"Препятствие к объединению"

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
231
Время на чтение 5 минут
Объединение Русской Церкви, ее московской и зарубежной частей, - в числе главных задач сегодняшнего дня. Если кто-то даже не читал доклада митрополита Кирилла на последнем Соборе, то уж наверняка слышал злорадный визг по поводу недавних затруднений на этом пути: уже по самой интенсивности и слаженности этого визга можно судить, сколь серьезное дело нам предстоит.

Вполне естественно, что враги Церкви и России основные свои усилия направляют на дезинформацию и дезориентацию верующих за рубежом. И вот на днях я получил тому новое свидетельство. Одна моя корреспондентка из Бостона выговаривает мне в следующих выражениях: "К объединению с Москвой есть серьезные препятствия... У меня до сих пор хранится ваша давняя брошюра "Двенадцать вопросов об экуменизме". Как же получилось, что сегодня вы призываете к объединению нашей Церкви с теми, кто ведет переговоры с еретиками?"

Да, несколько лет назад я написал статью "Двенадцать вопросов об экуменизме", которую опубликовали "Радонеж" в России и "Православная Жизнь" в США; сегодня я не вычеркнул бы из нее не единого слова. И в то же время я действительно "вел переговоры с еретиками", от чего не только не отказываюсь, но настаиваю на их необходимости. Надеюсь, заметка о недавних "переговорах" такого рода пойдет на пользу всем тем, кто предпочитатет видеть препятствия там, где их нет.

* * *

6 декабря 2003 года на Историческом факультете Ивановского Государственного университета состоялась международная конференция на тему "Ватикан и СНГ". Существенная роль в ее созыве принадлежала Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, которая издавна сотрудничает с университетом. Стенограмма конференции опубликована в "Церковно-Историческом Ежегоднике" Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии, к сожалению недоступного массовому читателю из-за малого тиража.

Епархия направила на конференцию нескольких священнослужителей. Римскую церковь представлял священник, профессор Латеранского и Женевского университетов д-р Патрик де Лобье. Свой доклад он озаглавил "Unum sunt" ("Да будут едины") и ни в коей мере не скрывал своей основной цели: донести до нас идею подчинения Риму. Впрочем, среди участников и слушателей он нашел лишь немногих сочувствующих.

Мой доклад шел непосредсвенно за ним и назывался "Новое в отношениях римо-католицизма и Православия". Ниже следует его текст с незначительными сокращениями: я полагаю, что комментарии к нему не нужны, и что он отвечает на вопросы о наших "переговорах с еретиками", об экуменизме в тех или иных формах, и о православной миссии в современном мире вообще.

* * *

Есть замечательное свойство исторической науки: она дает нам возможность увидеть окружающий мир не плоским, не трехмерным, а четырехмерным. Трехмерный мир окружает нас, а история добавляет к нему четвертое измерение - время. И в этом четырехмерном мире мы гораздо яснее и отчетливее видим происходящие события. У нас речь пойдет о видимом противоречии между нашими дружественными чувствами к окружающим нас людям, в частности к римо-католикам, и вообще к людям всех вероисповеданий, и православной верой.

Непросвещенное массовое сознание преодолеть его не способно: "Если вы нас любите, то почему вы с нами не объединяетесь, а если вы с нами не объединяетесь, значит - вы нас не любите". Ваша задача как ученых-историков, и наша задача как священнослужителей, это противоречие преодолеть и уничтожить.

Итак, история. Берем книгу писем выдающегося архиерея и православного автора митрополита Антония (Храповицкого) и читаем, что он писал 79 лет назад, в декабре 1924 года: "...Конечно, русских приглашают на конференцию с целью обращать их в католическую унию, т. е. ересь. Но твердому парню отчего же туда не поехать. Наиболее осведомленный в богословии - Миша Максимович". Кто такой Миша Максимович? Это будущий иеромонах Иоанн, будущий епископ Шанхайский, архиепископ Брюссельский и Западноевропейский, архиепископ Сан-Францисский, Святитель Иоанн Чудотворец, причисленный за рубежом к лику святых и почитаемый ныне во всем православном мире.

Что же нового появилось в отношениях римо-католицизма и Православия с той поры? И как это новое связано с именем замечательного человека, которого митрополит Антоний назвал Мишей Максимовичем и рекомендовал на конференцию, подобную нашей? Коль скоро мы говорим о церковной истории, о жизни Церкви, то это новое, предмет нашего изучения, будет специфически церковным.

В течение тысячи лет взаимоотношений Православия и римо-католицизма существовала одна особенность: православным, грубо говоря, от римо-католиков все время чего-то было надо. Лионская уния XIII века, Флорентийская уния, Брестская уния - православные шли на них по той или иной практической необходимости. Ну а сейчас картина прямо противоположная. Чего сегодня надо православным от римо-католиков? Ровно ничего. Мы их очень любим как наших братьев, как детей Адама, мы к ним очень хорошо относимся. Мы благодарны им за ту помощь, которую они нам оказывают. Но Православной Церкви от римо-католицизма как такового решительно ничего не надо.

Теперь другая сторона. Посмотрим на современное отношение римо-католицизма к Православию: на сей раз им от нас безусловно чего-то нужно. Чего именно? Святости. Что они утратили святость где-то между Первым и Вторым Ватиканским собором, я считаю, это эмпирический факт. Римская Церковь утратила свою кафоличность, свою целостность, универсальность, тысячу лет назад, в результате отхода от Вселенской Церкви. 900 лет спустя она утратила также и святость. Однако римо-католики люди верующие, и им эта святость необходима.

Могу привести всего один маленький пример. До второго Ватиканского Собора престол римо-католического храма был ориентирован так же, как и в православном - на восток, т. е. священник стоял спиной к народу, лицом на восток, лицом к Господу, и совершал мессу (литургию). Сегодня священник стоит лицом к народу, спиной к востоку. Мне объяснял один тамошний житель: "Какой смысл, спрашивается, стоять священнику лицом к стене? Если уж там только стена, а Бога там нет, ну, так пусть он лучше повернется лицом к народу, и будет у них клуб по интересам".

Но для верующей души нужна святость. Потому появилась неудержимая тяга к Православию: эти люди задыхаются без святости.

Владыка Иоанн (Максимович) в бытность свою архиепископом Брюссельским и Западноевропейским сделал очень много лично и еще больше через своих последователей, идя навстречу этой потребности. Римо-католический священник в Париже говорил своим прихожанам: "Если вы хотите увидеть святого, то идите в русскую церковь, там есть Жан Босоногий".

С его именем связано явление колоссальной важности, приблизительно в середине ХХ века, когда Православие перестали рассматривать как национальную религию русских или греков, а те же самые русские и греки осознали его как истинную, всемирную кафолическую веру, в отличие от римо-католической. Собственно говоря, в этом и состоит главный пункт новизны взаимоотношений римо-католицизма и Православия. Православие заняло в ХХ веке подобающее ему место в сознании, в первую очередь самих православных, а во вторую очередь в сознании инославных христиан, как истинной, единственной и единой Церкви.

Свидетелями этого факта, стражами этого тезиса, являются те многочисленные римо-католики, которые перешли в Православие после Второго Ватиканского собора. Вряд ли нашим замлякам, которые не ездят за границу, такие примеры знакомы. Мне же пришлось встречать таких людей десятками. Я помню их, и они для меня служат предупреждением, чтобы мне, не дай Бог, не пойти на какой-то компромисс. Перед лицом тех, кто с чистой совестью, в трезвом рассудке, отказался от заблуждений римо-католицизма и принял Православную веру, я не могу ни на миллиметр поступиться истиной Святого Православия.

Как-то в Бостоне священник Лоренс Жирар в проповеди на 15-ю гл. Евангелия от Матфея, заметил: "Мы, римо-католики, которые пришли в Православие, мы, как псы, собираем крохи, упавшие со стола русского народа, русского Православия. И как страшно видеть, когда их дети, которым дана трапеза Святого Православия, бросаются ей и не берегут своего безценного наследия". И вот это предупреждение осталось в моем в сердце навсегда. Надеюсь донести его до всех слушателей.

21.03.2005

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=923
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
«Пока сладость не стала горечью»
О смысле «медового Спаса», «медоносцах» и потребительском отношении к вере
14.08.2024
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Аксиос. Достоин!
К вопросу о канонизации брата-мученика Иосифа Муньоса
01.11.2024
Архиепископ Канадский Гавриил о канонизации святых в РПЦЗ
«Святые для нас являются примером»
08.10.2024
Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии
Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова
05.08.2024
Святитель Иоанн Шанхайский. Прижизненная
видеозапись. Редчайшие кадры
05.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14