Как церковный журналист, анализирующий светскую прессу о православии, я не раз сталкивался с недобросовестными публикациями на эту тему. Некоторые лица, не заинтересованные в возрастании роли православия в государстве и обществе, используют низшие показатели статистики: мол, религиозный фактор в общественной и политической жизни страны можно и не принимать во внимание, поскольку ходят в Церковь не больше полутора миллионов прихожан (в России 15 тысяч храмов - в среднем по 100 человек на приход), то есть всего лишь 1% населения.
Впрочем, чаще называется другая цифра - 3%, причем раньше на нее ссылались только светские исследователи, но к сегодняшнему дню она уже настолько утвердилась в общественном сознании, что ею стали пользоваться церковные публицисты и даже некоторые священнослужители.
В обоих случаях речь идет о тех людях, которых принято считать воцерковленными. Но критерии воцерковленности для каждого исследователя тоже самые разные. Одни считают, что церковные люди - это те, кто с большой мерой сознательности относится к своей вере, кто посещает церковь каждое воскресенье и каждый большой церковный праздник, кто знает церковные догматы и наизусть - известные молитвы, кто не смешивает веру в Бога с суевериями, кто читает Евангелие и церковную литературу, и тому подобное. Другие исследователи не так строго судят о прихожанах, им достаточно того, что люди участвуют в церковных таинствах: венчаются, крестят своих детей, соборуются, исповедуются и причащаются.
На противоположном полюсе находятся те социологи и публицисты, которые оперируют совсем другими цифрами. По аналогии с принципами исчисления количества мусульман или католиков в соответствующих странах, они считают, что любой русский - это православный, так же как любой поляк - всенепременно католик, араб - мусульманин, а армянин - член Армянской Церкви. Здесь применяется этнический принцип исчисления. Именно отсюда появляется цифра 85%.
Более строгим, в научном смысле, является подход, когда в опросах спрашивают людей об их религиозной принадлежности. В зависимости от того, как поставлен вопрос, получаются цифры от 50 до 70 процентов. В этой категории есть люди, которые также считают православие элементом своей национальной самоидентификации. А среди них попадаются и такие, которые причисляют себя к атеистам. Помните, как в середине 90-х Александр Лукашенко назвал себя православным атеистом?
Можно сколько угодно иронизировать по этому поводу, но на самом деле именно эти социологические данные, основанные на более или менее корректных опросах (сейчас в России устоялась цифра 52-55 процентов), должны стать определяющими в решениях законодательной и исполнительной власти. Игнорировать православную направленность большинства населения страны было бы большой ошибкой.
Мы ни в коем случае не должны говорить об этой категории людей, считающих себя православными, как о людях церковных, но не принимать во внимание их чаяния, их желание видеть себя в определенном контексте было бы тоже неправильным. Человек, называющий себя православным, тем самым устанавливает для себя определенный ценностный ориентир, более или менее четкие границы своего нравственного и социального бытия, вписывает себя в конкретный исторический и культурный контекст. Отмахиваться от всего этого значит не учитывать факторы, формирующие гражданское общество в России, а в конечном счете - выступать против национальных интересов страны.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 года, мы читаем: "Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны... Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения..."
В этом контексте становится понятным, почему большинство людей желает введения факультативного курса "Основ православной культуры" в государственной школе. И мое глубокое убеждение - 52-55% населения имеют право быть услышанными...
Но больше всего баталий среди социологов происходят на почве исчисления собственно прихожан Русской Православной Церкви. Существует целая плеяда ученых, которая со знанием дела, с пониманием церковных реальностей подходят к этой проблеме. Это в первую очередь В. Чеснокова, Ю. Синелина, Т. Вартазанова, З. Пейкова.
Их позиции оспариваются в работах и выступлениях Д.Поспеловского, Д.Фурмана, игумена Иннокентия (Павлова).
В частности, в книге "Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России" (под редакцией К.Каариайнена и Д. Фурмана. - СПб.-М.: Летний сад, 2000) утверждалось, что если пытаться вычленить из тех, кто называет себя православными, группу "традиционно верующих", применив к ним строгие мерки православия (регулярное причащение, чтение хотя бы раз в жизни Нового Завета, соблюдение постов), то окажется, что "группа традиционных верующих вообще "исчезнет"; такие верующие, разумеется есть, но статистически они - бесконечно малая величина, не улавливаемая грубыми средствами измерения, - в процентах". Из этого авторы делают беспощадный вывод: "Результаты "религиозного возрождения" оказываются... "бесконечно малой", если не отрицательной величиной".
Общую оценку этих выводов я дал в своей рецензии, опубликованной в журнале "Новый мир" (2001, N 4). Обратимся к некоторым статистическим данным, относящимся к "традиционным верующим", которые привел Д. Фурман:
"Часто молятся - 15%, иногда - 12%, очень редко - 9%, только в критических случаях - 16%;
посещают церковь раз в неделю - 3%, раз в месяц - 4%, несколько раз в год - 19%, раз в год - 11%, реже, чем раз в год - 18%;
принимали святое причастие меньше месяца назад - 2%, месяц назад - 2%, меньше года назад - 4%, год назад - 5%, несколько лет назад - 12%, когда-то в детстве - 17%".
На мой взгляд, здесь четко выделяется группа людей, имеющих опыт общения через молитву с Живым Богом - таких 52% наших соотечественников. Среди них половина (26%) так или иначе сознательно посещают церковь. Половина от этого числа (13%) причащаются с той или иной степенью периодичности. Они, эти 13%, по моему убеждению, и являются церковными людьми или, как их называют К.Каариайнен и Д.Фурман, "традиционными верующими".
Нам, священникам, очень хотелось бы, чтобы эта многочисленная (более 18 миллионов человек) группа соотечественников, как раз и свидетельствующая о религиозном возрождении, чаще ходила в храм, и чаще причащалась, и регулярно читала Евангелие, и относилась бы к своей вере более сознательно. Но требовать от них этого мы не можем: мы понимаем, что беспощадная карательная машина тоталитарно-атеистического государства не только уничтожила десятки миллионов людей, но и страшно покорежила души оставшихся в живых. Лечить эти души нужно осторожно и быть к ним в нынешней ситуации более снисходительными, чем требовательными. Ведь Библии и Евангелия только в последнее десятилетие разошлись в десятках миллионов экземпляров по России; только совсем недавно после 70-летнего перерыва возродилось религиозное просвещение - создались практически при всех городских и поселковых храмах, а также при монастырях воскресные школы, открыты сотни богословских курсов, училищ, семинарий, институтов, университетов, духовных академий.
Кстати, вот данные фонда "Общественное мнение" за 2001 год: верующими, исповедующими православие, считают себя 53% населения (другие религии - 10%); посещают храм: раз в месяц и чаще - 6%, несколько раз в год, но не реже, чем один раз в месяц - 13%, один-два раза в год - 18%; причащаются раз в месяц и чаще - 1%, несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц - 9%, один-два раза в год - 8%. То есть речь идет о 18% населения.
И совсем последние цифры: мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары побывали в 2004-2005 гг. в 140 городах России и стран СНГ, в 61 епархии. Им поклонились около 10 миллионов человек. Если соотнести эти цифры с теми епархиями и городами России, где еще не были эти мощи, то получится цифра примерно в
40 миллионов человек, то есть около 30% населения России.
Это очень впечатляющие и обнадеживающие цифры.
Но все эти показатели, повторяю, очень важны для священнослужителей. Именно опираясь на них, мы, священники, должны строить свои программы по катехизации, просвещению верующих людей.
Для всех же остальных - политиков, историков, социологов, обществоведов, чиновников и т.д. - остается незыблемое число: 52-55% православных людей в России.
http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1433