Сила Господня, в битвах Великой войны явленная

0
145
Время на чтение 12 минут
Среди многочисленных примеров русского геройства во время Великой войны (так современники именовали Первую Мировую) была масса свидетельств самых трогательных форм проявления воинского благочестия. В их числе было много событий многозначительных, полных духовной красоты. Были и случаи явной помощи Божией русским воинам. О некоторых из них наш рассказ. Сведения почерпнуты составителем из периодических изданий, выходивших в разное время в России и за ее пределами.

Но прежде чем начать повествование, необходимо подчеркнуть, что любая война имеет свои духовные основания в предшествующей истории вовлеченных в нее народов. И зачастую особым мистическим образом связана с жизнью святых угодников Божьих, особо почитаемых в народе. Так было и с Первой Мировой войной.

Вспомним в связи с этим, прежде всего, Святого Серафима Саровского. Он, как известно, "почитался Небесным покровителем и заступником русского воинства, так же, как и великие святые прошлого"(1). В 1904 г. Государь напутствовал вновь сформированный 1-й Восточно-Сибирский стрелковый полк иконой Преподобного Серафима, которая сопровождала полк в походе.(2) Участники войны на Дальнем Востоке (1904-1905 гг.) жертвовали в храмы иконы Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Сергия Радонежского, Благоверного Князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца(3). Из Маньчжурии средства на устройство ризы к образу Преподобного Серафима прислал поручик 34-го пехотного Севского полка Б.И.Сулковский: Святой своим предстательством Богу четырнадцать раз спасал его в боях с японцами (4).

19 июля 1914 г., в день рождения Преподобного Серафима Саровского, началась Первая Мировая война. Во время пребывания в Царском Селе Царь часто молился в Пещерном храме Преподобного Серафима Саровского. В годовщину объявления войны Германией, 19 июля 1915 г., после Литургии был совершен Крестный ход и молебен Преподобному Серафиму перед главным входом в Феодоровский собор. "Молились все особенно горячо!" - записал в дневнике Царь. В воскресенье 9 августа 1915 г. Царь записал: "Поехал к обедне в Пещерную церковь и причастился Святых Тайн. Такое Великое утешение в эти тяжелые дни!" От имени Императрицы Александры Феодоровны офицерам и солдатам раздавались памятные книжки с молитвами и месяцесловами. В солдатской книжке был помещен образ Преподобного Серафима из Пещерного храма Царского Села, в офицерской - икона Преподобного в июльском месяцеслове.

В Курске - городе, где родился Преподобный, - во время войны перед образом Преподобного Серафима соборно совершались молебствия, в нижней церкви кафедрального Сергиево-Казанского собора Курска молились перед образом Святого с частицей его мощей (они были переданы в январе 1912 г. епископом Тамбовским), в 1915 г. здесь была Великая Княгиня Елизавета Феодоровна(5). Настоятельница Курского женского монастыря благословила призванного на войну монастырского плотника Е.Сергеева финифтяным образом с частицей мощей Преподобного. За три дня до ранения он увидел во сне Святого Серафима, который ему сказал: "Только икона спасла тебя"(6). В сражения Первой Мировой войны пал Князь Царской Крови Олег Константинович. В его имении в Можайском уезде, над могилой, в 1915 г. был заложен храм во имя Преподобного Серафима, Святых Князей Олега Брянского и Игоря Черниговского(7).

ЗНАМЕНИЕ БОГОМАТЕРИ РУССКИМ ВОИНАМ

Первое известное явление в небе Богоматери русским воинам в Великую войну 1914-1918 г.г. имело место в начале сентября 1914 года. Сначала промелькнули коротенькие сообщения в некоторых газетах, а затем пришло и сообщение от священника той воинской части, в которой произошло событие. Это сообщение во многих (но не во всех) подробностях сходно с тем, что было опубликовано 25 сентября 1914 г. в газете "Биржевые Ведомости" и воспроизведено нами в первом номере журнала "Вестник Военного и Морского Духовенства" за 2004 год. До обретения дополнительных сведений относительно явления Божией Матери русским воинам в Сувалковской губернии перед Августовским сражением в сентябре 1914 года считаем преждевременным сравнительный анализ двух опубликованных свидетельств. Посему приводим донесение от полкового священника о. И.Н.Стратоновича без изменения, в том виде, как оно было напечатано в разделе ЧАСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ Вестника Военного и Морского Духовенства за 1914 год:

"1-го сентября с.г. в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ города Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранех Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Мать рукою указывала на Запад.

Кирасиры пригласили из квартиры офицера господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около ? часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось и обоз благополучно совершал дальнейшее следование.

Священник И. Стратонович "(8).

К этому донесению можно прибавить то, что город Мариамполь, вблизи которого на небе произошло знаменательнейшее явление Богоматери с Божественным Младенцем, находится в пределах Сувалковской губернии. И там во время сентябрьских боев, также как и на соседних участках фронта, были одержаны победы над немцами в ходе сражения, получившего впоследствии название Августовского.

Явление Богородицы на этом театре военных действий наблюдал и противник. Вот что пишется в "Листке для народа" N 24 за 1914 г. со ссылкой на газету "Варшавский дневник", где опубликован рассказ одного варшавянина: "Я был на Калишском вокзале, и там меня пригласили к раненому офицеру, с которым никто по незнанию немецкого языка, не мог переговорить, а между тем немецкий офицер чего-то требовал. Я спросил офицера, что ему нужно. Он обратился ко мне с просьбой разменять 200 марок. После этого я стал разговаривать с офицером о войне. Офицер мне сказал: "Мы не предполагали, что нам придется воевать не только с людьми, но и с духами. Когда наши войска начинают брать верх, над русскими войсками появляется видение - Женщина в белом одеянии, прикрывающая русских огромным плащом, так что мы их перестаем видеть... А Женщина глядит на нас огненными глазами... Ее взора никто выдержать не может... Как же мы можем победить, если русским помогают духи""(9).

Судя по всему, немецкий офицер этот далек был от веры христианской, иначе он в иных выражениях изложил бы виденное. По роду своих занятий он был техник и взят в германскую армию из резерва. Как тут не воскликнуть - дивны дела Твои, Господи! История Церкви и Святой Руси знает многочисленные примеры неложных свидетельств о подобных знамениях свыше, начиная с видения на небе Креста Господня со священными словами "сим победиши" Императором Константином Великим.

В заключительной части нашего повествования приводится созвучное по духовному смыслу описание чудесных событий во время той же войны на русско-турецком фронте по свидетельствам турок. Воистину, славен "Господь, Который один творит чудеса великия" (Пс. 135, 4).

ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ

...Шел 1914 год. Жителя села Ерзовка Царицынского уезда Егора Сидоровича Ляпкова война занесла в далекие от родных мест края. Оставил он дома жену и детей, а сам надел шинель солдатскую. Нынешней ночью особо тяжелый бой начался. И в атаку шли, и отступали. Много наших солдат легло в сырую землю. Догнала пуля и Егора Сидоровича, почувствовал только, что земля из-под ног уходить начала, а руку как огнем обожгло...

Сколько пролежал он в чистом поле под проливным дождем - не знал. Очнулся - ночь, никого вокруг: ни своих, ни германцев. Сил на помощь звать нет - жестокая боль сковала все тело, да и кого звать? Только дождь сыплет да ветер гуляет. Ползти не мог. А силы все уходили и уходили... Понял Егор Сидорович - к концу приходит его жизнь на этом свете. Вспомнил своих, Ерзовку, вишневый сад в цвету, чистый родник в овраге. Мысли путаться начали. Но сквозь бред выплывали в памяти слова молитвы Господу... Что дальше было: чудо, видение? Но только увидел он перед собой Божию Матерь, неописуемый покой и свет исходили от Нее. В небе сияла надпись: "Покровская Божия Мать". Тут стало покидать сознание раненного солдата.

Сколько времени прошло, пока лежал Егор Сидорович в беспамятстве? Может минуты, может часы. Очнулся, понял, что дождь прекратился. Вдруг услышал будто кто-то разговаривает. Голоса то приближались, то удалялись... Свои? Хоть бы крикнуть или какой знак подать, чтоб заметили! Но не может солдат головы от земли поднять, все тело тяжестью налилось.

Голоса начали стихать. Успел понять солдат, что свои это, русские, по полю боя ходят, раненых разыскивают. Внезапно совсем близко послышались шаги и крик: "Погодите! Этот, кажись, живой!" Подняли Егора, отнесли в укрытие, в госпиталь отправили. Врач медлить не стал, решил, что раненую левую руку надо ампутировать. Сделали Егору Сидоровичу операцию - руки лишился, да жив остался. Долго потом вспоминал, как к ним в госпиталь сама Царица приезжала и с ним, Егором Сидоровичем, разговоры вела.

Вернулся он в свою родную Ерзовку. Много на своем веку трудился: Бог ему, однорукому, силы для жизни и работы давал. Односельчане и родные помнили его в работе. То одной рукой, приноровившись, дрова колол, то доски для дома заготавливал, то он в огороде, то в саду трудился. А как он траву косил одной рукой, помогая протезом! Так и жил. Бога чтил и помнил, детей да внуков поднимал. Часто молитвы обращал к Покровской Божией Матери.

Уже давно нет на свете деда Егора. Историю эту своей внучке Орловой Инессе Юрьевне поведала ее бабушка Ляпкова Дарья Максимовна, которая с большим уважением вспоминает своего свекра Егора Сидоровича из Ерзовки(10).

ВСЕНОЩНАЯ ПОД ШРАПНЕЛЬНЫМ ОГНЕМ

11-го апреля 1915 года в 2 часа пополудни полковой священник о. Сергий Лазурьевский по телефону обратился к командиру третьего батальона Переяславского полка подполковнику Степуро-Сердюкову с предложением совершить во вверенном ему батальоне на позиции всенощное бдение. Подполковник предложение принял и назначил начало всенощного бдения на 7 час. вечера. К назначенному времени о. Сергий прибыл на позицию 3-го батальона на высоте 377 м в районе местечка Ржепенин-Бискупе.

Перед пением Богородична гласа, после стихир на "Господи возввах", воздух огласился орудийным звуком и над головами молящихся со свистом пронесся снаряд; за ним другой сделал значительный недолет и во время пения "Свете Тихий" с левой стороны (северной), шагах в тридцати от построившейся в квадрат молящейся толпы, разорвалась третья шрапнель и сорвала несколько верхушек у сосен и елей. После этого священник предложил бывшему вблизи его прапорщику Верещагину распустить нижних чинов. Прапорщик приказал разойтись поротно по своим окопам и землянкам, а о. Сергий остался продолжать богослужение. За соснами осталось стоять и молиться человек 12-15. Просвистели еще несколько шрапнелей, и когда священник перед шестопсалмием благословлял молящихся, разорвалась шрапнель, ранив с правой стороны одного и с левой 7 нижних чинов. От сильного сотрясения воздуха совершитель службы о. Лазурьевский получил незначительную контузию и вынужден был в дальнейшем богослужение прекратить.

Приведенное сообщение заимствовано из рапорта священника Сергия Лазурьевского на имя о. протопресвитера от 27 апреля 1915 года за N 27. Правильность сообщения удостоверена подписями командира 11-й роты Евдокимова и командира батальона подполковника Степуро-Сердюкова. Оба показания свидетелей скреплены печатью полка за подписью командира Переяславского полка и полкового адъютанта. В публикации о всенощной под обстрелом справедливо отмечается, что "указанный факт является перед нами не как простая батальная подробность, а как драгоценный эпизод из жизни благочестиво настроенной героической души. Он громко говорит о самоотверженной ревности служителя Церкви..."(11).

ПОКРОВ БОЖИЙ НАД МОЛЯЩИМИСЯ

Генерал Соколов, командующий дивизией, сообщил телеграммой в "Вестник Военного и Морского Духовенства" о молитве священника Иоакима Лещинского под огнем неприятеля(12). Подробности этого удивительного события приводятся ниже на основании рапорта о. протопресвитеру самого о. Иоакима - полкового священника Грайворонского полка. Он пишет: "Доношу Вашему Высокопреподобию о великой милости Божией, явленной на мне недостойном и добрых молитвенниках - вождях и воинах в день 17/ V - 1915 года: в сей день 17 мая я вблизи позиции в с. Мальнов в 1,5 верстах от боя служил молебен о даровании победы российскому воинству, сказал приличествующее случаю слово, затем служил панихиду по убиенным на поле брани воинам нашим, затем, по просьбе казаков, освящал полковой образ и, освятив оный, отслужил краткий молебен. В это время реял аэроплан над церковью. Молебен был совершен на паперти, т.к. ключей от униатского храма нигде не оказалось. В конце многолетия, во время провозглашения слов: "всему Царствующему Дому", раздался сильнейший взрыв, и я, оглянувшись невольно, увидел громадное количество разбитого стекла от южной части храма, дым, осколки гранаты, удушливый газ, но я, Богу Всевышнему благодарение, ни на минуту не остановился, а, обратившись к попадавшим на землю - некоторой части - богомольцам, сказал громко: "Встаньте, не бойтесь!" и затем продолжал многолетие: "Христолюбивому победоносному всероссийскому воинству". Многие попадавшие было на землю восстали, и ни одного не оказалось ни убитым, ни раненым, лишь только один нижний чин оказался контуженным. Снаряд упал в 5 шагах от меня, но я, слава Богу, даже и испуга не получил и не тронулся с места молитвы. Было на Богослужении около 300 человек нижних чинов, среди коих были господин начальник 14 дивизии, подъесаул казачьего войска, несколько офицеров и врачей.

Этот случай - чудо милости Божией. Мы служили молебен на паперти, а снаряд ударил на крыльцо паперти и, отхлынув чудом Божьим, сразу в углу в пяти шагах разорвался. Сила взрыва гранаты была очень велика, ибо угол величественного большого храма был оторван силою взрыва гранаты, около водосточного камня образовалась глубокая яма, а камень сброшен в сторону на несколько шагов и разорван на куски. Много побитых стекол в храме. Одна пуля от гранаты ударилась даже в стену ризницы. О сем случае я составил акт... я цел и невредим, хотя часто приходится быть под шрапнельным огнем. Так, я, посещая окопы и ободряя дух солдат, 5 и 6 мая был под большим огнем шрапнельным, а, погребая убиенных воинов, был под обстрелом и тяжелой артиллерии. Но я твердо уповаю на милость Божию, невозмутимо и спокойно делаю свое дело".

При рапорте о. Иоакима приложено удостоверение свидетелей с их подписями: главного врача Грайворонского полка доктора Семенова, подъесаула Протопопова, прапорщика Безкровного, вахмистра Гаврилова и взводного Левашова. Публикация о молитве священника под огнем завершается такими словами: "Читая этот эпический рассказ о чудесном событии, как не воздать хвалы Богу, дивно спасающему верных рабов Своих, и не подивиться твердости духа человеческого, укрепляемого верой в благой и всесильный промысл Божий"!(13)

НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА

На Кавказском фронте в Первую Мировую войну происходили чудесные события, не раз случавшиеся и ранее в иных битвах русских воинов с иноземным воинством. Так например, корреспондент "Петроградского Листка" (N 153) с турецкого фронта сообщает со слов пленных турок о знаменательном факте, который подтверждается десятками показаний.

Турки после каждого разгрома нашими войсками их армий утверждают, что им не одолеть Россию. Часто имея сильно укрепленные горные позиции, они не могут удержать их, ссылаясь на то, что русские околдовали их. Им часто видится на позициях фигура таинственной Женщины с грудным Ребенком на руках, Которая мешает целиться в русские войска. По уверению пленных, фигура Женщины прозрачна, но своим видом кротости и печали на лице, Она наводит какой-то непонятный ужас на турок.

"Мы не видим прицела... Наши глаза окутываются каким-то туманом... Кто эта женщина?.." - спрашивают пленные. Необходимо отметить, что эти рассказы турок о таинственном видении начались еще после Саракамышского боя и продолжают часто повторяться в настоящее время. О чудном видении турок подтверждают не одни их солдаты, но и турецкие офицеры, взятые нами в плен. Передаю один рассказ пленного, слышанный лично мною.

"Я лежал в окопах на позиции у селения К-на. С окопов горы были видны наступающие русские войска. В яркий солнечный день происходил жаркий бой, который тянулся не одни уже сутки. Настроение турецких солдат было бодрое, так как они чувствовали за собой укрепленные позиции и неприступные подъемы гор. У нас были снаряды, и турецкое начальство не ожидало, что скоро и неожиданно отдаст свои твердыни.

Во время боя среди турецких войск распространился слух, что появилось какое-то видение таинственной Женщины с грудным Ребенком. Она ходила перед турецкими окопами, и сзади Ее оставался туманный след, который скрывал из глаз наступающие русские войска". Рассказчик не поверил рассказам своих солдат о видении. На другой день вечером сам убедился, что их рассказы имеют реальную почву. Своими глазами он увидел загадочную Фигуру и почувствовал непонятную тоску на сердце. Образ Женщины смотрел на наши окопы и как бы плыл по ним. Не знаю почему, но я почувствовал, что теряю зрение на левый глаз... Мои соседи тоже видели эту таинственную Фигуру и беспорядочно стреляли вперед без всякого прицела... Нас выбили из наших позиций, и мы сами удивляемся до сего времени, как отдали русским свои неприступные позиции. Виновата эта Женщина с Ребенком, Она нам мешала..." - окончил пленный свой рассказ.

Необходимо отметить, что в то же время русские войска не видели этой таинственной фигуры, хотя и, заинтересовавшись рассказом пленных, опрашивали об этом разные части нашего войска, участвовавшие в этих боях (Кронштадтский Пастырь. N 24-25)(14).

Автор-составитель Андрей Фарберов
1. Чугреева Н.Н. О почитании Преподобного Серафима Саровского Царственными Страстотерпцами // Преподобный Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н.Н.Чугреева. С. 160-169; все приведенные далее в статье извлечения из Епархиальных Ведомостей собраны А.Н.Казакевичем и опубликованы в указанной книге.

2. Литовские Епархиальные Ведомости. 1904. N 12. С. 102.

3. Херсонские Епархиальные Ведомости. 1907. N 9. С. 142; Черниговские Епархиальные Вести. N7. С. 137.

4. Православная Подолия. 1906. N 506. С. 12.

5. Курские Епархиальные Вести. 1912. N 27. С. 671-672; 1915. N47-48. С. 892. N 22. С. 290-291.

6. Курские Епархиальные Вести. 1916. N35-36. С. 426-427.

7. Московский Церковный Вестник. 1915. N 30-31. С. 466-468.

8. Знамение Богоматери и Ея помощь русскому христолюбивому воинству // Вестник Военного и Морского Духовенства. 1914. N 21. С. 730.

9. Небесное знамение победы // Листок для народа. Бесплатное приложение к Вестнику Виленского Православного Свято-Духова Братства. N 24. 1914. С. 3-4.

10. Орлова И.Ю. О судьбе не легкой и силе Господней // Православное Слово. Волгоград. 1997. Июль. С. 5.

11. Вестник Военного и Морского Духовенства. 1915. NN 13-14. С. 407.

12. Вестник Военного и Морского Духовенства. 1915. NN 11-12. С. 351.

13. Пр. Л. Покров Божий над молящимися // Вестник Военного и Морского Духовенства. 1915. NN 15-16. С. 474-475.

14. Небесная Заступница. Вестник Военного и Морского Духовенства. 1916. NN 11-12. С. 378-379.

http://www.pobeda.ru/molitva/vv_faberov.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Обыкновенный эстонский фашизм
Новый комментарий от С. Югов
08.05.2024 22:47
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:29
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:19
Чубайс формирует новый русофобский центр
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:13
К столетию Ю. Друниной
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 19:38