Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Евангелие от науки

Сергей  Петухов, Коммерсант-власть

27.06.2005

Недавно научный мир чуть было не потрясла сенсация - израильский гематолог Беньямин Бреннер установил, от чего умер Иисус Христос: от тромбоза. Однако доктор Бреннер далеко не первый, кто берется с научных позиций ответить на, казалось бы, странный вопрос: чем все-таки страдал Христос, находясь на кресте? И далеко не последний.

Новая научная версия смерти Христа на кресте опубликована в международном медицинском The Journal of Thrombosis & Haemostasis, в разделе "Письма редактору", где, собственно, и публикуются в солидных изданиях научные гипотезы. Автор письма доктор Беньяамин Бреннер из медицинского центра Рамбам в Хайфе рассмотрел Иисуса Христа как пациента и, по сути, составил задним числом его историю болезни с посмертным эпикризом. По заключению врача, к моменту смерти организм больного был обезвожен (последний раз он пил жидкость за 20 часов до смерти, во время Тайной вечери). Многочисленные травмы спины, ягодиц и задней поверхности ног с нарушениями кожного покрова и мышечной ткани (в результате бичевания) вызвали обильное кровотечение. Все это должно было стимулировать выделение в кровь протромбина (вещества, способствующего свертыванию крови в ранах) до уровня, который был опасен для пациента.
Такое сочетание факторов (обезвоживание организма и высокая концентрация в крови протромбина из-за многочисленных ран), по наблюдениям Беньямина Бреннера, часто приводило к внезапной, и на первый взгляд необъяснимой, смерти больных - из-за тромбоза легочной артерии. Благодаря многолетним исследованиям доктора Бреннера лишь в последнее десятилетие стал известен механизм этого явления: повышенное содержание в крови протромбина вызывает коагуляцию крови в сосудах, и сгустки крови, попадая с ее током в легочную артерию, закупоривают просвет сосуда и вызывают смерть от остановки сердца. Ситуация с Христом усугублялась наследственной повышенной свертываемостью крови. Для израильтян из Галилеи, пишет врач, характерна мутация гена под названием V Leyden, отвечающего за этот признак.

Гипотеза Бреннера противоречит общепринятой сегодня в научных кругах теории смерти Иисуса Христа на кресте от прогрессирующего удушья и вызванной им сердечной аритмии. Эта теория была опубликована 20 лет назад в The Journal of the American Medical Association (JAMA, 1986, т. 255, #11). Исследование, проделанное специалистами одной из самых известных в мире клиник - клиники Mayo в Рочестере, штат Миннесота,- было признано церковью каноническим, так как полностью объясняло описание внезапной смерти Христа на кресте, сделанное свидетелем казни апостолом Иоанном.
После того как Иисус вскрикнул и уронил голову, римский легионер, желая удостовериться в смерти осужденного, проколол ему копьем правое подреберье в направлении сердца (стандартный смертельный удар, которому обучали новобранцев в римской армии). Из раны хлынула не только кровь, но и "вода", что удивленно отметил Иоанн. Это была плевральная и перикардиальная жидкость, которая скапливается в легких и околосердечной сумке в случае смерти человека от длительного недостатка кислорода и внезапной остановки сердца.
Таким образом, свидетельство Иоанна о вытекшей из раны "воде" противоречит теории доктора Бреннера, которая стала известна широкой публике лишь благодаря редактору The Journal of Thrombosis & Haemostasis, не поленившемуся сообщить информагентствам о предстоящей в его журнале громкой публикации. В данном случае сенсационность сослужила плохую службу Бреннеру, заставив публику поинтересоваться предыдущими гипотезами и усомниться в его научной добросовестности.

Впрочем, обычно рутинная исследовательская работа специалистов по "христоведению" (так можно назвать изучение Евангелия с естественно-научных позиций, которое существует наряду с традиционной богословской христологией) не привлекает внимания общественности, как и любые фундаментальные исследования. Да и само христоведение не столь широко известно, как традиционные естественно-научные дисциплины. Дело в том, что она лежит на стыке наук, и ее методология гораздо шире, чем у любых других пограничных дисциплин типа физической химии или молекулярной биологии, которые давно оформили свою самостоятельность в виде профильных НИИ и научных советов по присуждению ученых степеней и званий в этих областях знания. При этом христоведение гораздо старше многих из них.
Первые научные работы по исследованию материальных свидетельств жизни и смерти Иисуса Христа датируются 1870-ми, то есть совпадают по времени с началом научно-технического прогресса в Викторианскую эпоху. Как ни странно это покажется сейчас, деятельное участие в научных исследованиях принимали католические и протестантские иерархи. К 1930-м картина событий, описанных в Евангелиях, в целом была подтверждена научными методами, и ученые перешли к деталям.
Перед второй мировой публика обсуждала эксперименты француза Пьера Барбета, который опытным путем установил, что гвозди не могли быть вбиты в ладони Христа. Доктор Барбет прибил гвоздем ампутированную руку и подвесил к ней груз весом 40 кг. Через 5 минут рука оборвалась. Разумеется, прибитый за две руки Иисус мог весить меньше 80 кг. Но математическая формула, выведенная Барбетом (сила тяжести умноженная на 2 и на косинус угла 65 градусов - под таким углом находились руки к перекладине креста), доказывала, что тянущее вниз усилие было гораздо больше 80 кг, и человек среднего телосложения не мог удержаться, даже если он вдобавок был прибит ступнями к вертикальному столбу креста. Пьер Барбет выдвинул теорию о том, что Иисус был прибит за запястья (гвозди прошли между локтевой и лучевой костями предплечья). Теория вызвала дискуссию в рядах верующих, так как не соответствовала хорошо известному явлению стигматов (у некоторых верующих самопроизвольно открывались раны на тыльной стороне кисти руки, а не на запястьях).
Прошло 60 лет, прежде чем главный судебный криминалист округа Рокланд, штат Нью-Йорк, Фредерик Зугайб сумел опровергнуть эксперименты доктора Барбета. Доктор Зугайб обратил внимание на то, что руки пациентам просто так не ампутируют, и, вероятно, рука, использованная французским коллегой, была поражена некрозом, а значит, ее ткани были не так прочны, как здоровые ткани человека. Проведя целую серию экспериментов на добровольцах и трупах, доктор Зугайб сделал выдающийся вклад в христоведение, во-первых, точно определив место на ладони руки человека, куда Иисусу Христу были вбиты гвозди, и во-вторых, раз и навсегда опровергнув посмертный диагноз Христа, который дали в рочестерской клинике Mayo.
С помощью сложной системы датчиков доктор Зугайб измерил тянущее усилие распятого на кресте тела человека. Затем, наложив эти данные на анатомическое строение кисти руки, он указал точное место, куда был вбит гвоздь. Соединив мизинец с большим пальцем, вы увидите кожную складку, берущую начало от запястья. В середину этой складки и был вбит гвоздь Христу.
Что касается второго фундаментального открытия Зугайба, то до его экспериментов считалось, что распятый человек постепенно задыхается от недостаточной вентиляции легких, так как в подвешенном состоянии не в силах опускать грудную клетку и выдыхать насыщенный углекислым газом воздух из легких. Доктор Зугайб совершенно справедливо указал, что эксперименты, проведенные в доказательство этого тезиса в нацистском концлагере Дахау, были некорректными. Узников там подвешивали к потолку за руки, и они действительно задыхались. Добровольцы, повешенные в экспериментах доктора Зугайба с руками, разведенными под углом 60-70 градусов к горизонту, никаких осложнений с вдохом и выдохом не испытывали, даже когда их ноги не были зафиксированы на вертикальном столбе креста, а висели свободно.
Специалисты из клиники Mayo не удосужились проверить свои теоретические построения простым экспериментом и поставили себя в такое же неловкое положение, в какое попал сейчас доктор Бреннер, намеренно закрывший глаза на свидетельство Иоанна об истекшей из раны Христа "воде". То есть фактически точный посмертный диагноз Иисуса неизвестен до сих пор.

К сожалению, широкая общественность судит о христоведении в основном по скандалам. Вероятно, многим еще памятна громкая история с Туринской плащаницей. В 1988 году Ватикан наконец дал согласие на радиоуглеродный анализ нескольких маленьких лоскутков плащаницы в лабораториях Аризоны, Оксфорда и Цюриха. Результаты экспертизы опубликовал самый престижный в мире научный еженедельник Nature: полотно изготовлено в XIII-XIV веке. Потом на страницах того же журнала последовала дискуссия о том, в результате чего проявилось на льняном полотне изображение человеческого тела (как заявили ученые, в результате обезвоживания целлюлозы в местах контакта с теплым телом еще живого человека). Но всем христоведам было понятно, что здесь можно говорить в лучшем случае о фанатике, повторившем в XIII веке подвиг Христа.
А на прошлой неделе французский журнал Science et Vie ("Наука и жизнь") опубликовал версию о банальной подделке отпечатка на Туринской плащанице. Он был якобы нарисован на ткани разведенной в желатине ржавчиной (обычной для эпохи Возрождения краской художников) и затем проглажен утюгом. Впрочем, доказать эту версию пока не представляется возможным - церковь отказывается дать ученым те куски плащаницы, на которых, собственно, проступает лик Христа.
Точно так же превратное впечатление о науке христоведении создается благодаря грубым фальсификациям типа найденной в Палестине лодки апостола Петра, мощей прокукарекавшего ему петуха, урны с прахом "брата Иисуса" ("Власть" писала о ней в #45 за 2002 год), гвоздей с креста (их накопилось общим числом 1235 штук) и фрагментов самого креста (по подсчетам ученых, только во Франции частей креста хватало на постройку трех кораблей типа римских галер), сразу двух столов, за которым собрались Христос с апостолами на Тайную вечерю, и многого другого, включая мощи осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. К разряду шарлатанства относятся и ернические эксперименты, имитирующие хождение по водам в обуви с полиэтиленовым мешком с воздухом, или вычисления по глубине следа сандалии Иисуса Христа (на скале в Галилее) ускорения его тела при вознесении на небеса.
Впрочем, хорошо известно, что научное шарлатанство само по себе не существует, оно - признак любой настоящей науки, будь то физика, химия, биология или любая другая. И это лишнее подтверждение тому, что христоведение давно и прочно вошло в ряд фундаментальных научных дисциплин.


Тромбоз благоприятный
В истории есть немало выдающихся личностей, погибших насильственной смертью. Если бы медики взялись за уточнение их посмертного диагноза, мир наверняка узнал бы о новых жертвах тромбоза. Но специалисты по гематологии и другим областям медицины несправедливо обошли их своим вниманием. Вот девять примеров из российской истории. Симптомы налицо.

Князь Андрей Боголюбский был зарублен заговорщиками в 1174 году. Согласно его житию, он получил множество ран, истекал кровью, но еще долго увещевал убийц.

Царевич Дмитрий погиб в 1591 году в Угличе при невыясненных обстоятельствах. По одной из версий, он заигрался перочинным ножиком и в припадке падучей зарезался.

19 ноября 1581 года Иван Грозный в припадке ярости убил сына Ивана. Как говорится в одной из летописей, царь "отторг его от ветви жизни посохом своим".

Петр III погиб во время игры в карты с Алексеем Орловым. Историки говорят, что граф его задушил, сам Орлов писал Екатерине II, что царь умер совершенно неожиданно.

Бунтовщик Емельян Пугачев, выдававший себя за Петра III, был четвертован на Красной площади в январе 1775 года при обильном стечении народа и крови.

Сын Петра III император Павел I был убит заговорщиками. Сначала его душили шарфом, а потом для верности ударили табакеркой по голове.

После того как Александр Пушкин получил смертельную рану на дуэли с Дантесом, он прожил 46 часов, потеряв при этом много крови.

Григория Распутина убийцы травили, били, топили и пытались застрелить, так что установить истинную причину его смерти по силам только опытным врачам.

20 августа 1940 года агент ОГПУ Рамон Меркадер нанес смертельную рану ледорубом Льву Троцкому. Троцкий умер только на следующий день.

http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?page_id=20052549-17.htm&show=print



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме