Священник Владимир Кучумов, настоятель православного храма свят. Николая в Бари: "Мы вместе с католиками в Бари выстроили идеальную модель сосуществования двух Церквей на одной территории"

Интервью при открытии выставки "Сокровища базилики свт. Николая в Бари" в Государственном историческом музее

- Отец Владимир, Вы давно служите в Бари?

- Я в Бари с 1999 г., уже почти 6 лет. Служу в храме Святителя Николая Чудотворца - это подворье Русской Православной Церкви. Мы служим наверху, а нижний храм занимает Русская Православная Церковь Заграницей.

-- Ваш храм далеко от базилики, в которой хранятся мощи Святителя Николая?

- Примерно в трех километрах, я иду туда полчаса.

- Сегодня на открытии выставки в Государственном историческом музее "Сокровища Базилики свт.Николая в Бари" и монахи-доминиканцы - хранители Базилики, и архиепископ Какуччи - Папский представитель в Бари не раз упоминали о Вас с большим теплом, по-дружески. Как складываются отношения с католиками в Бари у Вас и Ваших прихожан?

- Действительно, я тоже заметил - говоря о базилике, они старались сказать и о нас. Отношения сложились очень теплые и доброжелательные. Мы вместе трудимся, решаем некоторые общие проблемы, всегда можем договориться, часто сидим за одним столом. Мощи святителя Николая мироточат, и когда хранители базилики разливают миро, они никогда не забывают нас - отливают половину. Я в Бари понял очень важную вещь: получается, что мы вместе с католиками выстраиваем идеальную модель сосуществования двух Церквей на одной территории, Церквей неравнозначных в том смысле, что одна из них находится в гостях у другой, у Церкви большинства, как мы в Италии. Получается чудесная форма общения, взаимопомощи: им это позволяет поддерживать их веру через интерес к нашим духовным реалиям, а они нам помогают вписаться в их общество. Эта модель могла бы применяться и у нас в России, где католики являются Церковью меньшинства. Пожалуй, из практических дел в Бари - это самое важное.

- А можно говорить о православной миссии в Бари?

- Конечно, но только о миссии среди "своих" - приезжающих в Бари из России. Понимаете, многие приезжают к мощам св.Николая, очень мало зная о православии вообще. Здесь, в России, им как-то некогда, не до того, много забот... А туда же они едут специально, выделяют время, проявляют интерес, приходят в наш храм - и вот тут есть возможность глубже вникнуть в православное богослужение. Мы стараемся, чтобы хотя бы некоторые из них уехали из Бари воцерковленными.

- Много паломников приезжает из России?

- За последние два года - особенно много. И число постоянных прихожан увеличилось. На праздник перенесения мощей свт.Николая наш храм полон, стоят даже на улице. Если судить по его вместимости - это больше двух тысяч.

- С чем связан рост числа паломников?

- Теперь мы имеем возможность постоянно служить на мощах святителя - каждый день мы служим молебен с акафистом, а по четвергам - непременно литургию. Бывает, что литургию служим и в другие дни, и у паломников есть возможность причаститься у мощей св.Николая. Думаю, что это увеличивает их число.

- Как хранители базилики - монахи-доминиканцы - относятся к приезжающим из России?

- Надо видеть, с какой терпимостью они относятся к нашим паломникам, даже... случайным! Хранители всегда отходят в сторону, чтобы дать русским людям приложиться к мощам, даже если наши приезжают в праздник св.Николая по григорианскому календарю. Они ждут, когда мы отслужим молебен. Все больше и больше они говорят, что вы, русские, наверное, больше любите святителя Николая, чем итальянцы, - и это без всякой зависти, очень доброжелательно. Мы замечаем необыкновенно благоговейное их отношение к святыням: с каким великим благоговением он раздают кусочки ткани, пропитанные миром, в которую были завернуты мощи. А само миро католики считают не менее священной реликвией, чем мощи. У российских паломников это как-то по-другому: стремятся увезти с собой целые бутылки, как такой религиозный сувенир.

Наши часто приезжают с предубеждением против католиков вообще, но, видя такой радушный прием, они меняют свое мнение. Там, у мощей святителя Николая, можно научиться терпимости - такому христианскому качеству, без которого любовь не будет полной. И вот там наши этому учатся, а вернувшись домой, обнаруживают, что католики устраивают свои выставки в центре Москвы, как сегодня в ГИМе - и здесь уже нет места для какой бы то ни было агрессии. Но и в Италии есть, конечно, католики, которые тоже с предубеждением относятся к православным, потому что очень мало о нас знают. Очень бы хотелось, чтобы их мнение изменилось

- А бывает, что к вам приходят католики, желающие перейти в православие?

- Да, такие случаи были: привлекает красота православного богослужения, пение... Я всегда внимательно беседую с такими людьми, расспрашиваю, что их не устраивает в их родной Церкви. Как правило, оказывается, что человек не разобрался в своей религиозной традиции, неглубоко в нее вник, ищет в православии чего-то лучшего. Но наше-то богослужение в каком-то смысле еще сложнее! О каком переходе может идти речь!

За эти годы в Бари я через себя понял тривиальную в общем-то вещь: у христианских Церквей общие проблемы и общие враги, и нам никак нельзя вести себя неуважительно друг к другу.

Беседовала Юлия Зайцева

22 июня 2005 г.

http://www.blagovest-media.ru/index.php?ss=2&s=5&id=260
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий