Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Скажи мудрости: "Ты сестра моя!"

Священник  Алексей  Коровин, Православный Санкт-Петербург

18.03.2005

-...А приходилось ли вам, батюшка, видеть, как человек верующий, церковный - отходит от церкви?

Отец Алексей Коровин, настоятель Вырицкого храма во имя Казанской иконы Божией Матери, не спешил отвечать на этот вопрос. Только что кончилась литургия, батюшка - усталый, но весь лучащийся светом только что совершенного великого таинства, медленно снимал с себя облачение, и видно было, что он сосредоточенно, спокойно раздумывает над ответом.

- К сожалению, приходилось, - сказал он наконец. - Был такой человек - неглупый, уже немало знакомый с церковной жизнью, начитанный... Правда, начитан он был более по-светски, чем в святых отцах... И он сам о себе знал, что он и неглуп, и начитан, и воцерковлен, и считал, что с таким багажом - немаленьким, повторяю, багажом - ему в этом мире лукавом уже ничто не страшно. И я сам был в этом человеке уверен, хотя очень меня безпокоил тот прискорбный факт, что он редко ходит к исповеди, а причащается еще того реже... И недаром, как выяснилось, я безпокоился: все-таки уловил его враг спасения человеческого. На самоуверенности-то он его и поймал. Как-то раз пристали к этому человеку на улице сектанты, стали его зазывать на свои собрания... Он, будучи убежден в том, что люди это - темные, малограмотные и одолеть их будет легко, вступил с ними в спор. Понадеялся на свою начитанность, а не знал того, что начитанность его - поверхностная. Он Библию читал, конечно, но читал как роман, и от этого чтения осталось у него только общее впечатление, а не существенное знание Священного Писания. Сектанты же - напротив, общего духа Библии не знают, но помнят наизусть множество вырванных из контекста цитат, и этими цитатами, как дубинами, валят наповал своих неопытных собеседников... Вот и этого человека они таким образом повалили. Он, превыше всего ставя свой ум, положился на него, и ум этот, не обогащенный знанием, подсказал ему, что в словах сектантов есть своя логика. И начал он посещать их собрания: и раз, и другой... И дошел до того, что в церковь совсем ходить перестал. А тем, кто хотел его образумить, говорил в глаза: "Да, сектанты правы: они по-настоящему любят Бога и хорошо знают Его слова! А вы - люди безграмотные, держитесь давно отживших таинств и обрядов, в то время как людям нужна одна только живая проповедь!" И в конце концов отпал он от Церкви совершенно - вот такая печальная история... Очень жалко этого человека. Тем более, что, уйдя от Церкви, он и семью потерял: не пошли за ним ни жена, ни дети. И вот что интересно: жена его вовсе не была таким уж церковным человеком - в храме появлялась редко, к исповеди ходила еще реже... Но за сектантами следовать наотрез отказалась: "Ты же, - говорит, - учил нас во всем следовать Матери-Церкви, а сам ушел из нее. Как же можно теперь тебе верить?" Да ему и самому семья вскоре стала не нужна...

- Выходит, лукавый уловил его на недостаточном знании Писания?

- На недостаточной мудрости. Мудрость - великий дар Божий, и просить ее нам у Господа надо со всем усердием. Знания наши, наш житейский опыт - все впустую пойдет, если не будут они оживотворены духовной мудростью. Мир во зле лежит, Писание сказало об этом несколько тысяч лет назад. И чтобы среди этого зла найти хоть частицу добра, чтобы лукавый не уловил нас, нужно иметь мудрость... Иначе мы можем принять зло за добро: ведь противник нашего спасения все утончает свое жало. Он агонизирует, приходят его последние дни, и зло становится все изощренней, все хитрее. Чтобы сегодня спасаться, нужна такая бездна мудрости, что самим нам ее никак не обрести. Нужна помощь Божия, а от нас требуется усерднейшая молитва о стяжании мудрости духовной. Не напрасно евангельское слово говорит: будьте кротки как голуби, и мудры как змии. Вот почему и апостол Иаков нам советует: "У кого не хватает мудрости, просите у Бога, и дастся ему".

- Как же мудрый должен поступать на месте этого человека, ушедшего к сектантам?

- Мудрый прежде всего не надеется на свою мудрость. Мудрый знает, что диавол всегда будет хитрее его, и не лезет в расставленные лукавым сети. Человеку же тому следовало не пускаться в спор, а сразу, прежде всех слов, сказать: "Я человек православный и проповеди слушаю только в храме Божием!" Эта фраза в подобных людей вселяет такой страх, что они тут же ретируются, - тут же! - и ни до каких споров дело уже не доходит. Вот она - мудрость: не забираться в ловушку, надеясь сокрушить ее изнутри, а обойти сети стороной.

- Как вы считаете, что будет мудрее: заботиться о том, чтобы душа не остыла в теплохладности, или беречь ее от чрезмерной разгоряченности?

- Мудрость всегда держится золотой середины, царского пути. Да, теплохладность крайне непривлекательна, и это многие видят... Но апостол Павел предостерегает и от ревности не по разуму. Опасность ее хорошо видна в случае с нашим новоявленным сектантом. Он ведь погиб духовно - я убежден, что это именно гибель, - но почему? Не потому ли, что вначале он слишком горячо взялся за дело, не рассчитал своих сил. Воин же, не рассчитывающий сил, непременно потерпит поражение - так в этом случае и вышло... Несомненно, что он владел определенным количеством благодатных даров: даром разума, например, даром свободы духа, но не сумел ими разумно воспользоваться.

- В поисках духовной мудрости нам не обойтись без помощи священников. Так, может быть, чем больше таких помощников будет - тем лучше? Нужно ли молиться всегда в одном и том же храме, не разумнее ли будет "расширить охват", чтобы от каждого храма, от каждого священника брать нечто полезное для души?

- Я полагаю, что нужно держаться одного храма. Вообще-то Матерь-Церковь ведет нас всех в одном направлении, но у каждого своя тропинка: нельзя идти по двум дорогам сразу - тем более по трем и более... Каждый священник по-своему разрешает то или иное духовное затруднение; и что будет, если мы, набрав разных духовный рецептов, попытаемся применить их все сразу? От множества мнений мысли будут рассеиваться и душа слабеть. Благостно и полезно бывает съездить иногда в паломничество, пообщаться с духоносными отцами, но в повседневной жизни полезнее знать, что я - прихожанин своего храма и придерживаюсь наставлений своего духовного отца.

- Есть люди, которые считают, что немудро и неблагочестиво просить у Господа каких-то временных материальных благ, что молиться нужно только о духовных дарах. Что об этом думаете вы - хранитель гробницы св. прп. Серафима Вырицкого: ведь вы уже много лет наблюдаете, как со всей страны едут к преподобному паломники и просят у него помощи в своих нуждах?

- Конечно, просить о временном, о земном - это не грех. И Церковь постоянно молится о здравии телесном всех православных, об их благополучии, об избавлении от бедствий. Мудрость же тут состоит в том, чтобы не просить лишнего. Не все мы можем понести, на что-то и сил не хватит. Не все выдержат бремя власти, богатства - потому не всем Господь их и посылает. Нужно быть таким духовным гигантом, как святой Серафим, чтобы иметь огромные капиталы и при этом оставаться всецело преданным Господу...

- Не расскажите ли вы, батюшка о каком-нибудь недавнем случае чудесной помощи преподобного?

- Не далее как нынешней осенью случилось мне беседовать с одним паломником из Дальнего Востока - врачом-урологом. Он приехал, чтобы поблагодарить святого Серафима за помощь. Этот человек тяжело болел, и как раз урологической болезнью. Сам он понимал, и все друзья-коллеги ему об этом говорили, что без серьезной операции тут не обойдешься. Но врач этот понимал также и то, что операция может и не спасти... И вот вместо того, чтобы ложиться в больницу, он отправился в паломничество по святым местам. Побывал и в Вырице, и здесь, видимо, молился особенно усердно, каялся, причащался. Паломничал он долго, и когда вернулся, товарищи накинулись на него с упреками: время не терпит, пора оперировать! Назначили обследование. И что же в результате? Обследование показало, что за время паломничества болезнь у этого человека прошла сама собой, не оставив и следа! И он снова отправился в Вырицу - уже с благодарностью, и привез нам газету с описанием этого чудесного случая. Вот вам одно из тех чудес, которые совершились по молитвам Вырицкого чудотворца совсем недавно.

- А какие еще новости в жизни вырицкой Казанской церкви?

- 3 ноября 2004 года случилось у нас событие внешне печальное, но духовно радостное: отошла ко Господу 87-летняя раба Божия Маргарита, внучка преподобного Серафима. Она родилась в 1917 году, и первое время находилась на воспитании у бабушки. Когда же бабушка ушла в монастырь, Маргарита получила благословение жить рядом с нею - в Новодевичьей Воскресенской обители. Потом этот монастырь закрыли, и наместником Александро-Невской Лавры ей было благословлено жить при дедушке. С младенчества Маргарита отлично знала монастырскую жизнь, и в знак того, что живет при монастыре, ей было разрешено носить черную ленточку - специально для нее придуманный знак отличия. Она не то чтобы гордилась этим, но почитала за большую честь... С возрастом она стала женщиной самостоятельной, мудрой, красивой... И очень решительной, категоричной. Эта ее категоричность, особая духовная властность не раз спасала прп. Серафима, когда его приходили арестовывать то коммунисты, то немцы. Рассказывают, что однажды она попросту не пустила к дедушке непрошенных гостей - встала в дверях, расставила руки и сказала: "Не пущу!" И те ушли ни с чем. Была она медицинским работником, имела детей... Кстати, дети ее были крестниками митрополита Николая (Ярушевича)... Большую помощь она оказывала писателю Валерию Филимонову в создании книги о прп. Серафиме Вырицком: он советовался с Маргаритой Николаевной о достоверности тех или иных эпизодов. Порою она категорично возражала: "Не было такого! Не было!" А порою и подтверждала... Во многом благодаря ее содействию книга вышла очень достоверной, точно отражающей житие преподобного. И вот теперь Маргарита Николаевна отошла ко Господу. Мы скорбим об утрате, но верим, что теперь она снова со своим любимым дедушкой, и радуемся за нее.

В заключение же хочу пожелать всем читателям газеты "Православный Санкт-Петербург", чтобы они по молитвам прп. Серафима Вырицкого Чудотворца получили все требуемые блага, как во временной, так и в вечной жизни: духовную мудрость, терпение, смирение и послушание воле Божией. Это не монашеские принципы, как говорили безбожники, это насущное условие жизни каждого православного христианина. В терпении вашем сберегайте души ваши и не забывайте почаще приезжать в Вырицу.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n158/ta001.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме