Я имею в виду сумбурную статью Кураева под заголовком "Только за Родину, но не за Сталина!", опубликованную в журнале "Благодатный огонь" (? 12, 2004). Статья Кураева не имеет сколько-нибудь логически выдержанной связи с заголовком. Начав с языческого Рима, диакон-профессор проскальзывает в ряды комиссаров времен Великой Отечественной войны, чтобы тут же нырнуть в иные времена и другие темы, вынырнув на эпохе греческого восстания 1821 г. и личности знаменитого греческого святого и новомученика Патриарха Григория 5 (Ангелопулоса). Напомню, что св. Григорий 5 был повешен турками-магометанами на воротах Патриархии в Константинополе в день Святой Пасхи 10 апреля 1821 г. Так вот этого святого мученика диакон-профессор без тени стыда называет предателем!
Как вполне искушенный в промывании мозгов политработник (кстати, ранее "специалист" по т.н. "научному атеизму" на философском факультете МГУ), дает вводную установку. Эта "вводная", как любые директивы, ни при каких обстоятельствах не снабжается доказательствами и ссылками. Но в эпоху всплеска панисламизма, наплыва террористов-"джихадовцев" это имеет зловещий смысл. Как бы призывая русского человека к параличу и воли и мысли, к толстовству, к симпатии к магометанству, Кураев пишет: "Как ни странно, в Турецкой империи у патриарха было больше власти, чем в Византийской империи или чем в Московской Руси, потому что в Турецкой империи патриарху усвоялась (так в тексте. - Н.С.) вся власть над Церковью в духовных вопросах. Но кроме этого, Турецкая империя передоверяла патриарху власть над гражданской жизнью подданных-христиан. То есть патриарх - это этнарх...Все споры христиан между собой решает патриарх и духовенство на местах: это так называемая фанариотская система" (с. 35).
В этом длинном пассаже ложь переплетена с элементарным невежеством. Обратимся к подлинно научным трудам греческих и русских православных историков. Они свидетельствуют совсем об ином. Они раскрывают нам страшную и горькую правду.
Прежде всего, Константинопольские патриархи в годы "туркократии" (то есть османского ига) вообще не имели ни власти как таковой, ни какой-либо уверенности даже в собственном завтрашнем дне. И уж тем более их призрачная "власть" не шла ни в какое сравнение с почетом и влиянием православных патриархов в Византии и в Московской Руси. Известный современный греческий исследователь Панайотис Папафеодору в обширной монографии "Григорий 5 и революция 1821 г." (Афины, 1986) приводит такой факт. С 1453 г., т.е. со дня падения Царьграда и захвата его османами, по 1821 г., год начала войны за освобождение Греции, произошло 136 смен патриархов. Иначе говоря, каждые 2 года и 8 месяцев сменялся патриарх. При этом Папафеодору приводит имена 11 патриархов, замученных магометанами (с.30, 131).
Другой исследователь, корифей церковной истории, профессор Афинского университета Василий Стефанидис (#1958) в "Церковной истории от начала до современности" (6-е издание, Афины, 1998 г.) приводит такой печальный список (с. 690): Патриарх Кирилл Лукарис (1638 г.) замучен, Патриарх Кирилл Контарис (1639 г.) сослан в Карфаген и там убит, Патриархи Парфений 2 (1651 г.) и Парфений 3 (1657 г.) убиты, Патриарх Неофит 5 (1707 г.) сослан на каторгу, Патриарх Иеремия 3 (1723 г.) брошен в тюрьму, Патриарх Мелетий 2 (1769 г.) брошен в тюрьму и потом сослан в Митилену, Патриарх Григорий 5 (1821 г.) повешен, Патриархи Анфим 3 (1824 г.), Хрисанф (1826 г.) и Агафангел (1830 г.) сосланы.
Кроме того, ни греческое православное духовенство, ни сам патриарх Константинопольский не имели власти решать спорные дела. Они имели только видимость власти, но лишь до тех пор, пока не начинался очередной турецкий произвол. Вот что писал, например, великий греческий богослов и проповедник, член Российской Императорской Академии Наук Константин Экономос: "Эллинов убивали на рынках, потому что они требовали цену за продаваемый ими товар, их убивали в домах, потому что они защищали честь своих женщин и детей... Убийства среди бела дня, убийства в ночи были обычнейшими вестями и зрелищами в городах" (цит. по: священник Герасим Зампелис. Патриарх Григорий 5 - национальный мученик или предатель? Левкада, 1991, с. 12).
Но и это ещЈ не всЈ. Как Кураев может утверждать, что Константинопольский патриарх имел власть "над гражданской жизнью подданных-христиан", если, например, орден иезуитов (тоже "христиан", по мерке экуменистов), широко действовавший в Османской империи, - совершенно не подчинялся православной Патриархии? Иезуиты давали огромные взятки султанскому двору, чтобы добиваться неоднократного смещения стойкого Патриарха Кирилла Лукариса. Наконец, иезуиты измыслили некий заговор Патриарха с русскими казаками, добились казни Патриарха, а потом и надругались на его телом (профессор И.И.Соколов. Константинопольская Церковь в 19-м веке. СПб., 1904, с. 34-35).
Иными словами, православные христиане в Османской империи жили в адских условиях, и утверждать, что всЈ было идиллией, как нам расписал Кураев, может либо совершенно безграмотный, либо преднамеренно лгущий человек.
Но Кураев на этом не останавливается. Он всячески раздувает тот факт, что Патриарх Григорий 5, действуя под жесточайшим нажимом султана, издал чисто формальное отлучение греческих повстанцев. Кураев пишет: "А как же сегодня Греческая Церковь и греческий народ относятся к имени патриарха Григория 5? Прокляли предателя? Нет, уже в конце 19-го века ему начали ставить памятники..." (с. 38).
Кураев замалчивает факт, общеизвестный уже в 1821 г., а не "в конце 19-го века" (когда, как он поясняет, "боль 1821 года уже утихла"). Какой это факт? Это письмо вождя греческих повстанцев Александра Ипсиланти к восставшим во главе с Федором Колокотронисом: "Патриарх, принужденный Портой (султанским правительством. _ Н.С.) вам посылает грамоту об отлучении, и экзархи побуждают вас соединиться с Портой. Однако вы рассматривайте этот акт как не имеющий силы, поскольку он был издан под насилием и гнетом и без желания Патриарха" (Г.Зампелис, с.69; П.Папафеодору, с. 60-61).
Отец Герасим Зампелис соглашается с оценкой историка А.Деспотопулоса (автора "Истории греческой нации"): "Если бы не произошло отлучения, то почти несомненно были бы уничтожены сотни тысяч православных христиан". Ведь султан получил бы желанный предлог для всеобщей резни греков.
Выдающийся современный греческий богослов профессор Фессалоникского университета протопресвитер Федор Зисис (он же возглавляет Общество православных исследований в Греции) ясно пишет именно о видимом, показном характере отлучения в своей монографии "Иерархи-этнархи" (Фессалоники, 2003). Зисис подчеркивает, что "отлучение - это главный аргумент современных воинствующих врагов Церкви и Григория". "Все поняли и понимают, кроме тех, кому догматическая антицерковная идеология препятствует мыслить свободно". Кого имеет в виду профессор Зисис? Он прямо называет имена марксистских историков, "закрывающих глаза, подобно страусу", и не замечающих факты.
Теперь к подобным историкам-марксистам мы отнесем и Кураева.
Профессор Зисис цитирует труд покойного профессора Фессалоникского университета П.Визукидиса, писавшего ещЈ в 1937 г., что св. Григорий 5 вместе с синодальными архиереями в ночь после издания "отлучения", пошел в кафедральный собор, где объявил "отлучение" недействительным, "мысленно благословляя оружие братьев, борющихся за веру и родину" (Ф.Зисис, с.34-36; Г.Зампелис, с.102). Об этом же писал и наш дореволюционный профессор И.И.Соколов.
Казалось бы, редко кто может угнаться за Кураевым в странном умении нагромождать горы небылиц за считанные минуты радиоэфира или на нескольких страницах журнальной статьи. Но и это, увы, ещЈ не всЈ. Личность св.Патриарха Григория 5, чьи святые мощи были по указу Императора Александра 1 и нашего Св.Синода торжественно захоронены в Одессе в июне того же 1821 г. как мощи борца за веру и народ, - это личность одного из великих церковных иерархов. Но ведь "богослову"-нигилисту Кураеву мало очернить одного иерарха. Он походя бросает камень в память тысяч и тысяч православных греков, замученных турками-османами. Кстати говоря, наш профессор И.И.Соколов прямо обличал тамошних иудеев и римо-католиков в соучастии в гонениях на православных, в "гнусном предательстве и измене", в доносах османским властям ("Константинопольская Церковь в 19-м веке", с.172). Это были именно гонения, повсеместные и кровавые. Но Кураев утверждает прямо противоположное: "Султан же поверил, что патриарх не имеет отношения к этому восстанию ("поверил", повесив патриарха в день Св.Пасхи? - Н.С.), и отменил приказ о поголовной резне греков. Война продолжалась, но только в Греции. В Малой Азии и Константинополе греки остались в живых" (с.38).
Итак, по Кураеву, всЈ было тихо! Придется напомнить товарищу Кураеву, что в том же 1821 г. митрополит Ефесский (древний греческий город на западе Малой Азии) Дионисий был повешен магометанами в Константинополе, как и очень многие митрополиты. Что проживавший на покое в Адрианополе (к западу от Константинополя) высокообразованный Патриарх Константин 6 был повешен по приказу султана. Что греки и гречанки Константинополя подверглись сатанинскому надругательству - их подвешивали в окнах их же домов, вонзая ниже пояса кинжалы и сабли. Многие греки Константинополя были посажены турками на кол. Погибли все архиереи Кипрской Церкви, замученные в том же 1821 г. Погибли на Крите тамошний митрополит Герасим и его шесть епископов. Наконец, Хиосская резня ста тысяч греков - мужчин, женщин, детей в начале 1822 г., резня с продажей уцелевших на работорговые рынки - в магометанские Египет и Тунис. Как видим, этот мартиролог для Кураева не существует!
Св. Григорий 5, почитавшийся греками и русскими как святой (народное и государственное почитание), был официально канонизирован Греческой Церковью с согласия тогдашнего Патриарха Александрийского Фотия в 1921 г. Канонизирован именно как священномученик. Но Кураев пишет, что Патриарха канонизировали в Греции в 1871 г.! На самом деле, в 1871 г., при Царе Александре 2, св. мощи Патриарха торжественно перевезли из России в Афины. Ныне священномученик Григорий 5 есть и в святцах Московского Патриархата (на 10 (23) апреля). И разве уместна статья с хулой на св.Патриарха в журнале, называющем себя не иначе как "Благодатный огонь"?
Убийство св. Патриарха Григория 5 вызвало самый резкий протест со стороны царской России, привело, по оценке знаменитого греческого историка Павла Каролидиса, к разрыву отношений России с Портой и, наконец, в 1828 г., уже при Царе Николае 1, к русско-турецкой войне. Только эта война "разрешила окончательно проблему и упрочила дело революции и свободного государства Греции" (цит. по: П.Папафеодору, с.89-90). Могу добавить и красноречивое свидетельство такого ярого католика, как аббат Коппи, автора "Анналов Италии" (Париж, 1852). Коппи признает, что "Россия 50 лет стремилась к уничтожению исламизма и, в особенности, Османской империи". Россия начала в 1828 г. войну, "само собой разумеется, в пользу греков", - писал аббат Коппи.
Таковы были тесные русско-греческие православные связи, которые ныне многие хотели бы разрушить.
То, что Кураев и русское православное сознание не имеют общего - это знаем мы, в России. Но для иностранцев, для греков, например, он вполне - "представитель Русской Церкви", пишет на русском языке и состоит профессором Свято-Тихоновского Богословского института. Искренний православный грек, владеющий русским языком, прочтя опус Кураева, возмутится. Но осадок останется в чем-то и против самой России, Русского Православия. Те же, кто по заданию темных сил работают в Греции над разрушением общеправославного единства, кто везде ищет "русский заговор", только обрадуются статье-пасквилю Кураева против Патриарха Григория 5. Русский же читатель, не осведомленный в событиях той эпохи, вынесет из перлов Кураева только его психологическую "вводную" - похвалу магометанской Османской империи. Так, куда ни глянь, везде урон общеправославному делу.
Н. Ю. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического Общества.