Крестовые походы снова в моде

Режиссер Ридли Скотт снял блокбастер о религиозном фанатизме

0
133
Время на чтение 4 минуты
Давным-давно Иерусалимом правил мудрый, но, увы, тяжело больной король Балдуин IV Прокаженный. Он заключил длительное перемирие с могущественным султаном Саладином. В его правление Священный город стал "Городом трех религий", где мирно сосуществовали христиане, мусульмане и иудеи и где противники такого порядка примерно наказывались. Но стоило монарху уйти в мир иной, как к власти пришли религиозные фанатики, разрушившие "гармонию" и "вспомнившие" о необходимости священной войны против мусульман...

Так можно вкратце описать содержание свежеиспеченного голливудского блокбастера "Царство Небесное" ("The Kingdom of Heaven") режиссера Ридли Скотта. "Монументальная картина о любви и чести в бурные времена крестовых походов" - это во многом современный политический манифест, созданный средствами коммерческого кинематографа. "Царство Небесное", вынесенное в заглавие фильма, следует рассматривать как своего рода аллегорию мирного сосуществования народов и религий. Увы, в Палестине, подчеркивают авторы фильма в эпилоге, религиозного мира нет и сегодня.

Как и большинство исторических блокбастеров, "Царство Небесное" не выдерживает серьезной исторической критики, да, впрочем, фильм в ней и не нуждается. Для массового зрителя Балиан Ибеллинский, Сибилла Иерусалимская, Рене де Шатийон и Ги де Лузиньян - всего лишь красивые и звучные имена, выплывающие из тьмы Средневековья. Поэтому создатели "исторических фильмов-экшн" занимаются тем, что придумывают легенды для этих персонажей, зачастую поступаясь фактами и хронологией.

Предыдущая историческая работа Ридли Скотта "Гладиатор" была красиво сделанной сказкой без явных подтекстов и посланий. Главный герой фильма мстил за убитую семью, а хеппи-энда его лишила упрямая история, которой режиссер так или иначе вынужден был повиноваться. Герой "Царства Небесного" успевает поработать кузнецом, убить священника, стать рыцарем, сделать политическую карьеру на Востоке и снова вернуться к кузнечному горну. При этом ему удается зарекомендовать себя как человека весьма прогрессивных для XII века взглядов на межрелигиозные отношения.

В сицилийском порту Мессина главный герой Балиан наблюдает за мусульманским намазом и говорит: "Они молятся так же, как мы". Для него вражда христиан и мусульман в Святой земле - фатальное наследие прошлого, война - печальная необходимость, а судить о превосходстве христианских святынь над мусульманскими или иудейскими невозможно. Более того, исторически задокументированный факт шантажа Балиана Ибеллинского, угрожавшего Саладину уничтожением Иерусалима вместе с мечетью и заложниками-мусульманами, создатели фильма превращают в крик отчаяния человека, болеющего за межрелигиозный диалог. С целесообразностью решения устранить "яблоко раздора", чтобы остановить религиозную рознь, в фильме готов согласиться и сам Саладин.

Балиан не единственный выразитель "прогрессивных" религиозных идей в картине Ридли Скотта. Капеллан Годфруа Ибеллинского воспринимает Церковь как толпу фанатиков, подчеркивает преимущества личной веры, настаивает на том, что хорошее выполнение профессионального рыцарского долга и есть знак истинной веры, а также критикует восточную политику Святого Престола. А Саладин в концовке фильма бережно поднимает с пола разоренного дворца крест - знак того, что и ему, султану, не чуждо уважение к чужим религиозным святыням.

У Ридли Скотта мусульмане и христиане времен Балдуина пусть и не друзья, но смирившиеся с присутствием друг друга соседи. В связи с этим - и здесь, вне всяких сомнений, удался замысел режиссера - сцена с выступлением крестоносного войска из Иерусалима производит впечатление роковой ошибки и абсурдности происходящего. Однако Ближний Восток конца XII века - это именно арена постоянных военных столкновений под религиозными знаменами, где перемирия зачастую заключались в ожидании подкрепления и нарушались до его (подкрепления) прихода. Создатели фильма "Царство Небесное" с укоризной выделяют из толпы паломников, направляющихся на Святую землю, монаха, говорящего о том, что "убийство неверного - это путь к Богу", и тем не менее даже при дворе короля Балдуина эта "простая истина", к сожалению, никогда не теряла актуальности.

"Царство Небесное", как уже отмечалось выше, - это история разрушения руками авантюристов и религиозных фанатиков мечты о межрелигиозном мире. Эти люди, по Ридли Скотту, - циники, спекулирующие на чувствах верующих, прикрывающие свои амбиции религиозными лозунгами и одетые в одинаковые одежды. Авторы фильма не нашли ничего лучшего, как облачить авантюристов Рене де Шатийона и короля Ги де Лузиньяна в плащи тамплиеров.

При этом не удалось избежать несуразностей: ведь Ги де Лузиньян был женат на сестре Балдуина IV Сибилле, а тамплиеры, как известно, давали обет безбрачия. Но судить строго Ридли Скотта и его команду не стоит: в массовом кино черное должно быть черным, а "врага" зрителю хорошо бы узнавать "по одежке". И пусть "одежкой" будет тамплиерский плащ, благо фильм хорошенько "пообтрепал" его, освободив от реального исторического содержания.

Попытки мирного урегулирования межэтнического и межрелигиозного конфликта, религиозный фанатизм и политический цинизм, препятствующие этому процессу, - все это, безусловно, в первую очередь относится к современной ситуации на Ближнем Востоке. В Средние века любой компромисс между христианским Западом и мусульманским Востоком в Палестине был компромиссом временным, передышкой перед решающей схваткой. В ней, цитируя здесь другой голливудский блокбастер, "в живых должен был остаться только один". Поэтому мы вправе не только полагать, что любовно-героическая патетика "Царства Небесного" - это мишура, направленная на привлечение массового зрителя, но и рассматривать саму "средневековость" фильма как попытку авторов картины сказать о современных политико-религиозных событиях не напрямую, а аллегорически.

Историческая аллегория - трюк, к которому часто прибегают режиссеры массового кино. Однако сама авторская идея в такого рода кинематографе, к сожалению, нередко теряется и забывается за чередой спецэффектов и батальных сцен. По всей видимости, такая же судьба ожидает и в целом позитивное послание Ридли Скотта.

Станислав Александрович Минин - религиовед, публицист

http://religion.ng.ru/art/2005-06-01/4_crusade.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45