Жизнь человека - это путь

И куда он приведет, зависит от нашего мужества и веры

Отечество наше возвращается к своим историческим корням. Идет поиск новой национальной идеи. Вместе с тем щупальца глобализации пытаются сдавить и Россию. Массовое распространение, особенно среди молодежи, получило чуждое нам потребительское отношение к жизни. Чем же Русская Православная Церковь в современной России может помочь обществу в разрешении стоящих перед ним проблем? Об этом беседа с управляющим делами Московской патриархии, митрополитом Калужским и Боровским КЛИМЕНТОМ.

О диалоге

- На протяжении тысячи лет и особенно в годы тяжелых испытаний на судьбоносных поворотах истории Отечества Церковь всегда была со своим народом, ободряла и поддерживала людей, - говорит владыка Климент. - И в наши дни, когда в мире активно проходят интеграционные процессы, формируется новый политический уклад, Россия стоит перед выбором своего пути. Но нашей стране при этом важно сохранить самобытность и своеобразие. В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт нашего народа строились на основе православной веры, искренне принятой им во времена Крещения Руси. Потому те нормы бытия, которые Русская Православная Церковь предлагает вернуть сегодня в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, это нечто большее, чем часть отечественной культуры или дань традиции. Церковь сегодня предлагает обществу и государству использовать ее потенциал для преодоления социальных проблем, воспитания новых поколений граждан нашей страны, созидания новой России. Но это только начало. Думаю, что соработничество Церкви, государства и общества должно быть продолжено. На последнем Архиерейском соборе в октябре 2004 года были названы сферы этого социального партнерства: миротворчество, укрепление духовного и нравственного здоровья личности и общества, воспитание подрастающего поколения, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах и заключенных, поддержка национальной культуры.

О воспитании молодежи

- Владыко! Вы не только управляющий делами Московской патриархии. 20 июня исполнилось 15 лет, как вы возглавляете Калужскую епархию. Поздравляем вас с этимюбилеем. Как епархиальный архиерей что вы можете сказать о взаимодействии Церкви и государства на областном уровне и в частности о работе с молодежью?

- В Калуге есть понимание нужд верующих и многие инициативы Церкви поддержаны губернатором и его администрацией. Доказательство тому передача епархии и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора, а также значительного числа приходских храмов в Калуге и области, возвращение монастырей и открытие новых. Молодежи мы стараемся уделять особое внимание. Сам Спаситель сказал: "Пустите детей приходить ко Мне" (Лк. 18, 16). С начала 1990-х годов при храмах были открыты воскресные школы для детей. Тогда же была заложена традиция ежегодно проводить Рождественскую неделю. Теперь она включает областную, районные и приходские рождественские елки, открытие у храмов композиций "Вифлеемская пещера", выставки детского творчества и шествия "христославов". Созданы два просветительских центра. Один из них в Обнинске сочетает различные формы и направления миссионерской и духовно-просветительской работы среди молодежи наукограда. Второй православный молодежный центр "Златоуст" организован на базе бывшего оздоровительного детского лагеря. В 1992 году мы открыли Калужское духовное училище (ныне это Калужская духовная семинария с 5-летним сроком обучения). Для школьников в епархии действуют две православные гимназии. Есть потребность в увеличении их количества, но мы имеем серьезные трудности экономического порядка.

Об ответственности родителей

- Россия сегодня переживает демографический кризис и этот кризис, по мнению специалистов, имеет духовные корни. Какова может быть роль Церкви в решении этих проблем?

- Исправить демографическую ситуацию можно, если люди воспримут христианский взгляд на семью и будут руководствоваться им. В православном понимании супружеский союз прообразует таинственный союз Христа и его Церкви, а семья представляет собой домашнюю Церковь, в которой все ее члены достигают духовного совершенства через отказ от себялюбия в жертвенной любви и служении друг другу, через хранение верности и взаимопомощь во всех жизненных обстоятельствах, через послушание детей родителям и ответственность родителей перед Богом. Особенно важны для укрепления и возрождения семьи целомудренные представления о супружестве в обществе. Устами апостола Павла Церковь обращается к своим чадам: "Избегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою" (I Кор. 6, 18 20). На встрече президента Сербии и Черногории и Святейшего патриарха Павла со Святейшим патриархом Алексием II был затронут вопрос о положении в Косове. Я спросил сербских братьев: какую часть населения в Косове составляют сейчас сербы? Они ответили: 10 процентов. И добавили: а несколько лет назад было 25. Тогда я спросил: а какое соотношение сербов и албанцев в Косове было сто лет назад? Они ответили: наоборот 75 процентов сербов и 25 процентов албанцев. Я дальше поинтересовался: а какие семьи у албанцев и сербов? Они ответили: у албанцев, как правило, семьи имеют по 10-12 детей, а у сербов по 2-3 ребенка. Вот корень современных проблем в Косове! Отказ сербов от детей привел к сегодняшней ситуации, когда сербы на своей исторической земле являются меньшинством.

О веротерпимости

- В нашей стране сегодня существует много конфессий. Есть ли угроза межрелигиозному миру в России?
- Россия исторически существует как многонациональная и многоконфессиональная страна. Поэтому ментальность русского человека сочетает веротерпимость по отношению к другим исповеданиям и преданность православию. И сегодня, несмотря на сокращение территории страны, это положение сохраняется и воспринимается разными конфессиями как историческая данность. Конфликтные ситуации между религиозными центрами возникают в случае прозелитической деятельности, то есть когда на территории той конфессии, которая исторически существует в данной местности, начинает вести миссионерскую деятельность другая, не имеющая здесь своей паствы. В России, как нигде в мире, активную работу ведет Межрелигиозный совет, в который входят представители традиционных для нашей страны конфессий. Эта организация занимается совместным решением социальных задач, в том числе противодействием терроризму и экстремизму. Нет религии, которая бы призывала к убийству, воровству или разврату. У истоков экстремизма лежит отвержение людьми Бога и его законов бытия, что лишает их нравственных устоев и обесценивает человеческую жизнь. На рубеже XIX и XX веков экстремизм был открыто атеистическим. В наше время он прикрывается религиозными и национальными идеями, но глубоко чужд традиционным религиям. Тем не менее он часто находит себе сторонников среди тех, кто не приемлет диктата западного сообщества, навязывающего остальному миру свою индифферентность в духовной и нравственной сфере, устанавливающему двойные стандарты в политической, социальной и экономической областях. Например, смею предположить, что "Аль Каида" возникла как крайняя форма отторжения западных либеральных ценностей. Экстремизм возникает там, где раскрепощено зло.

О борьбе с себялюбием

- Некоторые граждане России зачастую признают себя верующими, но не живут церковной жизнью. Что нужно сделать человеку, чтобы православие реально вошло в его жизнь?

- Раздвоенность характеризует советский тип человека. Десятки лет людей приучали говорить и поступать в соответствии с советской материалистической идеологией. Внешне люди так и жили, а внутри они были другими. Сегодня такое состояние раздвоенности человека сохраняется. Нужно изменить понимание основ бытия и смысла жизни. Надо выработать целостность личности, чтобы все слова и поступки свидетельствовали о вере. Господь сказал: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). Спаситель совершил Свой крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воспринять его, мы тоже должны стать готовыми к подвигу. Апостол Павел выразил поврежденность человеческой воли в следующих словах: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7, 19). Недостаточно изредка заходить в храм, чтобы заявлять о своей православности, надо жить во Христе. Пожелаю всем не забывать о том, что вся жизнь человека это Путь, а каждый день, каждое дело отрезки этого большого Пути. Дорогие братья и сестры, не забывайте обращаться с молитвой к Богу каждое утро и вечер, при начале и по окончании ваших повседневных дел, да и в продолжение их не оставляйте память о Боге. Через это будет освящаться жизнь каждого человека и окружающего мира, и в нашей жизни будет больше добра. Быть православным сегодня это духовное мужество. Не надо этого бояться. От этого зависит ответ на ключевой вопрос: "Куда придет Россия?".

Беседовал Николай ГОЛОВКИН

http://www.russianews.ru/archive/pdfs/2005/26/5-26-2005.pdf
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Климент (Капалин):
Откликнуться на чужую боль
О книге епископа Пантелеимона (Шатова) «Больничный священник»
26.11.2019
Время отточенной мысли
Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту - 70 лет
08.08.2019
«Подарите книгу детям...»
О сборе книг для многодетных и малоимущих семей
20.03.2019
Все статьи автора