itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

По ту сторону идеологии

Новости Москвы 
0
154
Время на чтение 3 минуты
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Этот юбилей - еще один повод задуматься о судьбе России и русской культуры.

"Тихий Дон" Шолохова, этот огромный эпический роман, в центре которого историческая трагедия русского народа в XX веке, духовные поиски лучших его сынов, - явление уникальное для русской и мировой культуры. Роман писался совсем молодым автором, непосредственным очевидцем событий, в условиях диктатуры идеологии, отрицавшей ценность национальной истории и культуры. Конец двадцатых годов, на которые приходятся первые книги "Тихого Дона", - это время, когда все еще безраздельно господствовала историческая школа Покровского, а дореволюционная русская культура с порога отбрасывалась "пролетарскими художниками". Еще несколько лет назад русский авангард поставил своей целью "сбросить классиков с парохода современности", и вот - огромный классический роман-эпопея в русле великой русской дореволюционной литературной традиции. Роман, в котором раскрываются сцены великого народного горя, которое принесли собой две войны и революция. Роман, в котором главный герой - представитель "контрреволюционного класса", казак Григорий Мелехов. Не чудо ли это?

Справедливости ради надо заметить, что в конце двадцатых годов это явление не было единичным: как известно тогда в Москве по личному распоряжению Сталина был разрешен к показу спектакль по пьесе Булгакова "Белая гвардия", посвященной близкой теме (на спектакле, по воспоминаниям немецкого журналиста Вальтера Беньямина, "милиция охраняла актеров от коммунистов").

Шолохов рассматривает революцию и гражданскую войну не с марксистских, классовых или, напротив, контрреволюционных, эмигрантских позиций, а с точки зрения вечности, так сказать, в космических масштабах. Отсюда и внутренняя необходимость в выборе жанра: эпический роман. Об этом писатель говорил в своей Нобелевской речи: роман уже тогда считали в Европе формой устаревшей. В тексте Шолохова мы видим Россию по ту сторону любых идеологий, ее внутреннее единство, гармонию и красоту, "цветущую сложность", как сказал бы Константин Леонтьев. "Тихий Дон" не стал конъюнктурным произведением, несмотря на обстоятельства, которые, казалось бы, способствовали этому. Теперь, по прошествии многих десятилетий, мы можем с уверенностью заявлять: жизнь и работа Шолохова проверку временем выдержала. А вместе с ним выдержала проверку и сама эпоха.

Ведь жизнь писателя шагала по тем же вехам, что и история страны: революция, гражданская война, затем - противоречивые двадцатые годы, коллективизация, промышленная стройка, и вновь война. После войны Шолохов пишет "Они сражались за Родину", "Судьбу человека", заканчивает "Поднятую целину". В 1965 году - получает Нобелевскую премию по литературе. Автор говорил тогда: "Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору".
Для демократической общественности Шолохов - как кость в горле, его постоянно забывают, когда громко трубят о трагических судьбах Мандельштама или Бродского. Не зря Шолохова как "вредного и сложного писателя" уже несколько лет хотят исключить из школьной программы! Мотивы исключающих понятны, ведь фигура Шолохова утверждает жизнь и силу искусства в том, что в начале 1990ых поспешили сделать мертвым, - в социалистическом реализме. Рано считать эту часть нашей культуры устаревшей! Она способна понять нам самих себя - в ней во всей сложности и многообразности отразились традиционные русские отношения между властью, искусством и народом.

Более того, возможно, книги Шолохова именно сегодня, когда на наших глазах разыгрывается новая русская трагедия, становятся еще более актуальными. В героях писателя мы можем узнавать себя сегодняшних, а в шолоховской России вне всякого сомнения узнаем свою.

Сам факт существования такого писателя, как Шолохов, - это лучшее свидетельство непрерывности русской истории, ее преемственности. Шолохов смог пронести сквозь все бури двадцатого века чувство Родины. Сможем ли мы следовать ему в наше трудное время?

Сегодня в Москве и на родине писателя, в Ростовской области проходят многочисленные памятные мероприятия. Самые разные группы людей - от казаков, земляков писателя, до московских студентов-филологов будут вспоминать мастера. Не останемся в долгу и мы.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9432
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Мартынов
Все статьи Кирилл Мартынов
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии