Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чтоб скорее дойти до России

Сергей  Титов, Труд

06.07.2005

- Батюшка, - обращаюсь к настоятелю Алатырского монастыря отцу Иерониму, - благословите на Крестный ход.

- А ты не готов.

- Как не готов? Билет до Вятки купил, пленку взял.

Монах молчит. Потом говорит не очень понятные мне слова:

- Машина будет - машиной, автобус - автобусом.

Я в недоумении: что же из окна автомобиля Крестный ход фотографировать?

...Из Вятки, то бишь Кирова, выходим в сильный дождь. Народ большей частью в кроссовках, на которые надеваются целлофановые пакеты и перевязываются веревкой. Кое-кто, как и я, в сапогах. С рюкзаками, вещмешками. Люди привычные, многие идут не в первый раз. Многие - с молитвословами в руках. Сколько нас, сказать трудно. Ясно, что несколько тысяч.

Молитвенное шествие открылось Божественной литургией в соборе преподобного Серафима Саровского. Возглавил Крестный ход, уже по традиции, игумен Спасо-Преображенского Никольского монастыря, что в селе Великорецком, Тихон Меркушев. В это село и направляется шествие из Кирова. Маршрут - самый протяженный из всех постоянно действующих крестных ходов в России - 180 километров. И традиция этого шествия почти 600-летняя. История его уходит в 1383 год, когда крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил на берегу реки Великой икону Николая Чудотворца. Около 1400 года жители столицы края, нынешнего Кирова, уговорили местных прихожан отдать икону в кафедральный собор, обещав ежегодно приносить ее на место явления. Так и начался Великорецкий крестный ход. В 30-е годы прошлого века его запретили, а восстановили официально уже в 1989 году. Пять лет назад своим указом Патриарх Алексий присвоил Великорецкому крестному ходу статус всероссийского.

...Ближе к трем часам дня сворачиваем с асфальта. Милиционеры, сопровождавшие нас до этого момента, машут напутственно руками. Фотографировать и брать интервью нет сил - мысли о том, чтобы не отстать. Но расступились тучи, выглянуло долгожданное солнышко, появились деревья на нашем пути. На душе теплеет. А тут еще вдоль дороги на скамейках - ведра с колодезной водой, местные жители с ковшиками: пейте, дорогие. Пожилая женщина раздает бутылки с молоком, яйца... Настроение у всех светлое.

К десяти вечера пришли в село Бобино - здесь первый ночлег и молебен с акафистом святителю Николаю. Когда размещаемся на ночлег, выясняется, сколько нас. Оказывается, около десяти тысяч. Богомольцами заполняется все - школа, клуб, веранды, чердаки, палатки. У палаток разводят костры, готовят ужин. Мне повезло - достался теплый чердак (нас здесь человек 40), можно обойтись только ковриком. Хозяйка дома непрерывно приносит чайники с кипятком. Рядом две соседки горячо просят облегчить им рюкзаки, предлагая сухари, сахар, суп в пакетике. В полночь народ засыпает, а через пару часов встает. В три утра мы уже вновь в пути. Светает. Просыпается лес. И течет наша огромная людская река: дети, старики, молодежь... Течет плавно, величественно, преодолевая глину, комки, бревна, болото.

Долго шел за инвалидной коляской. Ее хозяин - лет 40 - изо всех сил крутил колеса. Перчатки из толстой кожи уже порвались. А лицо его - удивительно спокойное, умиротворенное. Коляска перепрыгивала камни, скользила, норовила съехать на середину лужи, но шла и шла вперед. На следующий день на самом тяжелом участке пути, когда из глины невозможно было вытащить ноги, трое мужчин несли инвалида на своих плечах.

Ну а я, непутевый, пройдя два этапа, подвернул ногу, растянул связки и после уколов вынужден был добираться до финиша, как и предсказал батюшка, сначала на автомобиле, а потом на автобусе. Уже в Великорецком расспрашиваю участников Крестного хода о впечатлениях - нынешних и прошлых.

Таисия Васильевна Степанова рассказывала мне, что мама ее ходила этим Крестным ходом еще в царские времена. По деревням тогда столы накрывали вдоль улиц, топили баньки для богомольцев, радовались: Никола Чудотворец пройдет - у нас урожай лучше растет! А в 60-е годы, говорит, тоже ходили, но по-тихому, - ночами, лесными тропами, ночевали в сараях и банях, чтобы власти не заметили.

Вятский священник Леонид Сафронов уже 14 раз участвует в Крестном ходе:

- Ходил, когда еще не был ни священником, ни дьяконом. Первый раз шли 200 человек туда, а обратно нас осталось 20. Сейчас-то - вон сколько тысяч! И ты ощущаешь себя частью целого. Россия такая должна быть, как Крестный ход. Это же от восхождения на Голгофу берет начало. Чтобы воскреснуть, приобрести дух - идем. Наш Крестный ход в России не умирал. Пытались его заморозить, но не получилось. Это теплое течение - оно и подо льдом течет. И лед растапливает.

Отец Леонид еще и поэт. Он подарил мне свою книжку стихов, в которой есть строки:

Я пошел по прямому пути,

Чтоб скорее дойти до России...

Мне показалось, что это и о нашем Крестном ходе.

http://www.trud.ru/003_Srd/200507061220704_.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме