Большой проект для неделимой России

0
129
Время на чтение 5 минут
Все это многообразие проектов свидетельствует о том, что нынешнее Российское государство подходит к некоторому новому этапу своего существования. Появившись на руинах СССР, оно, поначалу, особенно не задумывалось о целях своего существования и существования своей страны, которую и за свою-то считали не многие. Собственность приватизировалась, кошельки набухали, политические кланы занимали свои уютные ниши. В качестве какого-то подобия идеологии использовались писания "гайдаров", в которых копировались мысли, изложенные их западными коллегами и спонсорами. На левом фланге готовился совершенно несъедобный коктейль из марксизма и славянофильства, призванный создать хоть какое-то подобие альтернативности. Схожие "кулинарные" манипуляции происходили на фланге крайне правом, где испуганная почвенническая интеллигенция перепробовала все экзотические направления - от неоязычества до фашизма. Здесь, понятное дело, также не пахло никакой альтернативностью.

Время шло и новое государство подвергалось все большему количеству внешних и внутренних вызовов. Две чеченские войны, дефолт 1998 года, рост сепаратизма, кризисы на Балканах и Центральной Азии - это, и многое другое, наслаивались друг на друга, требуя адекватного ответа. Возникал вопрос - чем может Россия ответить на все эти вызовы? В чем смысл ее существования, как и существования тех, кто может и должен давать ответы? Стала муссироваться мысль о необходимости создания национальной идеи. Причем в качестве таковой идеи предлагали все, что ни попадя. Например, спорт.

И вот, кажется, пришло время создания действительно большого Проекта. Это понимают разного рода идеологические мэтры, которые поднялись еще в "безыдейные" 90-е годы. Они почувствовали, что общество требует серьезного проектирования своего будущего, и предложили ему свои наработки.

И что же? Мы видим, что все предложенные проекты рассматривают будущее России с точки зрения узкоисторической. Они пытаются либо зафиксировать Россию в ее нынешнем, либерально-демократическом статусе, либо возродить на каком-то новом уровне ее советское прошлое. Кто-то пытается создать некую воздушную "Россию-3", признаваясь честно, что она едва ли не призрак. Но Россия, Большая Россия, есть реальность надисторическая. Есть одна русская сущность, которая проявляется по-разному в разных исторических формах.

Таковой сутью является православный этатизм, который можно условно назвать "византизмом". Византизм предполагает: 1) приоритет духовного делания над личным преуспеянием; 2) приоритет государства над обществом. При этом второе прямо вытекало из первого. Цели разных групп и личностей подчинялись целям государства, которое создавало максимальное условие для их духовного преуспеяния. Государство тянуло людей к Богу, отодвигая на второй план их материальные устремления. Подобная модель существенным образов отличалась от западноевропейской, которая предполагала приоритет именно личных и групповых интересов. При этом поначалу давалась именно религиозное обоснование такого доминирования. Объявлялось, что само личное преуспеяние и есть духовное делание.

Византизм, сложившийся, как система, во Второй Римской Империи, был не только усвоен Русью, но и творчески доработан ею до некоего предела (того самого Третьего Рима, после которого Четвертому не бывать). Государство, доминировавшее над обществом, в России было легитимно-династическим, а само общество - сословно-корпоративным (Византия была бюрократической империей). Этим Россия уже напоминала Европу. Поэтому можно сказать, что русскость - это византизм, очищенный от азиатскости. Или же, что это европеизм, обогащенный Православием. Но в принципе и то, и другое понятие будут не совсем точны. Просто, византизм представляется более выигрышным термином. Самой Византии уже нет, но есть Запад, поэтому надо постоянно подчеркивать свое отличие от этого субъекта мировой истории.

Византизм проявлялся на всем протяжении русской истории - в разных формах. Он был в Киевской Руси - как некий идеал, который не достигнут и которому надо стремится. Киев - это ожидание византизма, воля к которому выразилась в акте Крещения Руси. Само Крещение - это выбор князя Владимира, который изображал себя на монетах со знаками византийского императорского достоинства. Киевская Русь желала победы византизма, но так и не смогла ее стяжать.

Византизм победил в лишь московский период, приняв, о чем уже было сказано выше, свои законченные формы. А в период петербургский он прошел через техническую модернизацию, сохранив, хоть и с некоторыми искажениями свою православную, самодержавную и сословную основу. И в этом плане необходимо решительно покончить со всеми славянофильскими штампами о вестернизации России при Петре Великом. Петр Алексеевич был величайшим антиевропейцем, который использовал европейские технологии для того, чтобы сохранить русскую, византийскую самобытность. Не будь его модернизационных реформ, не создай он первоклассную армию и флот, Россию бы съели западные державы. Скорее всего, таковой державой была бы Австрия.

Западные влияния ведь были и до Петра, но они носили, по преимуществу католический, польский характер. Они были, во многом, обусловлены присоединением Украины с ее латинствующим духовенством. Не прибегни Петр к "протестантским образцам" и Россия стала бы периферией католического мира (на эту возможность верно указывает Е. Холмогоров).

Инициаторами интеграции стали бы какие-нибудь "радетели благочестия", сопротивляющиеся тем модернизаторам, которые брали протестантские образцы. Не будем забывать о том, что царевич Алексей убежал именно в Австрию. Она бы и прибрала Россию к рукам, тонко используя антитурецкую риторику

А так Россия взяла на вооружение более энергичные протестантские технологии, которые она рассматривала в виде форм, наполненных русским содержанием (таковыми формами был Сенат). При этом русские успешно разбили шведов-протестантов. Примерно таким же образом Русь Владимира Красно Солнышко приняла византизм, но организовала победоносный поход на Византию.

Самобытность, кстати, не особо пострадала, если не считать некоторых культурных заимствований, которые мы, кстати, всегда делали с удовольствием и без особого вреда. Главное, что сама технико-экономическая модернизация пошла не по европейскому пути - Петр развивал именно казенный сектор. Позднее, правда, стали уже развивать частные хозяйства, отдавать иностранцам-спецам командные посты, впитывать вредоносные европейские идейки. По вестеринизация в виде либерализации с капитализацией по-настоящему начнется только во второй половине XIX веке, через 150 лет после Петра. Вот на этот срок Петр ее и оттянул.

В советский период византизм дошел до пределов своего исчерпания, однако был спасен Сталиным, который не дал "троцкистам" и "бухаринцам" реализовать свои авантюристические и, в конечном итоге, западнические проекты. В нынешней, постсоветской России государство все же стоит над обществом, а западная этика личного преуспеяния пока еще не вытравила православную этику духовного делания.

Таким образом, русская история - едина и неделима, также как и само Российское государство. А разные формы исторического бытия есть проявления ее сущности. И настоящий Проект должен работать на соединении этих проявлений в одном творческом синтезе. Только так Россия сможет осознать свою сущность и задействовать потенциал, заложенный во всех исторических своих формах. Необходимо соединение киевского вечевого демократизма, московского легитимного самодержавия, петровской модернизационной технократии и советской системы социальной защиты. При этом центральным будет именно московское самодержавие, ибо Московская Русь - это осевое время русской истории, это момент Истины, в который была сформулирована доктрина Третьего Рима.

Настоящий русский Проект может быть выстроен только вокруг идеи абсолютного единства России - как в пространстве, так и во времени. Такой проект, несомненно, выиграет в битве со всеми другими проектами, которые нумеруют Россию, замыкают ее узких рамках различных исторических периодов или же растворяют ее в тумане утопических мечтаний.

17.03.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=7224
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Елисеев
Кошмар победителей
Как начался «большой террор»
30.01.2024
В ожидании Голема
О книге «Трансгуманизм: цифровой левиафан и голем-цивилизация»
25.08.2021
Империя и Зола
О новом диске Виталия Аверьянова «Империя зла»
19.01.2021
Противоречивый НЭП
Как в Советской России временно ввели капитализм
21.03.2016
Все статьи Александр Елисеев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44