Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Богомолье с комфортом

Михаил  Поздняев, Новые Известия

08.07.2005


В России начался бум паломнического туризма …

Хотя бы раз в жизни поехать на богомолье в древнюю обитель, в святые места в старину считалось обязанностью каждого русского. Ехали на перекладных или шли пешком, ели, что Бог пошлет, спали, где придется. А уж достигнув цели путешествия, вообще во всем уподоблялись монахам. В наши дни паломничество - модный вид туризма. И церковь стала фактически монополистом на этом новом рынке туристических услуг.

Надо отдать должное хозяйственникам из патриархии: паломнический туризм быстро стал одним из основных статей ее доходов. Так, в прошлом году церковные туроператоры предлагали 50 маршрутов, по которым совершили путешествия за рубеж 50 тыс., а внутри страны 2 млн. человек. В этом году маршрутов уже 65, и число "организованных паломников" может достичь 3 млн. человек.

Начинался этот богоугодный и выгодный бизнес в середине 90-х со скромных бумажек на храмовых вратах: "Организуется поездка... Звонить по телефону..." Сегодня "кликни" компьютерной мышкой - и высыплются десятки ссылок на соответствующие интернет-сайты. В епархиях, приходах и монастырях работают 90 паломнических служб, кроме того, действуют 30 общественных организаций, занимающихся поездками по святым местам. Координирует всю эту бурную деятельность Паломнический центр Московского патриархата, расположенный в управляемой им гостинице "Университетская" класса "три звезды". Между прочим, номера там для "простых смертных" стоят от 1050 до 4200 руб. в сутки, для паломников - от 840 до 3360 руб. Прямо скажем, для Москвы расценки установлены по-божески.

Соответствуют расценки и на предлагаемые РПЦ туры - они дешевле на четверть, а то и на треть аналогичных "светских" маршрутов. В каждой поездке предусмотрено участие в богослужениях, общение со священниками, омовение в святых источниках. В недельную поездку по городам Золотого кольца, в Дивеево, в Оптину пустынь стоимостью 60-150 долларов включены завтрак или ужин, размещение в монастырских общежитиях или в гостинице, железнодорожная плацкарта или передвижение на "Икарусах". Паломник вправе доплатить за купе или СВ, трехразовое питание и одноместное размещение, но этой возможностью пользуются немногие. Паломничество - туризм особый, с психотерапевтическим уклоном. Тут не до комфорта, главное - чтобы душе была польза.

Десять лет назад казалось: выбор у паломника небогат - между Иерусалимом и Соловками. Выяснилось: на земле, куда ни ткни, всюду святое место. В этом сезоне среди самых популярных маршрутов - Северо-Запад, Урал, Алтай и даже Заполярье. Легко набираются группы, направляющие стопы к очагам духовности на Украине, в Белоруссии и Молдавии. С прошлого лета регулярно организуются туры в Эстонию, Латвию, Абхазию и Грузию. Что касается дальних стран, то все большим спросом пользуются туры по схеме "паломничество+отдых" в Скандинавию, на Балканы, в страны Восточного Средиземноморья и даже в Маньчжурию. Цена этих 6-10-дневных маршрутов - от 200 до 400 долларов.

Спрос рождает предложения, и жалоб от паломников агентства не получают. Зато жалуются на бурное развитие этой отрасли православного бизнеса те, для кого святые места - дом родной. Широкую огласку получила ситуация, сложившаяся на Валааме, в одной из "горячих точек" паломнического туризма. Третий год пресса бьет тревогу: РПЦ, мол, "пытается выжить туристов с Валаама". Неделю назад эти утверждения опроверг наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий (Жердев). Он заявил, что речь идет лишь о бурном потоке "дикарей", который нужно ограничить в "экологических целях". "Валаам, - сказал епископ, - особо охраняемая природная территория и действующий монастырь, поэтому и туризм здесь должен развиваться в тех формах, которые позволяют понять, что это не только красивое место, но и то, что это святыня, возникшая благодаря живой вере". По мнению владыки, число посетителей следует ограничить до 1,5 тыс. человек в день. Ясно, что эта квота не могла не быть согласована с паломническими центрами РПЦ.

Или такой "крик души" молодого человека, решившего постричься в монахи, опубликованный на популярном сайте диакона Андрея Кураева: "Известные монастыри сейчас являются объектом интенсивного паломничества и православного туризма. А монах не для того покидает мир, чтобы потом с ним постоянно общаться. Может быть, кто-нибудь знает какой-нибудь затерявшийся в лесной глуши монастырь?" Бедолаге посоветовали такую обитель, до которой добираться надо восемь часов, и все лесами.

Но подобных мест в России все меньше. Паломнический туризм стал главным источником пропитания для древних обителей по примеру Троице-Сергиевой лавры, под стенами которой в иные дни собирается до сотни "Икарусов". Это вызывает резкую реакцию со стороны уже не смиренных иноков, а правящих архиереев.

"Деятельность фирм, организующих паломничества к святым местам, способствует распространению ложной духовности, - считает епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). - Там работают люди, которые просто стремятся освоить "сегмент рынка". Они используют характерное свойство современного человека - стремление получить плоды духа мимоходом и даром. В программе экскурсий по святым местам часто предусмотрено и "посещение прозорливого старца". Но такая экскурсия ничего не даст человеку, если он не хочет работать сам над своим сердцем..."

Гнев епископа объясним. Но и туроператоров понять можно. Бизнес развивается - расширяется сфера услуг. И если в епархии пока нет святых мощей чтимого старца - отчего не предложить паломникам общение со старцем живым?

Думают о перспективах развития туристического рынка и на самом верху РПЦ. Прошлой осенью проводилась общецерковная конференция "Православное паломничество: традиции и современность", на которой говорилось о том, чтобы отделить паломническую деятельность от туризма - то есть законодательно закрепить на святых маршрутах церковную монополию. "Туризм - это желание посмотреть другие страны, получить новые впечатления, а паломничество - проявление религиозной жизни,- пояснил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков).- Иногда турфирмы для большей привлекательности используют слово "паломничество", чтобы заинтересовать верующих".

Обеспокоенное такой конкурентной борьбой, руководство РПЦ считает, что всей паломнической деятельностью должны заниматься созданные при епархиях, монастырях и приходах специальные отделы. Инициативу РПЦ уже поддержали глава Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов и председатель комитета Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин.

Претензии РПЦ на монополию в этой сфере бизнеса, по словам представителя Российского союза туриндустрии, не вызовут возражений и с их стороны. Наверное, потому, что внутри страны уже все "схвачено" церковью.


ПОЧЕМ "ОПИУМ" ДЛЯ ТУРИСТА

Рождество на Святой земле. 8 дней/7 ночей. 870 долл.

Италия-Бари (паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца). 8 дней/7 ночей. 770 долл.

Святая гора Афон, Греция (только для мужчин). 7 дней/6 ночей. 550 долл.

Святые места Египта. 8 дней/7 ночей. 595 долл.

Москва-Муром-Дивеево- Боголюбово-Владимир-Москва. 3 дня. 1150 руб. + плата за ночлег.

Москва-Оптина пустынь- Шамординcкий монастырь- Тихонова пустынь-Москва. 2 дня. 690 руб. + ночлег.

Москва-Санкт-Петербург- Валаам-Санкт-Петербург- Москва. 3 дня. 3950 руб. + ж/д билеты + ночлег.

Москва-Кемь-Соловки-Москва. 8 дней. От 4900 руб.

http://www.newizv.ru/print/27798



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме