Свет Петрова поста

27 июня - 11 июля - Петров пост

0
143
Время на чтение 5 минут
В Православной Церкви издревле существуют четыре поста. Два посвящены Господу - Рождественский и Великий. Они готовят нас к принятию новой жизни Воплотившегося и Распятого Христа. И два - Успенский и Петров - показывают, какой плод дело Христово принесло в "начатках нового творения" - Божией Матери и первоверховным апостолам. Посреди всех молитв и всех постов Церкви - Крест Христов, Христова и наша победа над смертью.

После праздника Пятидесятницы и Всех святых мы вступаем в Петров пост, чтобы дано нам было благодатно узнать, что мы принадлежим святой соборной и апостольской Церкви. И можем приобщиться крестной любви Христовой, взирая на подвиг апостолов Петра и Павла. "Подражайте мне, как я Христу", - говорит нам апостол Павел. Постараемся в течение этого времени взять на себя труд, кто сколько может вместить, - прочитать с молитвою два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла. Так, в течение Великого Поста благочестивые христиане стараются прочитать всю Библию. Чтобы ум просветился, как говорит преподобный Серафим, разумением Божественных Таин. А на Страстной Седмице по уставу Церкви за богослужением читается все Четвероевангелие.

Церкви дано всЈ, что имеет Христос, но она должна пройти через всЈ то, что Христос прошЈл, и прежде исповедать Его Богом. Когда ПЈтр первый произнес эти слова, которые не перестают звучать на земле: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго" - каждый из нас перед причастием произносит их, - Господь открывает ему блаженство принять этот свет не от плоти и крови, но от Отца. Но то, что Спаситель не говорит, то, что Петр ещЈ не может в это время вместить - от Его Плоти и Крови, от Плоти и Крови Христовой Отец даЈт этот Дух, без которого ПЈтр не сможет, не стыдясь, исповедать Его перед людьми.

Как быть свидетелем Божиим, не будучи крещЈнным огнем? Верою и любовью с самого начала оставил он лодку и сеть с богатым уловом, и родительский дом, и пошЈл за Христом. И за любовь его и веру дано ему было откровение от Отца и радость на горе Преображения. Верою и любовью решился он идти ко Христу по водам, но, увидев сильные волны, испугался и стал тонуть, и Господь сказал ему: "Что устрашился, маловере?" В следовании его за Господом всЈ время открываются новые глубины жизни и смерти, чередуются поражения и победы. Когда Спаситель говорит о жертве, о жертвенном пути, о превосходящем всякое разумение таинстве спасения, многие из учеников Его восклицают: "Как может Он дать есть Свою Плоть, какие странные слова, кто может это слушать?" (Ин.6,52). Никто не хочет крестного страдания, и поэтому многие из учеников отошли от Него, как сказано в Евангелии. И когда Господь, видя смятение всех, и даже самых близких учеников, спрашивает: "Не хотите ли и вы отойти?" - верою и любовью ПЈтр побеждает малодушие: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной" (Ин. 6,68). Однако он должен узнать любовь до конца, и до конца узнать несовершенство своей любви. Человеческая любовь может быть прямой противоположностью истинной любви, даже если она обращена ко Христу. Когда ПЈтр узнаЈт о предстоящих Крестных страданиях Господа, он, исполнившись сострадания ко Христу, умоляет: "Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи!" - и слышит в ответ: "Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, ибо ты думаешь не о Божием, но о человеческом" (Мф 16,23). Теми же словами Христос отверг ранее диавола, когда тот, искушая Его, предлагал Ему властью и чудом, а не любовью всех привлечь к себе.

Человеческая любовь, как бы она ни была горяча, может обернуться внезапно нелюбовью, предательством, отречением от любимого. В троекратном отречении от Христа, когда бьют Его и плюют на Него, и ведут от допроса к допросу, и ПЈтр говорит: "Не знаю этого человека", мы видим всю страшную реальность этого события. Разве не говорил он от всего сердца недавно: "Если и все отвергнутся от Тебя, я никогда не отвергнусь"? И когда по Воскресении Господь спрашивает Петра: "Симон Ионин, любишь ли Меня больше сих?" - ПЈтр уже не сравнивает себя ни с кем, он просто отвечает: "Ты знаешь, что я люблю Тебя". Трижды отрЈкся он от своего Господа, и трижды даЈт ему Господь возможность утвердить свою любовь. "Если любишь Меня, - говорит Господь, - если ты узнал, как на самом деле достигается любовь, паси овцы и агнцы Моего стада" (Ин 21,15-17). Только любовью к другим, за которых Христос жизнь Свою положил, мы можем доказать, что любим Христа. Но эта трижды возвещаемая на озере Тивериадском любовь ещЈ не есть любовь до конца. Господь возвещает ему, что придЈт день, когда прострЈт ПЈтр руки свои, и другой его препояшет, и поведЈт, куда он не хочет, знаменуя, какою смертью ПЈтр прославит Бога. Это произойдЈт потому, что ПЈтр узнает, наконец, тайну любви. Когда Дух Святой в день Пятидесятницы сойдЈт на апостолов, ПЈтр примет совершенно новую любовь - ту, которая есть у Самого Христа. Любовь, которая позволит ему отдать свою жизнь за Того, Кого он любит. Он в этой любви и не самый больший, но он тоже пойдЈт на крест, и он попросит пригвоздить его вниз головой, потому что он недостоин умирать так же, как Господь. Так ПЈтр воздаст славу Агнцу, и агнцы узнают, что не одними словами написал им их Пастырь: "Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь". Дать Духу Святому открыть через его пролитую кровь великолепие непорочного Агнца Божия, закланного прежде создания мира. Таким будет его блаженство - первого человека на земле, который исповедал Христа Сыном Божиим, и услышал: "Блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мф 16,17). И ПЈтр, трижды отвергшийся Христа во время Его страданий, осмелится сказать: "Я свидетель страданий Христа и славы, которая должна явиться" (1 ПЈтр 5,1).

У апостола Павла было другое призвание. Он прошЈл другой путь к тайне креста и любви. Мы не в состоянии себе представить, что пережил он при встрече с воскресшим Христом, когда он, ревнитель по Богу и славе Божией, увидел себя разоблачЈнным как враг Божий, как противник Мессии, как гонитель Церкви Божией. Среди ослепительного сияния он услышал: "Что ты гонишь Меня?" - и навеки узнал, что всЈ, что он делает этим невинным людям, влача их на казнь, относится ко Христу. Путь, который прошЈл апостол ПЈтр к любви, раскрывается у апостола Павла в его покаянии. По дару любви из распинателя Христа он стал благодатным причастником Тела и Крови Христовых. Так что это его исповедание стало исповеданием каждого православного христианина перед причастием: "От них же (грешников) первый аз есмь", и столь же свято оно, как исповедание апостола Петра: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго". Всею жизнью своей, телом и кровью своей приобщается он тайне, которая открылась ему по дороге в Дамаск, чтобы до всех донести еЈ, до тех, кто ничего не знает и не понимает, что значит жизнь человеческая. Сами по себе страдания и труды не имеют никакого значения: "Если я раздам все, что имею, - пишет он в своем Послании, - и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в этом никакой пользы"(1 Кор 13,3). И потому гимн любви и гимн Кресту сливаются в его благовестии в одно звучание. Крест, которым ему мир распялся и он - миру, включает в себя немощи его, и когда говорит апостол, я немощен, тогда силЈн, ибо сила Христова в немощи совершается, и любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым.

На кресте умирает ПЈтр, а апостол Павел принимает смерть от усекновения мечом, но каждый человек, даже если к нему смерть приходит дома, умирает на кресте, если умирает с Господом. Ключи Царства даЈт Господь Петру - власть открывать дверь в жизнь. Но эта власть, как говорит блаженный Августин, принадлежит не одному Петру и не одному Павлу, а всем апостолам, всем пастырям, всей Церкви, потому что только Христос отворит, и никто не может затворить. Имя его - ПЈтр, что значит "камень". Он первый узнал, Кто есть Христос, и потому он - первый камень в здании Церкви. Но только Христос - "камень, который отвергли строители, и который был во главе угла" (Мф 21,42). И врата адовы не одолеют Церковь, как они не могли удержать Христа. Через века звучит ко всем христианам обращЈнный голос Христов: "Вы свет мира" (Мф 5,14). Он, Который Сам говорит о Себе: "Я - свет миру" (Мф 8,12). И мы, несмотря на наши немощи и маловерие, призваны быть этим светом. Миллионы и миллиарды людей привели ко Господу святые первоверховные апостолы ПЈтр и Павел своими Посланиями, потому что это - слово крестное, и это слово любви. Каждый из нас, кто бы он ни был, должен быть причастником Тайнам Христовым, Кресту и любви. И только в той мере и степени, в какой мы этим тайнам причастны, спасаемся мы сами и можем других привести ко Господу.

http://www.russdom.ru/2005/200506i/20050617.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Род лукавый и прелюбодейный
Среда (Мф, 48 зач, 12, 38—45)
09.07.2025
Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Рождества Предтечи
07.07.2025
Можно ли исцелять?
Понедельник (Мф, 45 зач., 12, 9—13)
07.07.2025
Вера — это совсем другое, чем верование
Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
06.07.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Церемониал не исключает оккультного отношения
Новый комментарий от Константин В.
09.07.2025 18:19
Кто же Прилепин?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.07.2025 17:29
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Туляк
09.07.2025 16:37
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Бузина Олесь
09.07.2025 16:07
Газеты вымирают как мамонты
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:26
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:22
Квазирелигия против религии Бога
Новый комментарий от учитель
09.07.2025 15:20