Мораль как ресурс

0
244
Время на чтение 6 минут
Департамент специальных проектов и call-центр "Горячие линии" группы компаний "Имиджленд" недавно провели опрос среди москвичей на тему "Состояние нравственных устоев в российском обществе". Итоги опроса были подведены на круглом столе экспертного клуба агентства.

Пятнадцать лет реформируется российское общество, и всЈ это время мы пытаемся понять: что идЈт не так. Говорили: экономика - главное, сначала надо еЈ реформировать, после общество само собой станет здоровым. Но проблемы, с которыми столкнулось сначала советское, а потом и российское общество, не только не решены, но и усугубились. Может, стоило с самого начала подумать о "нематериальных активах" нации? Показательно, что самое большое агентство России в сфере "бизнес-PR", прежде принципиально не занимавшееся вопросами политики и идеологии, заинтересовалось темой, которая у нас считается наиболее политизированной.
"Необходимое условие успеха развития страны, - считает президент "Имиджленда" Вероника Моисеева, - наличие хотя бы некоторого взаимного доверия между людьми, которое строится на основе уважения и элементарной порядочности. Отсутствие чЈткого и признанного всеми духовно-нравственного кодекса поведения не позволяет говорить не только о каком-то значимом рывке в развитии России, но вызывает опасения в сохранении элементарной социальной стабильности. Разрушенные социальные коммуникации, отчуждение и цинизм, поразившие общество, - большая беда для страны. Для того чтобы устранить эту угрозу, надо создать новый "общественный договор", который будет строиться на системе ценностей, разделяемых большинством граждан и активно защищаемых государством".
Политолог Е. Кузнецов, директор по исследованиям и специальным проектам агентства "Имиджленд PR", заметил: поднятая тема не может не быть принята в штыки либеральной интеллигенцией, независимо от характера обсуждения и выводов экспертов. "Когда в России говорят о том, что в области общественных нравов государство должно проводить какую-то политику, влиятельные оппоненты кричат: "Страшное государство", "Сталин", - и на этом вопрос заканчивается. Как в противовес нам всЈ время говорят, что этим должно заниматься не государство, а общественность. Что ж, в Америке действительно борьбу за запрет растления детей силами телеканалов ведут родительские комитеты и другие общественные организации. Но в России на практике таких дееспособных общественных структур нет и ещЈ очень долго не будет".
Опрос однозначно показал: в установлении моральных основ общества граждане большие надежды возлагают именно на государство (так считают 45% опрошенных). Правда, ещЈ больше надеются они на семью (почти 65%). Это последнее обстоятельство эксперты, к слову, сочли крайне тревожным: если семья представляется респондентам единственным устойчивым институтом, носителем моральных ценностей, значит, весь остальной мир представляется им враждебным и аморальным.
Уровень нравственности российского общества участники опроса оценивают крайне низко: 29% считают положение в этой сфере катастрофическим, ещЈ 42% - плохим и проблемным.
Правда, член Совета АСПЭК, политолог В. Горюнов даже в этих удручающих цифрах видит некий повод для оптимизма. По его мнению, если 70% говорят, что состояние нравственности у нас плохое - это хороший симптом. "Люди понимают, что это плохо. Это хорошо характеризует наших людей, но плохо характеризует ситуацию в государстве".
Р. Силантьев, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, комментирует ситуацию так: "Общество может быть в некоторой степени лицемерно, человек в нЈм совершает плохие поступки, но при этом понимает их неблаговидность, и своих детей этому учить не будет. Но бывают общества, в которых представления о добре и зле полностью размыты, и дети воспитываются в такой "системе ценностей", где ценностей попросту нет. Это и есть нравственный кризис".
"У нас есть неправильное понимание государственной политики, - считает ведущий научный сотрудник Института религиозных исследований В. Солохин. - Она понимается как жЈсткий приказ: "Туда не ходи, там говори, говори об этом и об этом..." У нас государство не знает, что в конце получит, и не понимает, что у народа есть определЈнный политический образ власти. Согласно с ним от власти ожидают определЈнных действий".
Если в функции государства и не входит оказывать прямое моральное влияние на граждан, то у государства всегда много возможностей влиять на улучшение морального климата в стране, на возможность создания условий, когда нельзя быть подлецом, убеждЈн советник аппарата полномочного представителя президента РФ в ПФО по конфессиональной политике Д. ЖуравлЈв. Моральный климат - это опосредованный механизм воздействия на людей, и на его создание влияет достаточно большое количество структур. Это и система образования, и СМИ, и органы власти, и бизнес-структуры и т.д. В этой сфере в задачи власти входят две основные функции.
Первая - создание таких условий, когда быть подлецом, например в бизнесе, просто не выгодно. Это возможно и уже реализовано во многих зарубежных странах. Конечно, в современной России сделать это весьма сложно, но к идеалу всегда нужно стремиться.
Вторая задача государства - создавать условия, чтобы те социальные институты, в функции которых входит работа по улучшению морального климата в стране, могли это делать. Д. ЖуравлЈв заметил: "Надо не подменять их функции своими, не брать на себя их функцию, как было, например, в СССР в отношении религии, а создавать условия для них, содействовать им в исполнении своей задачи.
Основой стабильного развития рынка тоже, как давно заметил Макс Вебер, служит моральный климат. Как эффективно его формировать? Е. Кузнецов подчеркнул: государство является субъектом, который не только устанавливает общие правила игры, но и создаЈт базовые инфраструктуры, без которых бизнес работать не может (например, транспортную). Одной из таких структур как раз и является нравственное и духовное состояние общества. Это напрямую влияет на такие понятия, как доверие и соблюдение договоров, на которых и держится бизнес.
Е. Кузнецов обрисовал основную проблему так: "В России сегодня главным стимулом к выполнению договора является страх репрессий со стороны государства или "крыши". Но репрессивный механизм не является естественным для бизнеса. Бизнесмен - это потенциальный лидер. А лидер под страхом репрессий перестаЈт быть таковым. В странах с развитой культурой предпринимательства в основе соблюдения договора лежит страх совершенно иного рода - перед Богом, общественным мнением. Именно такой нравственный фундамент необходимо построить в России, и здесь ведущую роль должно играть государство".
Есть ещЈ одна причина заинтересованности предпринимателей в хорошем моральном климате в стране. Это дисциплина и ответственность работников, которые сегодня не способствуют росту конкурентоспособности нашей экономики. Эксперты группы компаний "Имиджленд", знающие специфику работы российских и западных бизнес-структур, считают, что для компаний, особенно крупных, вопрос нравственности является сейчас наиболее критичным.
Когда у тебя в подчинении находится несколько тысяч человек, то эти несколько тысяч человек должны хорошо трудиться. В основе их эффективности может, конечно, лежать "палка надсмотрщика", но сделать еЈ эффективной тоже проблема. Здесь встаЈт вопрос и воровства на рабочем месте, и добросовестности работников и т.д.
В ходе дискуссии отмечалось: у нас много говорят, что наша рабочая сила лучше западной, поскольку более образована. Действительно, образовательный уровень американского или европейского рабочего может быть значительно ниже, но бизнесу он всЈ равно выгоднее, потому что он будет добросовестнее и честнее в работе. А действительно этичного трудового ресурса у нас в стране нет, по крайней мере, сейчас.
Но сам бизнес вряд ли способен что-то изменить. Качественно иной подход к работе можно воспитать только с пелЈнок, чем должны заниматься школа, СМИ, естественно, с подачи государства. А этого наш российский бизнес не понимает, поэтому и не требует от власти какой-то вменяемой государственной политики в сфере нравственности.
Кто ещЈ способен обеспечить моральное возрождение нации? Второе место в ответах на этот вопрос заняла школа. Признавая, что главную роль в формировании морали играет педагогика, Д. ЖуравлЈв считает, что сегодня на систему образования без существенной помощи школе со стороны в первую очередь государственных структур надежда невелика. Авторитет педагогов подорван по многим причинам, в первую очередь по экономическим. Педагогу сложно быть авторитетом, если он получает в 10 раз меньше, чем ученик.
Главный аналитик центра "Евразия-Медиа" В. Павлов добавил: "Все государства, добившиеся в XIX-XX веках экономического прорыва, начинали с объявления образования своим приоритетом. А приоритет - это то, ради чего государство может пожертвовать всем остальным, в том числе и очень ценным".
Одним из главных факторов нравственного возрождения России называли укрепление религиозных организаций. Для капиталистических Европы и США в своЈ время моральный фундамент экономики создала жЈсткая религиозная этика. Р. Силантьев считает: у нас религиозные институты - в периоде возрождения. Поскольку, по статистике, среди молодого поколения верующих сейчас больше, чем среди людей средних лет, можно надеяться, что в будущем влияние религии на духовно-нравственное состояние общества будет только возрастать. "Невозможно прописать все отношения между людьми, например, обыкновенную порядочность, в законах. Люди должны иметь некие нравственные кодексы, поступать в соответствии с ними".
Участники круглого стола, несмотря на различие воззрений, сошлись на том, что возрождение морального климата в обществе первично по отношению к другим задачам. А сложность и масштабность делает еЈ задачей государственной.
Подводя итоги дискуссии, еЈ инициатор В. Моисеева сказала: "Долгое время о духовно-нравственном кризисе России говорили преимущественно левые политические силы, а остальные игнорировали тему. Пришло время вывести эту проблему из сугубо политического контекста и сделать еЈ предметом общенационального обсуждения, в том числе в рамках профессиональных сообществ PR-специалистов, журналистов, учЈных".

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg262005/Polosy/3_1.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29