Сколько в России православных?

0
146
Время на чтение 6 минут
Вопрос, поставленный в заголовок, не праздный. Однако диапазон цифр, предлагаемый социологами, колеблется от 1 до 85 процентов населения России. В зависимости от той цели, которую преследует политик, публицист, государственный чиновник или религиозный деятель, и называется то или иное число. Подтверждения практически любой цифры из этой безмерной шкалы мы можем отыскать в многочисленных исследованиях и опросах, проведенных за последние 10-15 лет. Что стоит за этими цифрами?

Как церковный журналист, анализирующий светскую прессу о православии, я не раз сталкивался с недобросовестными публикациями на эту тему. Некоторые лица, не заинтересованные в возрастании роли православия в государстве и обществе, используют низшие показатели статистики: мол, религиозный фактор в общественной и политической жизни страны можно и не принимать во внимание, поскольку ходят в Церковь не больше полутора миллионов прихожан (в России 15 тысяч храмов - в среднем по 100 человек на приход), то есть всего лишь 1% населения.

Впрочем, чаще называется другая цифра - 3%, причем раньше на нее ссылались только светские исследователи, но к сегодняшнему дню она уже настолько утвердилась в общественном сознании, что ею стали пользоваться церковные публицисты и даже некоторые священнослужители.

В обоих случаях речь идет о тех людях, которых принято считать воцерковленными. Но критерии воцерковленности для каждого исследователя тоже самые разные. Одни считают, что церковные люди - это те, кто с большой мерой сознательности относится к своей вере, кто посещает церковь каждое воскресенье и каждый большой церковный праздник, кто знает церковные догматы и наизусть - известные молитвы, кто не смешивает веру в Бога с суевериями, кто читает Евангелие и церковную литературу, и тому подобное. Другие исследователи не так строго судят о прихожанах, им достаточно того, что люди участвуют в церковных таинствах: венчаются, крестят своих детей, соборуются, исповедуются и причащаются.

На противоположном полюсе находятся те социологи и публицисты, которые оперируют совсем другими цифрами. По аналогии с принципами исчисления количества мусульман или католиков в соответствующих странах, они считают, что любой русский - это православный, так же как любой поляк - всенепременно католик, араб - мусульманин, а армянин - член Армянской Церкви. Здесь применяется этнический принцип исчисления. Именно отсюда появляется цифра 85%.

Более строгим, в научном смысле, является подход, когда в опросах спрашивают людей об их религиозной принадлежности. В зависимости от того, как поставлен вопрос, получаются цифры от 50 до 70 процентов. В этой категории есть люди, которые также считают православие элементом своей национальной самоидентификации. А среди них попадаются и такие, которые причисляют себя к атеистам. Помните, как в середине 90-х Александр Лукашенко назвал себя православным атеистом?

Можно сколько угодно иронизировать по этому поводу, но на самом деле именно эти социологические данные, основанные на более или менее корректных опросах (сейчас в России устоялась цифра 52-55 процентов), должны стать определяющими в решениях законодательной и исполнительной власти. Игнорировать православную направленность большинства населения страны было бы большой ошибкой.

Мы ни в коем случае не должны говорить об этой категории людей, считающих себя православными, как о людях церковных, но не принимать во внимание их чаяния, их желание видеть себя в определенном контексте было бы тоже неправильным. Человек, называющий себя православным, тем самым устанавливает для себя определенный ценностный ориентир, более или менее четкие границы своего нравственного и социального бытия, вписывает себя в конкретный исторический и культурный контекст. Отмахиваться от всего этого значит не учитывать факторы, формирующие гражданское общество в России, а в конечном счете - выступать против национальных интересов страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 года, мы читаем: "Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны... Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения..."

В этом контексте становится понятным, почему большинство людей желает введения факультативного курса "Основ православной культуры" в государственной школе. И мое глубокое убеждение - 52-55% населения имеют право быть услышанными...

Но больше всего баталий среди социологов происходят на почве исчисления собственно прихожан Русской Православной Церкви. Существует целая плеяда ученых, которая со знанием дела, с пониманием церковных реальностей подходят к этой проблеме. Это в первую очередь В. Чеснокова, Ю. Синелина, Т. Вартазанова, З. Пейкова.

Их позиции оспариваются в работах и выступлениях Д.Поспеловского, Д.Фурмана, игумена Иннокентия (Павлова).

В частности, в книге "Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России" (под редакцией К.Каариайнена и Д. Фурмана. - СПб.-М.: Летний сад, 2000) утверждалось, что если пытаться вычленить из тех, кто называет себя православными, группу "традиционно верующих", применив к ним строгие мерки православия (регулярное причащение, чтение хотя бы раз в жизни Нового Завета, соблюдение постов), то окажется, что "группа традиционных верующих вообще "исчезнет"; такие верующие, разумеется есть, но статистически они - бесконечно малая величина, не улавливаемая грубыми средствами измерения, - в процентах". Из этого авторы делают беспощадный вывод: "Результаты "религиозного возрождения" оказываются... "бесконечно малой", если не отрицательной величиной".

Общую оценку этих выводов я дал в своей рецензии, опубликованной в журнале "Новый мир" (2001, N 4). Обратимся к некоторым статистическим данным, относящимся к "традиционным верующим", которые привел Д. Фурман:

"Часто молятся - 15%, иногда - 12%, очень редко - 9%, только в критических случаях - 16%;

посещают церковь раз в неделю - 3%, раз в месяц - 4%, несколько раз в год - 19%, раз в год - 11%, реже, чем раз в год - 18%;

принимали святое причастие меньше месяца назад - 2%, месяц назад - 2%, меньше года назад - 4%, год назад - 5%, несколько лет назад - 12%, когда-то в детстве - 17%".

На мой взгляд, здесь четко выделяется группа людей, имеющих опыт общения через молитву с Живым Богом - таких 52% наших соотечественников. Среди них половина (26%) так или иначе сознательно посещают церковь. Половина от этого числа (13%) причащаются с той или иной степенью периодичности. Они, эти 13%, по моему убеждению, и являются церковными людьми или, как их называют К.Каариайнен и Д.Фурман, "традиционными верующими".

Нам, священникам, очень хотелось бы, чтобы эта многочисленная (более 18 миллионов человек) группа соотечественников, как раз и свидетельствующая о религиозном возрождении, чаще ходила в храм, и чаще причащалась, и регулярно читала Евангелие, и относилась бы к своей вере более сознательно. Но требовать от них этого мы не можем: мы понимаем, что беспощадная карательная машина тоталитарно-атеистического государства не только уничтожила десятки миллионов людей, но и страшно покорежила души оставшихся в живых. Лечить эти души нужно осторожно и быть к ним в нынешней ситуации более снисходительными, чем требовательными. Ведь Библии и Евангелия только в последнее десятилетие разошлись в десятках миллионов экземпляров по России; только совсем недавно после 70-летнего перерыва возродилось религиозное просвещение - создались практически при всех городских и поселковых храмах, а также при монастырях воскресные школы, открыты сотни богословских курсов, училищ, семинарий, институтов, университетов, духовных академий.

Кстати, вот данные фонда "Общественное мнение" за 2001 год: верующими, исповедующими православие, считают себя 53% населения (другие религии - 10%); посещают храм: раз в месяц и чаще - 6%, несколько раз в год, но не реже, чем один раз в месяц - 13%, один-два раза в год - 18%; причащаются раз в месяц и чаще - 1%, несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц - 9%, один-два раза в год - 8%. То есть речь идет о 18% населения.

И совсем последние цифры: мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары побывали в 2004-2005 гг. в 140 городах России и стран СНГ, в 61 епархии. Им поклонились около 10 миллионов человек. Если соотнести эти цифры с теми епархиями и городами России, где еще не были эти мощи, то получится цифра примерно в

40 миллионов человек, то есть около 30% населения России.

Это очень впечатляющие и обнадеживающие цифры.

Но все эти показатели, повторяю, очень важны для священнослужителей. Именно опираясь на них, мы, священники, должны строить свои программы по катехизации, просвещению верующих людей.

Для всех же остальных - политиков, историков, социологов, обществоведов, чиновников и т.д. - остается незыблемое число: 52-55% православных людей в России.

http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1433
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Вигилянский
«Установление прочной связи человека с Богом является победой над страхами»
По словам протоиерея Владимира Вигилянского, каждая душа — верующая и неверующая — жаждет любви нелицемерной, являющейся самым важным источником радости
06.01.2022
«Общество наше почти безнадежно расколото»
Вопросы протоиерея Владимира Вигилянского в связи с принятием закона о введении кью-ар кодов
26.11.2021
Все статьи Протоиерей Владимир Вигилянский
Последние комментарии