Какой там антисемитизм? Просто политические игры

Новости Москвы  Письмо пятисот 
0
339
Время на чтение 7 минут
Сообщения из Москвы о том, что прокуратура распорядилась изучить содержание русского перевода 'Кицур Шульхан Арух' - сокращенного кодекса иудейских правовых норм, составленного в 19 веке - вызвали резкую реакцию со стороны лидеров еврейской общины России, однако большинство евреев, живущих в стране, восприняли их довольно равнодушно. Многие из них даже не слыхали о последнем повороте в этом деле, началом которого стало письмо за 500 подписями, направленное в январе этого года в прокуратуры Москвы и Санкт-Петербурга, с требованием запретить иудейскую религию и еврейские организации в России. Письмо вызвало бурю возмущения общественности, и авторы отозвали его. Однако в марте они направили в прокуратуру новое письмо, смягченное и более конкретное по содержанию - на сей раз его подписали 5000 человек.

В новом варианте письма авторы требовали от прокуратуры исследовать содержание 'Кицур Шульхан Арух' - они утверждают, что книга способствует разжиганию расовой ненависти - и деятельность еврейской организации, занимающейся ее распространением. Поначалу прокуратура отклонила эту просьбу, но в июне объявила, что проведет соответствующее расследование. Однако после статьи в 'Haaretz' об этом деле прокуратура Москвы под давлением общественности прекратила расследование.

'Я в курсе этих последних сообщений, и они меня тревожат, - рассказывает сорокалетняя Ада Сорокер, еврейка, живущая в Москве. - Но в то же время я не думаю, что это представляет реальную опасность'.

Каждое утро, отправляясь на работу (по профессии она переводчик) Сорокер проходит мимо израильского посольства в Москве. Как и у тысяч других евреев, живущих в городе, у нее есть израильский паспорт. В начале 1990х гг. она несколько лет прожила в Израиле.

Сегодня Сорокер вполне довольна жизнью в Москве. Она принадлежит к нарождающемуся российскому среднему классу; по ее словам, в последние годы ей не приходилось сталкиваться с проявлениями антисемитизма и она не считает, что в ее стране царит антисемитская атмосфера. Тем не менее, она внимательно следит за сообщениями российских СМИ и еврейской прессы, касающимися проявлений антисемитизма. Она утверждает, что в повседневной жизни антисемитизм не ощущается, и не он является предметом обсуждения для ее знакомых-евреев. Большинство из них равнодушны к политической и общественной жизни; как и большинство москвичей, их куда более волнуют планы на предстоящий отпуск и повседневные заботы.

'Сегодня в России общая атмосфера проникнута патриотизмом и стремлением вернуть стране статус сверхдержавы. На этом фоне некоторые элементы ксенофобии действительно ощущаются, но ее объектом становятся не столько евреи, сколько представители других национальных меньшинств, живущие в Москве - особенно кавказцы', - рассказывает Сорокер, добавляя, что среди сотрудников компании, где она работает, немало евреев, и что в их разговорах тема антисемитизма ни разу не всплывала. Одна из ее коллег, Римма Киевская, говорит, что она сама и ее родные слышали о прокурорском расследовании, но эти сообщения вызывают у них просто удивление. По ее словам, несмотря на характерную еврейскую внешность, она ни разу не сталкивалась с антисемитизмом.

Геннадий Гройсман и его племянник Марк Гройсман вообще не знают о решении прокуратуры начать расследование. 'Если это правда, то это прежде всего вызывает у меня смех. Очевидно, что прокурорское расследование в отношении религиозного текста, написанного сотни лет назад - вещь абсурдная и смешная', - говорит Марк. По его мнению, появление письма (под которым, среди прочих, подписались и представители социалистической партии 'Родина') связано не с антисемитскими настроениями в правительстве и обществе, а с политическими дрязгами в кругу высокопоставленных чиновников. 'Когда евреев используют в качестве орудия в политической игре ради целей, не имеющих к ним никакого отношения, у меня это вызывает отвращение', - добавляет он.

Сейчас не семидесятые годы

Гройсамны не считают, что возникший вокруг письма шум приводит к возникновению в стране атмосферы антисемитизма, способной поставить под угрозу их благосостояние. Они тоже утверждают, что сегодня не ощущают вокруг никаких проявлений антисемитизма. Однако в начале 1970х гг. ситуация была диаметрально противоположной. Тогда из-за антисемитизма они вынуждены были покинуть СССР и эмигрировать в Израиль. Через несколько лет Геннадий Гройсман перебрался в Канаду. Его племянник, приехавший в Израиль вместе с родителями в одиннадцатилетнем возрасте, закончил там школу, отслужил в Армии обороны Израиля и поступил в 'Технион' - Израильский технологический институт в Хайфе. Затем, уже в середине 1980х гг., он решил переехать в Канаду и поступить на фирму своего дяди.

'В Канаде я впервые услышал странный вопрос: 'Кто вы по вероисповеданию?' Я вырос в Израиле и для меня то, что я иудаист, было и является чем-то совершенно естественным', - объясняет Марк.

В 1990 г., через 20 лет после отъезда из СССР, Геннадий Гройсман снова приехал в Москву. Первый визит был кратким. Однако, осознав потенциал и благоприятные возможности для развития бизнеса в России, он решил остаться в стране. Вскоре к нему присоединился и племянник. Они занимаются строительным бизнесом, и весьма успешно. Сегодня их можно причислить к категории 'новых русских' (так в России называют нуворишей). 'Многие 'новые русские' на самом деле - 'старые евреи", - шутит Геннадий Гройсман. По его мнению, эта ситуация не вызывает у людей зависти и не способствует распространению антисемитизма. 'Впрочем, я предпочитаю зависть жалости', - саркастически замечает он.

Антисемитизм его нисколько не заботит, и они с племянником, судя по всему, предпочитают обсуждать другие, более важные для них вещи - к примеру новый проект, который они осуществляют вместе с партнерами из Израиля и Канады: строительство престижного жилого квартала, первого в своем роде в Москве - он будет состоять из частных домов, выдержанных в североамериканском стиле, которые будут продаваться по весьма привлекательным ценам.

По словам Геннадия, 'пресса в Израиле все раздувает до небес. Всякие прокурорские расследования не выводят меня из равновесия. Я не согласен с тем, что 'антисемитизм в России находится на подъеме'. Напротив: сегодня здесь хорошо и даже престижно быть евреем'.

Геннадий женат вторым браком; его жена - русская. Он рассказывает, что обе его жены по собственной воле поменяли свои русские фамилии на его еврейскую: в СССР 1970х - 1980х гг. такое было бы просто немыслимо. 'После развода моя бывшая жена не стала брать девичью фамилию. Она предпочитает оставаться 'Гройсман'. Она зубной врач, и это ей только выгодно: у пациентов врачи-евреи пользуются высокой репутацией', - поясняет Геннадий. Хотя он, как и большинство москвичей-евреев, не принимает участия в жизни еврейской общины, Геннадий, по его словам, гордится тем, что он - еврей.

Политические игры

Многие российские евреи расценивают инцидент с антисемитским письмом как одно из проявлений политических игр - борьбы за власть между политиками и партиями. Почему в этих играх используют евреев, остается неясным, и предлагаемые объяснения порой выглядят довольно странно. Согласно одной версии, президент Путин позволяет озвучивать подобные антисемитские высказывания, чтобы затем публично их осудить и прослыть в глазах мирового сообщества защитником евреев и либеральных ценностей. Другая гипотеза связана с тем, что вся эта история с письмом совпала по времени с правительственными мерами по сокращению социальных льгот - затронувшими в основном низкооплачиваемые слои населения и пенсионеров. Коммунистическая партия Российской Федерации и социалистическая партия 'Родина' - представители последней были среди инициаторов письма - выступили против политики правительства и вывели тысячи людей на демонстрации протеста против урезания льгот. Для России, где общественность в основном ведет себя апатично и не желает участвовать в социально-политической деятельности, это стало необычным явлением. Кое-кто считает, что власти использовали публичный скандал, вызванный антисемитским письмом, для того, чтобы отвлечь внимание людей от ухудшения их материального положения и подорвать имидж социалистической партии. Подобные гипотезы можно услышать не только от евреев - они появляются на различных интернетовских сайтах и в российских СМИ.

После бесед с московскими евреями возникает впечатление, что антисемитизм в России - явление маргинальное, и оно не слишком беспокоит большинство евреев. Социолог Лев Гудков - один из ведущих специалистов по проблеме антисемитизма в стране - подтверждает подобную оценку. По его словам, за последний год количество антисемитских проявлений в России существенно не увеличилось, и он остается маргинальным явлением. Основное 'ядро' антисемитов в России остается неизменным - это те же знакомые персонажи, что пропагандировали подобные взгляды еще в конце 1980х. Однако в последнее время изменился тон антисемитских высказываний и политико-идеологическая атмосфера, окружающая этот феномен. По словам Гудкова, здесь наблюдается определенное ужесточение тона: антисемиты позволяют себе использовать более грубые выражения, чем во времена Бориса Ельцина, и это приводит к тому, что подобные резкие заявления становятся приемлемым элементом российского политического дискурса.

Вообще-то, не нужно быть экспертом по проблемам антисемитизма, чтобы понять, ощущают российские евреи какую-то опасность для себя, или нет. Достаточно обратиться к статистическим данным об иммиграции - они представляют собой надежный индикатор настроений российского еврейства. В прошлом году в Израиль из Российской Федерации эмигрировало менее 4000 человек: сравните это с десятками тысяч людей, выезжавшими оттуда каждый месяц в начале 1990х гг., когда евреи испытывали наибольший страх перед антисемитскими преследованиями.

'Антисемитизм представляет куда меньшую опасность для российского еврейства, чем демографическая ситуация - именно в с ней связана реальная и растущая угроза', - отмечает доктор Марк Тольц (Mark Tolz) из Института современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме. По его мнению, опасность для российских евреев связана с двумя основными факторами: низким уровнем рождаемости (в среднем на одну женщину-еврейку приходится менее одного ребенка) и ранней смертностью (средняя продолжительность жизни евреев в России ниже, чем в западных странах и Израиле). В этом положение российских евреев отличается от положения их собратьев из Америки, Британии или Франции, и в долгосрочном плане само существование российской еврейской общины подвергается серьезной опасности.

Процесс только усугубляется ассимиляцией, смешанными браками и иммиграцией: сегодня в пределах Российской Федерации проживают около 500000 евреев (в том числе рожденных от смешанных браков); из них примерно у 240000 и отец, и мать - евреи. В 1989 г. количество евреев составляло 910000 (включая рожденных от смешанных браков), из которых у 570000 оба родителя были евреями. По современным прогнозам к 2020 г. в России останется только 130000 евреев, рожденных в чисто еврейских семьях. И эту оценку следует рассматривать как оптимистичную, поскольку она не учитывает распространение таких болезней как туберкулез и СПИД.

Инна Шапиро (Inna Shapiro), 04 июля 2005

Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru: http://www.inosmi.ru/translation/220707.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Письмо пятисот
"Вы хотели бы, чтобы у евреев в России были такие же права, как у русских в Израиле?"
Полный текст дискуссии за "круглый столом" 23 января 2006 г. в конференц-зале редакции "Комсомольской правды" (ул. Правды, 24, 6-й этаж) по поводу инцидента в синагоге на Большой Бронной 11 января 2006 г.
20.02.2006
Становление движения "Жить без страха иудейска!"
Краткий итог - послесловие на январь 2006 г.
06.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33