Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великий государственник России

Священник  Николай  Епишев, Десятина

24.03.2005


В 2005 году мы будем отмечать 500-летие княжения великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича III (1462-1505 гг.) - создателя Единого русского Государства …

Со времЈн Ивана Калиты московские князья ощущали себя избранниками высшей силы, исполнителями некоего провиденциального замысла, передававшегося от поколения к поколению "дела" - собирания Руси и соблюдения чистоты Православия. И подлинное избранничество легло на плечи великого князя Ивана III. Его рождение было предречено преподобным Михаилом Клопским, подвижником новгородской земли. Оно было подтверждено, когда во время страшной междоусобицы, ребЈнком, он оказался на грани смертельной опасности, но вместе с отцом был чудесно спасЈн. С 6 лет он помогает увечному, ослеплЈнному соперниками отцу, великому князю Василию II ТЈмному в ведении государственных дел, а с 1448 г. становится соправителем на великокняжеском престоле. Столь раннее начало государственной деятельности многому научило отрока Иоанна, и когда по смерти отца в 1462 г. он становится полноправным правителем, многие оценили плоды этой ранней школы. Редко в истории России мы встретим на вершине власти столь прекрасно подготовленного к правлению молодого политического деятеля и столь яркую человеческую личность.
Под сенью молитв великих подвижников, усердием великих князей московских возрастала Москва, ставшая политической и религиозной столицей Северо-Восточной Руси. Однако междоусобные войны, мятежи, тяжелейшее бремя татаро-монгольского ига, экспансия Запада мешали единению молодого государства. Сколько нужно было иметь политической мудрости, решимости, стойкости, упорства, ума и героического одушевления, чтобы преодолеть эти сложные препятствия! Всем этим был щедро наделЈн Иван III. С первых же лет своего правления он вырабатывает главные направления внутренней и внешней политики, которые стали основными в развитии будущего русского государства. Ему нужно было превратить нестройное сообщество русских земель и княжеств в единое и независимое государство. В первую очередь предстояло преодолеть метания Великого Новгорода, а затем приобщить его могучие ресурсы к единому общему делу. В результате блестяще проведЈнной летней военной операции 1471 г. это удалось. Уже летом 1472 г. объединЈнные силы Русской Земли выдержали серьЈзный экзамен и сумели устрашить самого ордынского хана Ахмата, шедшего на Москву. Стройность рядов русских витязей, их множество, а также блеск и красота их амуниции произвели на татар впечатление. Пришлось удалиться восвояси! От "окского стояния" 1472 г. тянулась единая нить к "стоянию на Угре" (1480 г.). Но за эти 8 лет была проделана титаническая работа. Умение воевать малой кровью, в благоприятных стратегических условиях, разнообразные способы психологического давления на противника, трезвый расчЈт, дипломатическое мастерство и героическое дерзновение - всЈ это сделало великого князя Московского Ивана III выдающимся правителем Руси. Он выиграл все решающие сражения: на реке Шелони (летняя новгородская кампания 1471 г.), в Литве на реке Ведроши (1500 г.). Победа над Казанью приходилась на 14 июля - день памяти апостола Акилы, сподвижника апостола Павла в деле христианской проповеди язычникам. Видя в этом явное проявление промысла Божьего, Иван III основал придел в честь памяти святого в Архангельском соборе Кремля. Придавая своим военным походам не только освободительный, а порой и священный характер, он сумел переломить неблагоприятный для Руси ход истории. Привыкший с детства сверять свои дела с Библией, в своЈм собирании Руси он черпал в ней вдохновение.
Меч победителя куЈтся в тылу. Прочным основанием для военных успехов Ивана III служили: политическая консолидация Северо-Восточной Руси, создание эффективного механизма верховной власти, развитие поместного землевладения, усовершенствование военно-технических средств.
Ранний брак Ивана III
