itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

По пророчеству игуменьи

Выйдет ли из воды на берег потопленный монастырь? Участники Леушинского стояния в это верят...

0
145
Время на чтение 9 минут
Сразу за Череповцом, если ехать на восток Вологодской области, открывается вид на море. Как оно образовалось и сколько городов, сел, монастырей и храмов потопило, мы уже рассказывали ("После потопа", в N 410), но вот своими глазами видим первый раз. На 40-м километре дороги вдоль побережья встречается Мякса - самое близкое селение к знаменитому Леушинскому Иоанно-Предтеченскому монастырю - великой женской лавре, в которой к началу ХХ века насчитывалось около 700 сестер. Сейчас этот монастырь находится на дне рукотворного Рыбинского моря. На въезде в Мяксу, завидев на мысу высокий крест, останавливаем машину и идем к воде. Волны шипуче шуршат, разбиваясь о "берег плача", как теперь называют это место, а мы вглядываемся в горизонт - не покажется ли из-под воды островок с остатками монастырских развалин? Он в шести с половиной километрах от берега (см. карту) и, говорят, во время "малой воды" хорошо виден.

Об истории затопления этой обители мне много лет назад рассказывала сокурсница, которая сама родом из Мяксы. С ее слов запомнилось такое "чудо": раньше бывало, что из воды то высунутся храмы, то снова утонут. Управляли этим чудом на гидроэлектростанции: поднимут задвижку - покажется верхушка колокольни, опустят - исчезнет. В иные месяцы вода так опускалась, что по Леушино можно было пешком ходить. Дядя сокурсницы, рыбак, часто туда плавал, присматривал за кладбищем. Покойники ведь из могил всплывали, и приходилось их снова в землю закапывать... Теперь уже ничто со дна не показывается. Если не считать вот этого креста. Он появился здесь, на мысу, удивительным образом. В 1999 году сюда на берег из Петербурга приехал помолиться о.Геннадий Беловолов с четырьмя своими прихожанами, и во время их молитвы из воды всплыло мореное дерево - из тех могучих леушинских лесов, срубленных перед затоплением. Из него и сделали леушинский крест. И уже пять лет у этого креста в начале июля - перед днем памяти св.Иоанна Предтечи, главным престольным праздником затопленной обители, - совершается молитвенное стояние.

Помолились и мы. Недвижно плывет по горизонту корабль-сухогруз, море убаюкивающе дышит, солнышко пригревает - так бы и сидели здесь на камешке...

На улицах Мяксы пустынно - ленивое утро выходного дня. В центре села около здания почты стоит свежий сруб, почти законченный православный храм, - строителей, естественно, не видно. Подошедший к нам старик поясняет, что работы ведутся ни шатко ни валко. Строительная бригада одновременно возводит несколько объектов и здесь появляется, лишь когда местная община наскребет денег. Кончаются деньги - и снова затишье. Попытался я расспросить старика, что он знает о Леушинском монастыре, тот ответил: "Вон там, на перекрестке, стоит большой двухэтажный дом, обшитый дранкой. Знаю, что его перед затоплением перевезли сюда с Леушинского острова, в нем прежде монахини жили. А больше мне ничего неведомо, я не местный".

Разузнав адрес, идем к председателю общины Елене Григорьевне Борисенко. "Их нет дома, - доносится из-за соседнего забора, - а вы по какому делу?" Заглядываем туда: женщина с мужем убирает палисадник от зимнего мусора. Вытирая руки о ветошь, она подходит и представляется по полному чину: Галина Борисовна Тихова, заместитель председателя приходского совета при строящемся храме в честь иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", именуемой "Спасительница России".

- Приход у нас организовался пять лет назад, а храм четыре года строим, с большими трудностями, - объясняет она. - Из Петербурга приезжают к нам паломники с батюшкой Геннадием Беловоловым, молебны проводят, и как-то удивительно после совместных молитв средства и помощники находятся, работы продолжаются. Так вот и живем.

- Прежде в Мяксе большой был храм?

- Их два рядышком стояло - Рождества Христова и Преображения Господня. Преображенский почти до основания разрушен, только коробка осталась центральной части, в его ограде мы новый и возводим. А Рождественский сохранился, только перестроен - в нем сейчас почта. Мы обращались, чтобы нам вернули здание, но пока вопрос не решен. Если вернут, то здесь снова целый храмовый комплекс возникнет, надеемся еще и Преображенский восстановить.

- Наверное, здесь до революции располагалось подворье Леушинского монастыря? Все-таки два храма на одно село...

- Говорят, что Спас-Мякса - это и наследница, и предтеча Леушинского монастыря. Будто бы в древности здесь уже существовал "Преображенский монастырь на Мяксе". Наш прихожанин Леша Замков пытается это выяснить. Он духовное училище закончил, сейчас в академии учится, и вот на каникулах объехал всю округу на велосипеде, разговаривал со старожилами, потом работал в архивных фондах Вологды, Ярославля. Много чего узнал, но про Мяксу пока что никаких сведений.

Увидев, что разговор наш затягивается, муж Елены Григорьевны оставил грабли и ушел в сарай, начал что-то пилить. Видно, работящий.

- Ваш муж тоже верующий?

- Он с детства крещенный, хотя в храме не бывал. Года четыре назад ездили в Череповец к о.Владимиру, он первый раз причастился, но службу еле выстоял. А потом я дома к урокам в воскресной школе готовилась, вслух читала, ему стало интересно. Сейчас он в приходском совете. А летом будет помогать мне с детишками управляться, спортивные состязания устраивать. Сама я завуч Мяксинской общеобразовательной школы и одновременно веду воскресную школу. На каникулах на базе общеобразовательной школы мы организуем детский лагерь, и один из отрядов будет православным. Для него предусмотрена не только оздоровительная, но и духовно-просветительская программа. Совершим походы к Николе Чудотворцу и Ксении Петербуржской в село Сизьму, к святому источнику в Ершово и так далее.

- Это ваши местные святыни?

- Да, все рядом. Сизьма - от Шексны 27 километров, а от нас два часа ехать. Это самое удивительное место, в каком я бывала. Там храм Николая Чудотворца, и каждая икона - в рушнике. Такая теплота, такая любовь разлита в этой церкви! Четыре года назад там появилась еще часовня св.Ксении Петербуржской. История интересная. Одна женщина собрала деньги и хотела построить эту часовню в Ярославле. Но за несколько часов до начала строительства ночью украли весь кирпич, который она привезла на площадку. И было ей видение - не строй здесь, поезжай вот туда-то, в Сизьму. Она приехала, обратилась к местному жителю Владимиру, председателю приходского совета, и все получилось как бы само собой - вновь деньги появились, часовня чуть ли не сама собой построилась. Заходишь туда, как в сад благоухающий, слезы сами начинают течь, и плачется так хорошо, так легко... Рядом с часовней есть еще источник Георгия Победоносца, с такой живительной водой! Священник туда редко наезжает, но храм, как я уже сказала, в идеальном порядке. Рассказывают, святитель Николай много чудес там сотворил: во сне людям являлся, всячески помогал спасти храм от разрушения. Мы там были уже несколько раз - сначала учеников, потом учителей общеобразовательной школы туда свозили. Те вернулись окрыленные и теперь по-другому относятся к нашей воскресной школе, терпимее стали.

- Много учеников в воскресной школе?

- 30 детей и 22 взрослых. Один мужчина, Владимир Константинович Курицев, прораб нашей стройки, на занятия специально из Череповца приезжает, он там постоянно живет. А есть и 80-летняя ученица - моя мама. Второй год посещает, и получается, что дочка учит свою маму. В одном писании так и говорилось: наступит время, когда родители будут обучаться детьми своими. И вот раньше она мне говорила: "Галя, я ни в чем не грешна, я в жизни плохого не делала". А теперь говорит про жизнь как цепь грехов, кается и причащается, смерти уже не боится. Конечно, не только я веду занятия - часто к нам о.Владимир Беляев из череповецкого Рождественского храма приезжает. Он и настоятель наш, и директор воскресной школы.

- А вы сами давно к вере пришли?

- Десять лет назад, когда мне было 40. У меня сильно заболел второй сын, Валера, и мы вместе крестились в церкви. А шесть лет назад он погиб вот на этой дороге, на мотоцикле ночью ехал и разбился. И я дала обет, что все силы отдам, чтобы у нас появился храм. Поэтому и воскресную школу веду на общественных началах. Уверена, те дети, которые обретут хоть толику православной веры, не пропадут в нынешнем мире - не сопьются, не изолгутся, найдут себе хорошую работу и создадут крепкую семью. Без веры я не представляю, как сейчас можно выстоять.

- У вас еще сын остался?

- Ваня, ему 28 лет, в Вытегре живет, ребенок у него. К вере повернуть не удается - я с ним и мысленно разговариваю, и когда приезжает. Надеюсь, вместе со своим сыном примет святое крещение. Молюсь постоянно. Я знаю, что Господь тихо у двери стоит и ждет нас, когда подойдем и постучим. Поэтому у нас, православных, нет такой нахрапистости, чтобы за руку в храм тащить, литературу под нос совать. Меня не раз спрашивали: "Вы воскресную школу ведете только для тех, чьи родители желают, а почему бы вам не поагитировать?" Но какой из этого толк? Если в семье нет заинтересованности, то хождения детей на православные занятия ничего не дадут. Школа и семья должны дополнять друг друга. Кстати, многие дети, которых к нам пустили, потом и родителей своих приобщают к вере, у меня много примеров. Так и должно быть.

- В Мяксе много народу живет?

- Тысяча двести человек. Очень много приезжих, например, я сама уралка, из Перми. А есть и коренные, в том числе переселенные с затопленного острова Леушино. Батюшка Геннадий Беловолов успел записать их воспоминания. Некоторые помнили и монахинь, которые после затопления жили в Спас-Мяксе и рядом по деревням Ершово и Максаково. Получилось это благодаря мудрости матушки Агнии, преемницы игуменьи Таисии. Она заранее на "материке" купила дома, куда переехали многие монахини. Они жили там вплоть до 60-х годов и, конечно, молились совместно.

Леушинское сто-
яние на "берегу плача" стало уже традицией. Кто в нем участвует?

- В прошлом году у нас в тетрадочке отметилось 700 человек, адреса указаны самые разные, даже из Иерусалима, из Дании. Приезжают и просто миряне, и монахини из разных монастырей, из Гориц, например.

Длится стояние два дня. Первый день обычно проходит в нашем доме культуры: батюшки выступают с рассказами о Леушино и с духовными беседами, певцы поют духовные песнопения. У меня есть запись прошлогодней встречи, наш директор школы Виктор Леонидович, который помогает нам во всем, снимал на видеокамеру. На днях смотрела пленку и плакала. Один мирянин привез из Иерусалима огонь от Гроба Господня, и, когда передавал нам, такая благодать ощущалась... В прошлом году хотел к стоянию присоединиться писатель Василий Белов, мы его ждали, но по здоровью он не смог.

- А сей год сколько людей ожидается?

- Нынче 6-7 июля стояние будет проводиться в седьмой раз. Наверное, приедет больше людей, чем обычно, особенно из Череповца. Мой брат там в институте философию преподает, говорит, очень много преподавателей, студентов и поэтов, с которыми он дружит, собираются. Поедут целыми семьями. Места на мысу много, всем хватит.

- А что собой представляет "стояние", это чтение акафиста?

- Это, во-первых, литургия. Нынче она будет уже в нашем строящемся храме, к этому времени потолок будет сделан. Совершать литургию обещал сам владыка Максимилиан. Затем крестным ходом с иконой Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" пойдем на мыс к Поклонному кресту. Перед ним будут совершаться водосвятный молебен с акафистом св.Иоанну Предтече и всенощное бдение на престольный праздник Леушинского монастыря. В прошлом году молитвенно стояли с восьми вечера до трех часов ночи - батюшки по очереди акафисты читали. Народ стоял со своими богородичными иконочками. Игуменья Таисия мечтала, чтобы у нее в Леушино собрались все чтимые иконы Богоматери, и вот теперь это совершается. Еще по традиции ко кресту вместе с иконами приносят обгоревшие свечи. Это в воспоминание видения матушки, когда она преподнесла Небесной Царице новую свечу, но Пречистая взяла у нее другую - обгоревшую. Одновременно с акафистом у креста приезжие исповедаются, потом совершается елеопомазание. Рассказать об этом невозможно - надо самому побывать, чтобы ощутить... Приезжайте.

- А как местный люд принимает все это?

- Сложно сказать... Лучше приведу пример. Когда мы с ребятами ездили в паломничество в Ферапонтово, то я ужасалась: здесь пьяный, там пьяный, на каждом шагу. Сказала об этом батюшке, он ответил: "В заброшенных людьми святых местах духовная брань всегда идет сильнее, добро и зло здесь сталкиваются в ожесточенных формах". И у нас точно так же: есть люди, которые понимают всем сердцем, помогают, а есть, которые отвергают и просто готовы уничтожить то, что мы строим.

- Вы верите, что Леушинский монастырь возродится? Вот вы со своим приходом строите храм в честь Леушинской иконы - может, из него и вырастет обитель?

- Насчет монастыря не знаю. Но игуменье Таисии и вправду было видение, что Леушинский монастырь выйдет из воды на берег. А Мякса как раз на берегу - напротив потопленной обители.

Матушка Таисия, конечно, и представить не могла, что на месте ее обители появится море. Но за несколько лет до революции она в свой дневник записала: "Видится мне следующий сон... Огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут - луг, сенокос... И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею. Вдруг сверху, как бы с неба, упал прямо мне в руку (правую) настоятельский посох... С помощью этого посоха я шла далее водой, и, наконец, вода стала мелеть, скоро показался луг зеленый, невдалеке белокаменная ограда, в которой виднелись храмы и корпуса, то есть монастырь. Из храма выходил крестный ход... И крестный ход вместе со мной направился обратно к храму. Этим сновидение кончилось".

Многие это видение толкуют так, что водохранилище осушат и леушинский остров поднимется наверх. Но не дай Бог - ведь на месте Рыбинского моря появится гигантское болото, никто не согласится там жить. А я так думаю, что видение относится к нашему строящемуся храму - он духовная частица Таисиной обители и называться будет в честь Леушинской иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Будет храм, будет молитва к Царице Небесной - и невозможное станет возможным. В это я верю.

Беседовал М.Выгин

http://www.vera.mrezha.ru/492/6.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

М. Выгин
Поцелуй Иуды
Рукопись из шляпы
11.05.2006
Человек-поле
Сказка про квантовую механику
21.03.2005
Ребро Адама
В Госдуме собираются разрешить клонирование двухнедельных эмбрионов человека
23.12.2004
Запечатленный глас
2 ноября - день памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна
29.11.2004
Все статьи М. Выгин
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25