Ватикан превращается в "фабрику звезд"

Иоанн Павел II - первый в истории "медиа-Папа"

0
117
Время на чтение 6 минут
Смерть Иоанна Павла II не превратила его - пусть даже на время - в однозначно положительного героя массмедиа. Среди многочисленных материалов, в которых деятельность Папы проходит под знаком "плюс", встречаются и скептические оценки Римско-Католической Церкви времен Кароля Войтылы. Вдвойне любопытным представляется тот факт, что такого рода критические тексты, иногда даже острые и бескомпромиссные, публикуются на родине почившего Понтифика - в Польше, считающейся форпостом консервативного католицизма в Европе. И это при том, что в Кракове, например, в день похорон Папы собрались около 800 тысяч человек, да и в Риме поляки побили все возможные рекорды по числу прибывших в Вечный город паломников.

В газете "Trybuna" ("Трибуна"), в еженедельниках "Przeglad" ("Обзор") и "Nie" ("Нет") появились как умеренные аналитические статьи, посвященные ситуации в современной Католической Церкви, так и негативные отзывы о деятельности Папы-поляка. К последним можно отнести фельетоны Ежи Урбана, в одном из которых известный журналист и антиклерикал пишет буквально следующее: "Я не скорблю о Папе".

Для человека, мало-мальски знакомого с положением дел в польских СМИ, подобные заявления Урбана были вполне ожидаемыми. Еще при жизни Иоанна Павла II Урбан, главный редактор "Nie", периодически выступал с резкой критикой Церкви в целом и Папы, в частности. Его фельетон "Разъездной садомазохизм", опубликованный в "Nie" в августе 2002 года, вызвал в Польше бурю эмоций. В своей статье Ежи Урбан выступил против "культа страданий", обвинил Папу Римского в показном самоистязании, более того - назвал Иоанна Павла II "престарелым божком" и "Брежневым Ватикана", проведя тем самым параллель между геронтократией в СССР периода "застоя" и современной ситуацией в Ватикане.

В последних своих публикациях Урбан ни на йоту не отступил от ранее заявленной позиции. Так, в фельетоне "Скорбь по поводу скорби" Урбан пишет о "массовой истерии", последовавшей в Польше за смертью Понтифика, о "войтыломании". Он оправданно опасается того, что пользующиеся определенной популярностью правые национал-католические партии ("Закон и Справедливость" братьев Качиньских, "Лига польских семей" Марека Котлиновского) превратят польского Папу в икону, символ национального величия. Главный редактор "Nie" также дает общую характеристику фигуры самого Иоанна Павла II, называя его "искусственно созданной величиной, раздутой аллилуйщиками", подчеркивая, что Папа всегда лишь копировал жесты других политических лидеров, "обнимая детей и славя мир".

Помимо этого, по словам Урбана, Понтифик "никогда не мучил паству, заставляя ее думать", "не сказал ничего оригинального и интересного", но "говорил банальные вещи некогда красивым, хорошо поставленным голосом". В связи с этим редактор "Nie" вовсе отказывается признавать Кароля Войтылу "великим поляком".

Резко негативное отношение к планированию семьи в экономически отсталых странах, а также запрет на использование противозачаточных средств, по мнению Ежи Урбана, делают Католическую Церковь и Иоанна Павла II ответственными за рост нищеты и распространение СПИДа. Тот же тезис ранее прозвучал в статье британского философа Терри Иглтона "Кровь на руках Папы Римского", опубликованной в газете "Guardian". Цитируемый польским журналистом текст Иглтона, как и многие публикации в "Nie", ставит "Церковь эпохи Войтылы" лицом к лицу с проблемой педофилии и видит корень всех зол в целибате католического духовенства. Секулярная критика также отмечает, что Папа-поляк фактически централизовал управление Церковью. Он создал "вертикаль власти" вопреки решениям Второго Ватиканского Собора, предоставившего большую степень самостоятельности епископам и национальным епископским конференциям. Подобная политическая "ретроградность" неприемлема для демократического и светского Запада.

Для секуляризма место Церкви в современном обществе - это, по сути, "клуб по интересам". Секулярный мир доверяет духовенству и монахам работу в хосписах, больницах, психиатрических лечебницах, детских домах, приветствует участие церковных деятелей в конференциях по проблемам войны и мира, благосклонно взирает на то, как религиозные лидеры осуждают мировой терроризм. При этом претензии Церкви на выход за отведенные ей рамки "социально полезного" служения вызывают у светского человека плохо скрываемое раздражение.

Йозеф Ратцингер, будучи главой Конгрегации по делам вероучения и уже в качестве Папы Римского заявлял, что секулярный "ценностный релятивизм" является одним из основных врагов Церкви. И действительно, светское общество выступает за плюрализм и не признает какую-либо систему ценностей в качестве абсолютной и универсальной. В основе же любой религии, в том числе и католицизма, лежит монополия на истину. Межрелигиозный и межконфессиональный диалог вне зависимости от того, сколько он длится, ни к чему не обязывает его участников - любая религия, любая конфессия продолжает считать свои ценности абсолютными. Именно поэтому Католическая Церковь не может удовлетвориться скромной ролью "клуба по интересам".

