itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Препятствие к объединению"

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
225
Время на чтение 5 минут
Объединение Русской Церкви, ее московской и зарубежной частей, - в числе главных задач сегодняшнего дня. Если кто-то даже не читал доклада митрополита Кирилла на последнем Соборе, то уж наверняка слышал злорадный визг по поводу недавних затруднений на этом пути: уже по самой интенсивности и слаженности этого визга можно судить, сколь серьезное дело нам предстоит.

Вполне естественно, что враги Церкви и России основные свои усилия направляют на дезинформацию и дезориентацию верующих за рубежом. И вот на днях я получил тому новое свидетельство. Одна моя корреспондентка из Бостона выговаривает мне в следующих выражениях: "К объединению с Москвой есть серьезные препятствия... У меня до сих пор хранится ваша давняя брошюра "Двенадцать вопросов об экуменизме". Как же получилось, что сегодня вы призываете к объединению нашей Церкви с теми, кто ведет переговоры с еретиками?"

Да, несколько лет назад я написал статью "Двенадцать вопросов об экуменизме", которую опубликовали "Радонеж" в России и "Православная Жизнь" в США; сегодня я не вычеркнул бы из нее не единого слова. И в то же время я действительно "вел переговоры с еретиками", от чего не только не отказываюсь, но настаиваю на их необходимости. Надеюсь, заметка о недавних "переговорах" такого рода пойдет на пользу всем тем, кто предпочитатет видеть препятствия там, где их нет.

* * *

6 декабря 2003 года на Историческом факультете Ивановского Государственного университета состоялась международная конференция на тему "Ватикан и СНГ". Существенная роль в ее созыве принадлежала Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, которая издавна сотрудничает с университетом. Стенограмма конференции опубликована в "Церковно-Историческом Ежегоднике" Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии, к сожалению недоступного массовому читателю из-за малого тиража.

Епархия направила на конференцию нескольких священнослужителей. Римскую церковь представлял священник, профессор Латеранского и Женевского университетов д-р Патрик де Лобье. Свой доклад он озаглавил "Unum sunt" ("Да будут едины") и ни в коей мере не скрывал своей основной цели: донести до нас идею подчинения Риму. Впрочем, среди участников и слушателей он нашел лишь немногих сочувствующих.

Мой доклад шел непосредсвенно за ним и назывался "Новое в отношениях римо-католицизма и Православия". Ниже следует его текст с незначительными сокращениями: я полагаю, что комментарии к нему не нужны, и что он отвечает на вопросы о наших "переговорах с еретиками", об экуменизме в тех или иных формах, и о православной миссии в современном мире вообще.

* * *

Есть замечательное свойство исторической науки: она дает нам возможность увидеть окружающий мир не плоским, не трехмерным, а четырехмерным. Трехмерный мир окружает нас, а история добавляет к нему четвертое измерение - время. И в этом четырехмерном мире мы гораздо яснее и отчетливее видим происходящие события. У нас речь пойдет о видимом противоречии между нашими дружественными чувствами к окружающим нас людям, в частности к римо-католикам, и вообще к людям всех вероисповеданий, и православной верой.

Непросвещенное массовое сознание преодолеть его не способно: "Если вы нас любите, то почему вы с нами не объединяетесь, а если вы с нами не объединяетесь, значит - вы нас не любите". Ваша задача как ученых-историков, и наша задача как священнослужителей, это противоречие преодолеть и уничтожить.

Итак, история. Берем книгу писем выдающегося архиерея и православного автора митрополита Антония (Храповицкого) и читаем, что он писал 79 лет назад, в декабре 1924 года: "...Конечно, русских приглашают на конференцию с целью обращать их в католическую унию, т. е. ересь. Но твердому парню отчего же туда не поехать. Наиболее осведомленный в богословии - Миша Максимович". Кто такой Миша Максимович? Это будущий иеромонах Иоанн, будущий епископ Шанхайский, архиепископ Брюссельский и Западноевропейский, архиепископ Сан-Францисский, Святитель Иоанн Чудотворец, причисленный за рубежом к лику святых и почитаемый ныне во всем православном мире.

Что же нового появилось в отношениях римо-католицизма и Православия с той поры? И как это новое связано с именем замечательного человека, которого митрополит Антоний назвал Мишей Максимовичем и рекомендовал на конференцию, подобную нашей? Коль скоро мы говорим о церковной истории, о жизни Церкви, то это новое, предмет нашего изучения, будет специфически церковным.

В течение тысячи лет взаимоотношений Православия и римо-католицизма существовала одна особенность: православным, грубо говоря, от римо-католиков все время чего-то было надо. Лионская уния XIII века, Флорентийская уния, Брестская уния - православные шли на них по той или иной практической необходимости. Ну а сейчас картина прямо противоположная. Чего сегодня надо православным от римо-католиков? Ровно ничего. Мы их очень любим как наших братьев, как детей Адама, мы к ним очень хорошо относимся. Мы благодарны им за ту помощь, которую они нам оказывают. Но Православной Церкви от римо-католицизма как такового решительно ничего не надо.

Теперь другая сторона. Посмотрим на современное отношение римо-католицизма к Православию: на сей раз им от нас безусловно чего-то нужно. Чего именно? Святости. Что они утратили святость где-то между Первым и Вторым Ватиканским собором, я считаю, это эмпирический факт. Римская Церковь утратила свою кафоличность, свою целостность, универсальность, тысячу лет назад, в результате отхода от Вселенской Церкви. 900 лет спустя она утратила также и святость. Однако римо-католики люди верующие, и им эта святость необходима.

Могу привести всего один маленький пример. До второго Ватиканского Собора престол римо-католического храма был ориентирован так же, как и в православном - на восток, т. е. священник стоял спиной к народу, лицом на восток, лицом к Господу, и совершал мессу (литургию). Сегодня священник стоит лицом к народу, спиной к востоку. Мне объяснял один тамошний житель: "Какой смысл, спрашивается, стоять священнику лицом к стене? Если уж там только стена, а Бога там нет, ну, так пусть он лучше повернется лицом к народу, и будет у них клуб по интересам".

Но для верующей души нужна святость. Потому появилась неудержимая тяга к Православию: эти люди задыхаются без святости.

Владыка Иоанн (Максимович) в бытность свою архиепископом Брюссельским и Западноевропейским сделал очень много лично и еще больше через своих последователей, идя навстречу этой потребности. Римо-католический священник в Париже говорил своим прихожанам: "Если вы хотите увидеть святого, то идите в русскую церковь, там есть Жан Босоногий".

С его именем связано явление колоссальной важности, приблизительно в середине ХХ века, когда Православие перестали рассматривать как национальную религию русских или греков, а те же самые русские и греки осознали его как истинную, всемирную кафолическую веру, в отличие от римо-католической. Собственно говоря, в этом и состоит главный пункт новизны взаимоотношений римо-католицизма и Православия. Православие заняло в ХХ веке подобающее ему место в сознании, в первую очередь самих православных, а во вторую очередь в сознании инославных христиан, как истинной, единственной и единой Церкви.

Свидетелями этого факта, стражами этого тезиса, являются те многочисленные римо-католики, которые перешли в Православие после Второго Ватиканского собора. Вряд ли нашим замлякам, которые не ездят за границу, такие примеры знакомы. Мне же пришлось встречать таких людей десятками. Я помню их, и они для меня служат предупреждением, чтобы мне, не дай Бог, не пойти на какой-то компромисс. Перед лицом тех, кто с чистой совестью, в трезвом рассудке, отказался от заблуждений римо-католицизма и принял Православную веру, я не могу ни на миллиметр поступиться истиной Святого Православия.

Как-то в Бостоне священник Лоренс Жирар в проповеди на 15-ю гл. Евангелия от Матфея, заметил: "Мы, римо-католики, которые пришли в Православие, мы, как псы, собираем крохи, упавшие со стола русского народа, русского Православия. И как страшно видеть, когда их дети, которым дана трапеза Святого Православия, бросаются ей и не берегут своего безценного наследия". И вот это предупреждение осталось в моем в сердце навсегда. Надеюсь донести его до всех слушателей.

21.03.2005

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=923
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Смертная казнь необходима
Интересы общества и государства, мобилизация народа в условиях сложной обстановки должны быть учтены
27.03.2024
За что ненавидели пророков?
Программа «Трудные темы»
07.03.2024
Во Франции отрекаются от Бога
О закреплении в Конституции страны права женщин на аборт
06.03.2024
Нам не хватает правосознания!
О проблемах в сфере государственной помощи нуждающимся гражданам
16.11.2023
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54