с тверской княжной Марией Борисовной не был долгим, но он сроднил его с генеалогической ветвью будущей династии Романовых. Наследнику знаменитых регалий имперской власти Византии, из которых главной была шапка Мономаха, Ивану III не терпелось водрузить еЈ по праву на свою главу. Это становится реальным после его венчания с племянницей последнего императора - Софией Палеолог. На древней вышитой пелене Елены Валашинки мы сейчас можем увидеть торжественную церемонию шествия царственных особ. Это шествие преемника Православной Византийской империи. Своей главной целью во внутренней политике он считал укрепление Российского государства. Само название Россия входит в употребление со времЈн Ивана III. Наилучшей формой правления он считал монархию. "Внутри государства он не только учредил единовластие, но, - как пишет Н. Н. Карамзин, - был и первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собой вельмож и народ, восхищая милостию, ужасая гневом, отметая частные права, несогласные с полновластием венценосца".
Великий князь Иван III оставил неповторимый образ России и стиль, который нам известен с детства. Заимствуя герб государства - двуглавый орЈл - у Византии, он создал для столицы удивительную оправу - Московский Кремль. В нЈм воплотилось величие дела, начатого предшественниками великого князя, и те особые отношения, которые возникли у него с Богом. Воздавая благодарность Всевышнему за Его долготерпение, Иван III был щедр на возведение соборов, храмов и монастырей в Кремле. Вернувшись из Великого Новгорода после заключения Коростынского мирного договора (11 августа 1471 г.), он положил основание новому Успенскому собору - храму-усыпальнице святителей московских. К созиданию своего любимого детища Иван III привлекал именитых иностранных зодчих, художников, изографов, ювелиров, не боясь повредить национальной неповторимости созидаемого, но придавая строениям вселенское звучание. Старая крепость давно обрусела, глубоко вросла в русскую жизнь и русскую историю, стала гражданским символом Российского государства, свидетельницей силы нашего народа и самобытной его культуры. Главным принципом в созидании Ивана III было стремление на развалинах старого построить новое и более совершенное. Иван III намного опередил своЈ время. Идея собирания земель под одним скипетром "всея Руси" оказалась столь продуктивной, что на основании Московского государства возникло Царство Российское, а затем возросла и Российская империя. Именно он начал борьбу за Прибалтику, желая сделать русских полноправными участниками балтийской торговли. Несмотря на первоначальные неудачи, и это начинание со времЈн Петра Великого стало политической реальностью. Недаром на памятнике "Тысячелетие России" оба правителя запечатлены рядом. Преемственность деятельности двух великих государей очевидна.
В своих трудах по "прибиранию к рукам" беспокойного наследства Золотой Орды Иван III первым очертил то, что позднее назовут "национальной политикой России". Он умел говорить с Востоком на его языке и первым понял, что великая Россия без Востока так же немыслима, как и без Запада. Он стал расширять свои владения на Восток, положив начало движению русских к Тихому океану.
Иван III умел разбираться в сложном раскладе интересов в Восточной Европе, стремясь вывести Россию из еЈ византийского одиночества. Поистине, это был политик современного масштаба, обладая стратегическим мышлением, умел заглядывать в будущее не на день, а на сотни лет вперЈд.
Мы успели отметить 500-летие выстроенных его заботами стен и башен Кремля, его соборов. Теперь пришло время всей России отметить 500-летие его плодотворного царствования. Уже пятый год, как отмечаются на новгородской земле памятные события XV века: годовщина Шелонской битвы (14/27 июля 1471 г.) и подписание мирного Коростынского договора (11/24 августа). Обычно празднования начинаются с Божественной литургии и Крестного хода. В памятных местах установлены поминальные кресты с мемориальными надписями. Сюда приезжают известные историки, художники, деятели культуры, собираются паломники. Под сенью шестиметрового дубового креста читается молитва о воссоединении и возрождении нашего Отечества. Большой вклад в воскрешение памяти нашего великого потомка внесли известные историки России. И тем отраднее, что к памяти его обратились наши современники-историки. Трудами доктора исторических наук Ю. Г. Алексеева, В. Ф. Антонова, И. Б. Грекова, Л. Н. ГумилЈва, Н. С. Борисова были открыты в облике основателя Русского государства новые и интересные черты. Хотелось бы призвать нашу общественность воздать должное первому государственнику России!

И. И. Люсов,
председатель оргкомитета празднования
530-летия Российского единства (Новгородская земля 2001 г.),
лЈтчик-ветеран,
о. Николай Епишев,
настоятель Успенской церкви села Коростынь Новгородской епархии

http://www.desyatina.ru/sv-nomr/03-05/ioan.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме