизни… И если из-за каждой бросаться в омут, разрушая семью, то что останется?

Нужно наступить на горло собственным желаниям, фантазиям и блуду. С Божией помощью преодолевать подобные искушения. Само слово «блуд» происходит от «блуждать»: потерять самого себя, блуждать вдали от правды, от истины. А человек семейный – остепенившийся – остановился в этих блужданиях, пустил корни, дал плоды. Когда человек не нашёл себя. Блуждает и не знает, где он и кто он такой.

Источник

2. Накажет ли бог женщину разбившую чужую семью?

По законам эзотерики и по религиозным канонам влезать в отношения другой семьи – запрещено. По божественным законам разрушение чужого гнезда карается, и расплаты избежать не удастся никому.

Часто женщины настолько не понимают того, что творят, что усиливают свою вину ещё и всевозможными приворотами на того, кто семью уже создал. А то и к Богу обращаются с просьбой счастья и любви с чужим мужем.

Если женщина позволила себе взять чужое, она должна отдавать себе отчёт в том, что возмездие неизбежно. Всё очень индивидуально и проявиться оно может по-разному. Однако, как правило, у женщины заберут самое дорогое для неё. Например, не успела женщина отпраздновать свою победу, уведя мужчину от жены (и детей), как по той или иной причине лишилась своей красоты или у её собственного ребёнка диагностировали страшное заболевание.

Источник

3. Почему Господь это любящий муж своей невесты или Почему Христа называют Женихом?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

В Своей проповеди Иисус Христос не только возводит брак к его первоначальному совершенству, которое было затемнено человеческим грехом, но и берет этот Богоустановленный союз как символ Своей всесовершенной любви к Церкви, которую Он создал. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25–28).

Источник

4. На горе бывшей семьи муж строит свое счастье, а бог это попускает - Почему Бог попускает грех?

Причина греха заключается в злоупотреблении свободной волей, дарованной Богом Своим созданиям. Наша свободная воля – это образ Божий в нас. Без свободной воли невозможно существование личности, невозможна добродетель, любовь, духовная жизнь и совершенствование. Существо, лишённое свободы воли – всё равно, что автомат, робот, запрограммированный на определённые действия. Одарив человека свободной волей,  Бог, будучи благим, не отбирает Своих даров, не посягает на свободу тварей, но уважает её, даже когда воля тварей противоречит Его воле. В последнем случае Бог попускает Своим созданиям творить их волю, но и самое  зло, которое они делают, Он претворяет в добро для вразумления и исправления людей.

Источник

5. Как церковь относится к бездетным бракам?

Отвечает протоиерей Вадим Ильчук

Прежде всего, надо разобраться, о каком именно бездетном браке идёт речь: супруги не хотят иметь детей — или не могут? Если не хотят и стремятся пожить для себя, это, конечно, греховно, потому что люди служат своей плоти, своим эгоистическим настроениям, желанию насытиться земной жизнью, плотью другого человека. Они воспитаны с представлением, что «живут один раз», и потому хотят максимально наполнить свою жизнь радостью и удовольствием. Конечно же, Церковь не разделяет такого отношения к жизни. 

Что касается тех, кто хочет, но не может иметь детей, то мы о них молимся и стараемся поддержать. Раз такова воля Господня, значит, надо её принять. У бездетных супругов всегда есть возможность помочь многодетным семьям, приютам или понести подвиг приёмного родительства.

Источник

6. Как дружить до свадьбы? Можно ли жить вместе до замужества?

Совместное проживание до брака становится все более распространенным явлением, даже среди христианских пар, и по ряду причин. Прежде чем взять на себя обязательство на всю жизнь, многие пары хотят “испытательный срок”, чтобы почувствовать, как они оба живут, и понять, имеет ли смысл переводить отношения на следующий уровень. Многие христиане перенимают верования и обычаи этого мира, и это может быть проблематично по ряду причин.

В Библии нет четкого утверждения о том, что совместная жизнь до брака или вне брака означает жизнь во грехе. Учитывая это, многие христиане считают, что совместная жизнь до брака не является греховной. Хотя есть правда в том, что против этого нет четких претензий, одна из причин, по которой ответ на этот вопрос прямо не указан в Библии, заключается в том, что два неженатых человека, живших вместе до брака, которые планировали стать мужем и женой, были редкостью, особенно среди евреев и христиан.

Источник

7. Говорят, браки заключаются на небесах. Так ли это?

отвечает священник Игорь Копшевой

Да, это так. В той мысли, что браки заключаются на небесах, кратко выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий брак – есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Источник

8. Что происходит когда муж и жена принимают душ вместе? Могут ли супруги совершать большое омовение одновременно, то есть купаться вместе?

Cупруги могут разглядывать друг друга, касаться тела друг друга и ухаживать друг за другом. Нет ничего предосудительного в том, что супруги вместе заходят в баню, помогают друг другу при купании и вместе одновременно принимают гусуль. Так как муж и жена дозволены (халяль) друг другу.

Когда человек купается один, ему можно оголяться, однако согласно исламской этике лучше (мустахаб) прикрыть интимные места. По этому поводу Пророк (с.а.с.) сказал следующее: - «Всевышний Аллах обладает стыдливостью, и Ему нравится стыдливость и закрытость. Когда кто-то из вас моется, пусть прикрывается».  

«К тому же Аллаха следует стесняться больше, чем людей».

Исходя из этого можно сказать, что как бы муж и жена не были близки друг к другу, соблюдение следующих правил увеличит их вознаграждение от принятия гусуля: прикрывать интимные места при совместном купании (купание сидя или на корточках также поможет скрывать интимные места), если не требуется помощи друг другу, не следует смотреть друг на друга или задерживаться в бане дольше, чем необходимо.

Таким образом, во время принятия гусуля также будут обеспечены условия, гарантирующие качество малого омовения, и тем самым человек получит возможность при желании совершить с данным тахаратом намаз.

Источник 

9. Бросить беременную жену — это грех?

Во – первых, мы должны принимать на себя ответственность за всё, что уже случилось с нами, а отбросив такую, когда аист через некоторое время принесет будущее поколение, мы совершаем большой грех. Касается описанная ситуация прежде всего мужской половины населения.

Грехом все-таки является отказ от своей беременной жены, так как это является еще и отказом от того, что Вам было послано счастье иметь детей именно Богом. Ведь бывает и так, что у многих желание обзавестись детьми есть, а возможности нет, и зависит это, к сожалению, не только от материальной возможности, а зачастую от неких дефектов в здоровье.

Часто мужчина требует от жены сделать аборт и как следствие отрицательного ответа, случается обсуждаемая ситуация. Иногда мужчину просто посещает вопрос по содержанию своих детей, тут тоже есть библейская мудрость, которая говорит о том, что Бог всегда благодарно принимает детей, а также всячески поддерживает их содержание. Поэтому, как видно из выше описанного, такую провинность Отец Небесный не приветствует, называя данный грех.

Источник

10. Почему муж меня бросил - он счастлив, а мне Бог счастья не дает?

Отвечает Протоиере́й  Максим Первозванский

Действительно с точки зрения церковного права существует такое понятие как виновная сторона и потерпевшая сторона. Церковь всегда на стороне потерпевшей, то есть если муж вам изменял и ушёл к другой, то он не имеет права на церковный брак с ней.

А вот насчёт того, что кому даёт Господь счастье или несчастье, то здесь вопрос более сложный. Как говорится, бодливой корове Бог рогов не даёт. Есть люди легкие, есть тяжелые, есть гневливые, есть добрые, у каждого своего представления о счастье.

Основанием вашего вопроса является ропот и зависть - почему ему счастье, а мне ничего. Давайте посмотрим, что об этом говорит писание: «Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь какой будет конец его». Книга премудрости Иисуса сына Сирахова 9:14. Это первое о чём хотелось бы сказать, поскольку наша временная жизнь на земле действительно является временной, и с точки зрения вечности это всего лишь миг. И те блага, какие имеет человек, и те мгновенья счастья земного тоже являются временными.

Источник

11. Как с точки зрения православия относиться к сестре мужа, да и вообще к родственникам мужа?

Отвечает отец Авраам

Если мы хотим приобрести истинную любовь к Богу, христианскую, а не земную любовь к человеку, хотим заменить любовь к нескольким людям на любовь ко всем людям (или по крайней мере к братьям и сестрам во Христе), тогда мы должны отказаться от меньшего ради большего. Никто не может любить Бога, если он не любит ближнего. И не может человек, имея любовь к Богу, не иметь любви к ближнему. 

12. Что делать если были венчаны и развелись ?

Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм. Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. 

Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.

Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.

В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.

Источник

13. Кто в доме главный: муж или жена?

Дом возглавляет система ценностей семьи. Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

Источник

14. Какова посмертная участь разведенных и второбрачных? Встретятся ли они в загробном мире?

Отвечает протоиерей Владимир Воробьев

Таинства Православной Церкви – это не магия. Это таинственное действие благодати Божией, которое совершается по нашей вере и по молитве Церкви, которое имеет целью соединение человека с Богом, которое стремится человека сделать причастником благодати Божией. Когда люди любят друг друга и с верой, живя церковной жизнью, хотят соединиться браком, тогда Церковь молится о них и совершает над ними таинство брака. Мы верим, что таинство брака соединяет их в соответствии с их желанием и по благословению Божию навечно, но это не значит, что это соединение нельзя утратить, разрушить. Так же, как если человека крестили, то это не значит, что он уже не может отречься от Бога и стать воинствующим атеистом. Свобода у человека остается, и потому он может изменить свой жизненный путь. Если муж разлюбил свою жену или жена разлюбила мужа, и они решили разойтись, то, естественно, благодать единства, полученная в таинстве брака, будет ими утрачена. Раз утратили, то, значит, в вечности эти люди будут врозь, а не вместе.

Источник

15. Как смотрит церковь на женитьбу на девушке с ребенком?

Отвечает священник Антоний Скрынников

Безусловно положительно, если Вы ее любите и готовы вступить в законный брак, никакого греха в этом быть не может. 

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Дудко
Все статьи Священник Михаил Дудко
Семья
Русский суд пресёк содомскую провокацию
О попытке легализации в России однополого «брака»
18.03.2024
Против течения, или Почему бабы не рожают?
Количество детей у женщины не в кошельке, а в голове
18.03.2024
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Возбудить в отношении Пушкиной уголовное дело»
Обращение в Следственный комитет в связи с пропагандой гомосексуализма О.Пушкиной
15.03.2024
Все статьи темы
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии