Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Компьютер вместо выцветших плакатов

Александр  Карпович, Независимое военное обозрение

02.04.2005


Казарма заждалась виртуальных средств обучения …

В "наследство" от 90-х годов XX века армии и флоту России осталась масса проблем. Мы остановимся лишь на одной из них - обучении и воспитании солдат и сержантов.

КРИЗИС ОБУЧЕНИЯ

Особо тяжелое положение сложилось с призывниками. В Вооруженные силы (ВС) РФ попадает лишь 11-12%, да и то далеко не лучших ее представителей, молодежи. Как ни прискорбно, но обычным явлением в подразделениях и частях стали наркомания, алкоголизм, токсикомания, злостное хулиганство и другие негативные явления. Зачастую в воинский строй становятся юноши, не окончившие начальной школы, а то и вовсе неграмотные, зато неоднократно преступавшие закон.

С учетом уже критического некомплекта в офицерах звена рота (батарея)-взвод, как основных воспитателях солдат, сержантов и прапорщиков, проблемы обучения и воспитания становятся просто неразрешимыми.

Это далеко не все, а только основные причины массового дезертирства, уклонения от службы, издевательств и откровенного мордобоя в казармах, которые в СМИ называются "неуставными взаимоотношениями". Следует отметить практически нулевую роль сержантского состава, прошедшего "подготовку" в учебных центрах, где главным "учебным пособием" были лопата и метла. Оставляет, мягко говоря, желать лучшего и подготовка выпускников ввузов, программы обучения в которых перегружены предметами, далекими от реальной действительности командира взвода в бою.

А ведь умение мастерски владеть любым стрелковым оружием и грамотно обучить своих подчиненных жизненно важно - наряду с навыками по инженерному делу - в условиях той же Чечни. Как показала боевая действительность, выпускники ввузов, попавшие после выпуска сразу в Чечню, в подавляющем большинстве не способны полноценно управлять своими подразделениями. В результате лейтенантов приходится учить. Зачастую с азов, непосредственно в боевых условиях.

Возникает закономерный вопрос: как решить проблему воспитания и обучения в этих конкретных условиях?

ПОМОЖЕТ КОМПЬЮТЕР

Пришло время совершенствовать процесс воспитания и обучения сержантов и солдат, используя современные технологии. Речь идет об автоматизированном обучении, представляющем собой одну из разновидностей профессиональной подготовки с помощью компьютеров, часто используемых с другими техническими средствами автоматизации. Такими техническими средствами могут быть: кинопроекционные аппараты с управлением от ЭВМ; устройства для демонстрации слайдов; ленточные или дисковые видеосистемы; звуковоспроизводящая аппаратура с магнитной лентой или компакт-дисками; наборы микрофишей или выполненный типографским способом материал, к которому может обращаться ЭВМ для справок и ссылок. Важным дополнением средств автоматизированного воспитания и обучения являются традиционные средства кино и телевидения.

Содержащийся в системе автоматизированного воспитания и обучения учебный материал, называемый в научной литературе "программными обучающими средствами" (ПОС), может быть нескольких видов. ПОС представляют собой специализированное программное обеспечение, составленное программистами и специалистами в определенной области (аналитиками и алгоритмистами) и предназначенное для обучения какому-либо предмету путем их общения с компьютером. Таким образом, ПОС - это учебный материал в форме прикладных программ для ЭВМ, который может храниться на магнитных лентах, жестких или гибких дисках.

Разработка ПОС для автоматизированного воспитания военнослужащих в Вооруженных силах РФ находится на начальном этапе своего становления. Речь идет об электронных учебниках по психологии и воспитанию, автоматизированных курсах, а также прикладных программах для ЭВМ по автоматизированному воспитанию военнослужащих. Эти средства находят свое применение пока только в ввузах, и внедрение их в войсках необходимо ускорить.

Серьезным подспорьем для командиров звена взвод-батальон (дивизион) могут стать кино- и видеофильмы. Следует отметить, что кино, телевидение и видео имеют особое свойство: обращение к каждому человеку индивидуально, то есть лично, в отличие, например, от лектора, говорящего монотонным голосом с трибуны. Именно это свойство надо максимально использовать для воздействия на сознание каждого солдата, сержанта. Давно назрела необходимость в создании серии фильмов для решения второй части проблемы - обучения личного состава. Жизнь показала, что в войсках крайне необходим комплект видеофильмов по военным специальностям, службе войск и безопасности военной службы, а также по отдельным темам обучения.

Автоматизированное обучение предполагает новые, компьютерные формы обучения. К ним относятся: электронные учебники по предметам обучения и отдельным категориям военнослужащих (например, "Учебник сержанта"); электронные версии уставов и наставлений; автоматизированные обучающие курсы по отдельным специальностям и темам обучения; компьютерные программы с тактическими играми, а также тренировочные программы для привития практических навыков в выполнении функциональных обязанностей.

Указанные формы обучения позволят наглядно и доходчиво обучать военнослужащих требованиям уставных и руководящих документов, отрабатывать сложные темы по предметам обучения (при необходимости с боевыми примерами), проводить тренировочные занятия, доводя до автоматизма практические навыки. В современных же условиях, когда в ходе боевой подготовки на счету каждый литр ГСМ и каждый боеприпас, средства автоматизированного обучения позволят значительно поднять уровень профессиональной подготовки. Примером внедрения компьютерных форм обучения военнослужащих в Вооруженных силах является направление в РВиА ВС компьютерной программы обучения и тренировки выполнения задач по стрельбе и управлению огнем.

ТРЕНАЖЕРНАЯ СИСТЕМА

Важнейшие требования современного боя по огневому поражению противника выдвигают задачу более полного использования потенциальных возможностей подразделений артиллерии, оснащенных комплексами управляемого вооружения (КУВ). Решение данной задачи заключается в повышении эффективности боевого применения и выполнения огневых задач подразделениями, оснащенными КУВ. Под эффективностью боевого применения подразделений артиллерии, оснащенных комплексами управляемого вооружения, понимается степень реализации потенциальных возможностей подразделения по огневому поражению противника в ходе общего боя. Под эффективностью выполнения огневой задачи понимается достижение заданной (максимально возможной) степени поражения цели при заданном (минимальном) расходе высокоточных боеприпасов.

Выполнение требований по повышению эффективности КУВ невозможно без разработки современных тренировочных средств. Необходимость их разработки обусловлена, во-первых, всевозрастающей сложностью приборов и экипировки, входящих в состав комплексов управляемого вооружения. Во-вторых, высокой стоимостью управляемых боеприпасов (УАС), что не позволяет использовать их в большом количестве для подготовки расчетов. И, в-третьих, сложностью имитации различных вариантов боевого применения КУВ и условий боевой обстановки при проведении тренировок на местности с применением штатного оборудования, необходимости значительных затрат материальных средств при организации тренировок на реальной местности.

В настоящее время в НИЦ РВиА разработана идеология создания комплекса учебно-тренировочных средств для обучения расчетов комплексов управляемого вооружения "Краснополь" проведению мероприятий по подготовке стрельбы и управления огнем и непосредственно выполнению огневых задач, по выработке требований к тренажеру и его элементам, разработке СМПО для тренажера, показателей и критериев объективного контроля. Разработка полноценных тренажерных комплексов для войск, обеспечивающих подготовку личного состава и обучение должностных лиц работе на новейших образцах техники и вооружения, в том числе комплексах ВТО в любых условиях боевой обстановки, должна стать не менее приоритетной, чем разработка новых образцов вооружения.

Таким образом, совокупность определенных технических средств автоматизированного обучения (компьютеров, проекционных аппаратов, специальных экранов, средств связи и т.д.) и компьютерных программ позволит создавать в войсковых частях так называемые автоматизированные обучающие системы и компьютерные классы, обеспечивающие, что особенно важно, совместную подготовку, тренировку военнослужащих основных военно-учетных специальностей в составе части (подразделения). Настал момент, когда внедрение современных технологий в процесс обучения и воспитания военнослужащих на потом откладывать нельзя.

Однако очевидно, что никакая тренажерная система не заменит знания и опыт командира (преподавателя), но при этом может быть замечательным инструментом для обучения и воспитания.

Об авторе: Олег Галеевич Булатов - полковник, кандидат военных наук; Владислав Аркадьевич Рылов - полковник, кандидат военных наук; Александр Васильевич Карпович - полковник, кандидат военных наук.

http://nvo.ng.ru/forces/2005-04-01/3_education.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме