"Будем свидетельствовать своей верой и своей жизнью о Господе нашем Иисусе Христе"

Предстоятель Русской Православной Церкви дал пасхальное интервью греческой газете "Эспрессо" ("Эспрессо", 13 мая 2005 года)

0
114
Время на чтение 6 минут
- В наши дни вера и моральные ценности человечества подвергаются трудному испытанию на прочность. Как могут люди оставаться верны Богу перед лицом жесткой действительности, войн и несправедливости, царящих на земле?

- Войны, несправедливость, страдания, горе людское, многоразличные бедствия - все эти явления сопровождают жизнь человеческого рода на протяжении всей истории его существования, и в высшей степени сказанное относится к уделу христианина в нашем мире. Однако на протяжении череды столетий православные христиане, памятуя слова Спасителя: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16. 33), - трудились во имя преображения души светом Евангелия, во имя торжества христианского нравственного идеала посреди бушующего моря греховных страстей. Их подвиг положил начало христианскому бытию множества народов, лег в основание великой христианской цивилизации. Когда немощные силы людей, ставших на путь следования Христовым заповедям, многократно преумножаются всесильным действием Божественной благодати, это способно изменить к лучшему облик мира, в котором мы живем.

- В Греции Православная Церковь переживает кризис. Какие шаги, по мнению Вашего Святейшества, должна предпринимать Церковь во избежание подобных ситуаций? Что Вы посоветовали бы в данном случае православным мирянам и духовенству?

- Думаю, что Элладская Православная Церковь избрала единственно верный способ выхода из кризиса - это путь покаянной молитвы и очищения церковных рядов от людей случайных, приставших к Церкви не ради спасения души, а из корыстных побуждений. В этом случае Церковь поступает в соответствии со словами святого апостола Павла: "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие" (Евр. 12. 15).

Клирикам и мирянам можно посоветовать, чтобы они по-настоящему любили свою Церковь и почаще задавались вопросом, обращенным в первую очередь к самим себе: а насколько мы соответствуем высокому христианскому званию?

- Блаженнейший Архиепископ Христодул оказался перед лицом церковной смуты. Что Вы посоветовали бы ему предпринять?

- Нахожу для себя неуместным давать советы Предстоятелю Поместной Церкви в том, что касается ее сугубо внутренних дел. Блаженнейший Архиепископ Христодул наделен достаточной рассудительностью и энергией. Убежден, что под его мудрым водительством Элладская Православная Церковь преодолеет постигшие ее испытания и даже окажется в результате духовно окрепшей, обновленной.

- Мы несколько раз становились свидетелями жестоких раздоров между иерархами. Считаете ли Вы подобное явление нормальным для Церкви или отношения между архиереями во всех без исключения случаях должны являть живой пример любви и согласия?

- Раздоры между иерархами не есть что-то новое, это бывало в Церкви и в древности. Вспомним хотя бы историю с преследованием святителя Иоанна Златоуста со стороны своих же собратьев-епископов. Таких примеров в церковной истории можно найти множество. Это проявления человеческой немощи, которые нужно стараться изживать. В противном случае они могут ввести в соблазн души верующих и нанести тяжелые раны Церкви.

- Должны ли, по Вашему мнению, Церковь и государство быть отделены друг от друга в таких странах, как Россия и Греция, где большинство граждан - православные верующие?

- Православная Церковь совершает свое служение в различных правовых и политических условиях. Особый, преимущественный статус, которым обладает Православная Церковь в некоторых странах, в частности, в Греции, свидетельствует о признании государством исключительного вклада Церкви в формирование народа, его государственности, духовного и культурного своеобразия. Исторически подобный статус укоренен в византийском наследии с его идеалом симфонии Церкви и государства. Несомненно, вопрос о предпочтительности того или иного статуса Церкви должен решаться обществом свободно, с учетом сложившихся традиций, истории взаимоотношений Церкви и светской власти в каждом конкретном случае, вне какого бы то ни было давления со стороны внешних сил.

В многонациональном Российском государстве Православие является религией большинства народа, которое неразрывно связано с Православием либо своим религиозным выбором, либо через укорененность в русской православной культуре, либо по факту рождения и воспитания в православной среде или в силу духовно-исторического преемства от череды поколений наших православных предков.

При этом Церковь в России по Конституции отделена от государства, что, однако, не исключает активного соработничества Церкви и государства в целом ряде социально значимых сфер жизни - таких как миротворчество, забота о сохранении нравственного благополучия в обществе, духовное, культурное и патриотическое воспитание молодежи, дела милосердия и благотворительности и многих других.

Мне неоднократно приходилось подчеркивать, что отделение Церкви от государства не должно пониматься как ее отделение от народа и общества, а принцип светскости государства отнюдь не подразумевает вытеснения религии из общественной жизни. Речь может идти лишь о естественном разграничении сфер компетенции и специфических прерогатив церковной и светской властей, о взаимоуважительном невмешательстве Церкви и государства в дела друг друга. В этом отношении ситуация в сфере церковно-государственных отношений представляется мне близкой к оптимальной для России: Церковь свободна в определении норм своей внутренней жизни, в осуществлении пастырской, благотворительной и иной общественно значимой деятельности. При этом социальное партнерство Церкви и государства неуклонно расширяется, а возникающие вопросы решаются в рамках их конструктивного диалога.

- В Стамбуле подвергаются тяжелым испытаниям и угрозам со стороны экстремистов резиденция Константинопольского Патриарха и лично Его Святейшество Патриарх Варфоломей. Хотелось бы услышать в связи с этим Ваш комментарий. Каковы отношения Вашего Святейшества с Патриархом Варфоломеем?

- Нападения экстремистов на резиденцию Константинопольского Патриарха не могут не вызывать протеста и возмущения. Как возможно такое в стране, желающей вступить в Европейский Союз, в стране, где Православная Церковь существует с глубокой древности? Мы неоднократно выражали категорическое осуждение экстремистских действий и свою поддержку Святейшему Патриарху Варфоломею, в частности, в связи с нападениями на Патриаршую резиденцию на Фанаре в октябре прошлого и феврале нынешнего года.

В наших отношениях со Святейшим Патриархом Варфоломеем, равно как и с другими Предстоятелями братских Православных Церквей, мы исходим из того, что Церковь Христова едина, и поэтому нашей ответственностью является сохранение и упрочение всеправославной общности. Мы должны единым сердцем и едиными устами свидетельствовать о Православии перед лицом современного мира, которому пытаются навязать радикальную секуляризацию.

- В другой стране, Албании, православные, по признанию бывшего президента этой страны Бериша, сделанному мне в ходе недавнего интервью, терпят утеснения. Несмотря на это, Блаженнейший Архиепископ Анастасий возводит храмы, выделяет средства на общественно значимые программы, причем помогает не только православным людям. Что Вы можете сказать о Блаженнейшем Анастасии?

- Блаженнейший Архиепископ Анастасий - мудрый пастырь, опытный миссионер и эрудированный богослов. Эти качества помогают ему в нелегком служении Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Как опытный миссионер Блаженнейший Анастасий понимает, что самая действенная проповедь - это свидетельство о Христе служением ближним. Активная социальная деятельность Албанской Православной Церкви является исполнением заповеди Спасителя: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5. 16). Мы молимся о возрождающейся Албанской Церкви, сочувствуем ее скорбям, чувствуем общность с ее судьбой. Ведь в нашей стране православные христиане также пережили суровые гонения в прежние десятилетия.

- В заключение хотел бы попросить Ваше Святейшество обратиться к православным верующим Греции и всего мира, а также сказать Ваше слово всем людям, вне зависимости от их вероисповедания.

- Призываю православных христиан Греции и всего мира хранить сокровище отеческой веры - наше главное и неиссякающее богатство, над которым не властны ни время, ни обстоятельства истории и политики, ни превратности жизни.

Нам доверена Богом величайшая святыня - Церковь Христова, ковчег Спасения. Пусть ничто не поколеблет ее единства. "Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом" (Евр. 12. 28). Будем свидетельствовать своей верой и своей жизнью о Господе нашем Иисусе Христе перед миром, в котором многим хотелось бы забыть Его, изгнать памятование о Нем из своей жизни. Да дарует нам Господь силы, мудрость и мужество, чтобы не позволить врагу нашего спасения диаволу посеять в наших сердцах плевелы неверия и розни.

Кто бы мы ни были по нашей национальной, культурной, вероисповедной принадлежности, нам надлежит всегда помнить о том, что поразительно прекрасный и многообразный Божий мир является нашим общим достоянием, что все мы в ответе за его будущее перед Господом, перед самими собой, перед нашими потомками и нашими предками. Будем же достойны этой высокой и прекрасной миссии - быть человеком на Земле.

http://www.mospat.ru/text/news/id/9152.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от учитель
10.05.2024 02:03