Проповедь Католической Церкви, как и любой другой христианской конфессии, - это проповедь спасения. При этом Церковь не обращается к какой-то определенной социальной группе, например к интеллектуалам или крупным собственникам, но ко всем людям. Исходя из этого современный католицизм вынужден вести борьбу за популярность, и именно здесь обнаруживается существенная проблема, которой, в частности, касается в своем фельетоне Ежи Урбан. Дело в том, что, несмотря на декларативное отвержение "светского", Католическая Церковь "эпохи Войтылы" многое заимствовала из секулярной культуры и фактически перешла опасную грань между соответствием "духу времени" и превращением в часть "поп-культуры".

Сам Иоанн Павел II не был великим богословом, оригинальным философом, "Хайдеггером в тиаре". Он стал для мира "Папой в кроссовках", Папой, тиражирующим компакт-диски, Папой со своим сайтом в интернете. В Понтифике фактически перестали видеть епископа Рима, Первосвященника, а его поездки в разные страны мира потеряли свое пастырское значение и превратились в своего рода гастроли "поп-звезды" (или "Пап-звезды"). При этом, что характерно именно для "поп-культуры", на популярность Иоанна Павла II работали не только его собственная харизма, актерский талант, "красивый голос", но также массмедиа и PR-технологии. Результатом стала трансформация папских визитов в грандиозные фестивали, "шоу", и даже похороны Папы приобрели характер вселенского турслета с песнями под гитару и обязательным фотографированием у тела покойного.

В буддизме есть термин "упая", обозначающий различные уловки, к которым прибегает бодхисатва для того, чтобы вывести людей из сансары (круга перерождений). Такие "уловки" присущи любой "религии спасения", и, по всей видимости, мы вправе говорить о том, что "медиа-Папа", "Пап-звезда" - это "упая" Католической Церкви, своего рода попытка по-новому организовать католическую проповедь. Однако вместе с остальными чертами массовой культуры "поп-проповедь" переняла и ее главную болезнь: само содержание проповеди, о чем неоднократно писал все тот же Ежи Урбан, отодвигалось на второй план. Существенными становились именно "прекрасно поставленный голос" и шоу, но не будем забывать - это быстро выходит из моды. В итоге за последние 25 лет католицизм фактически лишь потерял паству в Европе и США, но не решил ни одной из острых проблем современности.

Редактор "Nie" в своем фельетоне не ставит вопрос о курсе нового, тогда еще неизвестного Папы-немца. Станет ли Бенедикт XVI новой "Пап-звездой", новым "медиа-Папой", пока нельзя сказать однозначно, но все предпосылки к этому имеются. В Германии уже собираются выпустить шоколадные изделия "имени кардинала Ратцингера", а в Риме польских паломников-туристов сменяют баварские.

Сам Бенедикт XVI принимает поздравления по электронной почте, во время интронизации демонстрирует новый "папамобиль"-внедорожник, улыбается, поздравляет "верующих и неверующих". На встрече с журналистами Папа говорит им приятные слова, пытаясь несколько смягчить первоначальные впечатления о жестком консерваторе, "кардинале-броненосце". Представители СМИ аплодируют Понтифику, охотно обсуждают стоимость его наручных часов и его любовь к кошкам. И вот уже новый Папа становится персонажем светской хроники, оставаясь при этом жестким консерватором, каковым фактически был его предшественник.

Католическая Церковь при Кароле Войтыле фактически объединила в себе две опасные тенденции: с одной стороны, частое тяготение к радикальному, если не сказать воинствующему, консерватизму, ведущему католичество к отрыву от реальности, с другой - превращение в "поп-католицизм", грозящий Церкви полным слиянием с секулярным миром и потерей собственного лица. Такая "смесь" ведет к одному: Церковь отказывается адекватно и достойно отвечать на вызов меняющейся действительности и однажды может просто оказаться вне истории.

Многое указывает на то, что под знаком смешения радикализма и "поп-культуры" пройдет и понтификат Бенедикта XVI. Такая метаморфоза произойдет скорее всего, несмотря на то что Йозеф Ратцингер не является столь харизматической фигурой, какой был Кароль Войтыла, поскольку популярная культура может создать "звезду" из любого. И такой путь непременно окажется тупиковым: Католическая Церковь, не решая насущных проблем как таковых, постепенно перестает быть собой, а ее проповедь неизбежно становится "банальностями, рассказанными хорошо поставленным голосом".

Станислав Александрович Минин - религиовед, публицист

http://religion.ng.ru/society/2005-05-18/4_fabrika.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 10:00
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44