Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Извините, кому не помог"

Татьяна  Наумова, Трибуна

09.02.2005


Известный детский доктор профессор Леонид РОШАЛЬ считает, что государство вредит себе, экономя на здоровье нации …

- На недавнем торжественном приеме по случаю вручения вам премии "Европеец года" Любовь Слиска в своем поздравительном спиче заявила: "Доктор Рошаль - единственный в медицине, кто еще смеет критиковать власть". Скажите, а власть реагирует на ваши замечания и в том числе конкретно по реформе здравоохранения? Учитывая, что высоким политикам свои прямолинейные доводы есть возможность высказать лично, как говорится, в лицо. Ведь вы входите в Совет при президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека.

- Буквально на днях на заседании Совета встречался в президентской администрации с министром Грефом, в очередной раз - глаза в глаза. Я говорил в довольно резкой форме о просчетах предстоящей реформы, о скоропалительности многих законопроектов. То, что в отрасли здравоохранения нужны изменения и новые законопроекты, ни у кого сомнений нет. Но менять ситуацию следует медленно, вдумчиво и, главное, к лучшему. Торопливость нужна при ловле блох, а не в решении государственных проблем. Стоит посмотреть, как реформы будут работать в какой-то области, отдельном регионе. Учесть недостатки и постепенно переходить к масштабам страны. У нас же все несется без тормозов, а после монетизации льгот люди выходят на баррикады.

Меня волнует, что и в области медицины законопроекты до конца не продуманы ни экономически, ни социально, отсутствуют расчеты последствий их реализации. Не раз я высказывал эти мысли в Кремле, на заседаниях Совета в присутствии Владимира Путина. Он озабочен этой сложной ситуацией. Удалось отложить на два месяца скороспелое принятие решений по здравоохранению, которое было намечено правительством на декабрь 2004 года. Путин делает выводы. И президенту я сейчас не завидую.

- Леонид Михайлович, значит, ущемление конституционных прав граждан на бесплатную медицину вы считаете не просто грубым ляпом, а чьей-то планомерной, очередной разрушительной задачей?

- Я не знаю. Но получается, что так. Народ не доверяет государству. Все замыкается на президенте. В стране не выстроена нормальная бюрократическая (не побоюсь этого слова) система. Все последние законы подписывались в жуткой спешке. Почему?! Чтобы специально взбудоражить население? Разжечь приступ недоверия к тем, кто сидит в правительстве? Дать возможность играть на этом фланге определенным политическим силам? Много неясного.

У меня ощущение, что идет накат на социальную сферу в целом, и на здравоохранение в частности. Проект реформы российского здравоохранения выполнен экономистами "Центра стратегических разработок". И я не пойму, под кем он работает. Думаю, под Грефом: работу центра во многом оплачивает Министерство экономического развития. Всемирный банк выделил России на здравоохранение 336 миллионов долларов. Часть суммы ушла, как нам рапортуют, на покупку медицинского оснащения. Но остальная, львиная доля средств, вся потрачена на пилотный проект реформ. Выходит, разрушение нашей системы здравоохранения финансирует Всемирный банк.

Кстати, негативную роль здесь сыграл один из видных представителей Всемирной организации здравоохранения. У меня есть письма, в которых этот человек активно проталкивает в России западную модель здравоохранения, поддерживая идею Всемирного банка.

За последние 10 лет медицина во многом рухнула и, повторюсь, требует перемен. Но не надо ломать нашу прежнюю систему через колено. Надо думать, как вернуть деньги на доступное здравоохранение, внедрить в наши больницы передовые технологии и сохранить функциональные обязанности, которые несли в прежней структуре фельдшера, врачи сельской больницы, педиатры. Советская структура здравоохранения, при всех ее недостатках, считалась лучшей в мире.

- А теперь нас будут лечить врачи широкого профиля?

- Да, хотят из центральных районных больниц, поликлиник устранить "узких" специалистов. Вместо того чтобы идти по настоящему пути, заинтересовать молодого специалиста финансово, заняться профилактикой, научными исследованиями в медицине, оснастить передовыми технологиями больницы не для богатых, а для простых людей, в России создают врача общей практики.

Чиновники объясняют, что надо сэкономить: убрать ставки "узких" специалистов, взяв только одного человека, который будет работать сразу за акушера, хирурга, гинеколога, андролога, отоларинголога. Разве один человек в состоянии верно все диагностировать? Нет, конечно. Это вредная практика. Это огромный шаг назад. Такая практика еще допустима на уровне врача сельского участка. Но в городских поликлиниках немыслима.

Практика за рубежом показала: нет ни одного врача общей практики, который бы хорошо разбирался в разных болезнях. Они там работают, как диспетчеры. Причем еще кружок свой закрутят - направляют своих пациентов к друзьям, - рентгенологам, лаборантам. За границей сегодня наблюдается тенденция к объединению врачей широкого профиля, к переходу на работу по принципу наших поликлиник. Потому что ни Франция, ни Германия, ни даже Америка - ни одна страна мира, где есть врачи общей практики, не довольна своей системой. А мы хотим перенять такой опыт. Зачем? Потому что деньги платят? Или потому что разрушить надо?

Все решалось келейно, за закрытыми дверями, в обход общественного мнения. Наш народ ставят перед фактом: мол, вы дураки и делайте, что велят. Такое отношение идет вразрез с принципами гражданского общества. Почему не объяснить, чтобы каждый тракторист знал, зачем нам реформы? Я был недавно в Иркутской области, там 200 километров ехал на машине. Разговорились с шофером: "Дайте пищу-то для размышления, - говорит он, - может, народ сам согласится с тем, что нужно урезать финансирование, иначе государство рухнет".

600 врачей со всей страны съехались в Москву на двухдневное рабочее совещание "Пути совершенствования здравоохранения в России", которое наш Совет при президенте проводил совместно с Минздравом и Госдумой. Главврачи центральных районных, городских больниц, фельдшера не знали сути планов реформирования. Но неужели нельзя было посоветоваться с врачами заранее, еще в процессе составления законопроектов?! Чтобы вынести резолюцию, участники совещания судорожно, за одни сутки, штудировали материалы.

- Ни один из предложенных законопроектов не был тогда одобрен медиками, но и сомнений не осталось: реформе быть. Что в этой неизбежности предлагаете вы - противник декларативного, а не реального характера проектов об "Обязательном медицинском страховании" (ОМС), "О государственных гарантиях медицинской помощи" и преждевременных разговоров о расширении организационно-правовых норм медицинских госучреждений?

- В первую очередь увеличить финансирование здравоохранения. По количеству денег, которые затрачивает государство на одного человека, мы на 130-м месте - одни из самых бедных на земле. По данным Счетной палаты, в России на 80 процентов изношена амортизация стационарного медицинского оборудования. А наши машины "скорой помощи"? Стыд и позор! Парк автомобилей мал, машины укомплектованы недостаточно. Довели людей до того, что, вызывая "скорую", с больного требуют платить за бензин. Амбулаторно-клиническая часть медучреждений держится на энтузиазме медиков, если эта часть рухнет, рухнет система здравоохранения. В регионах нехватка молодых специалистов, врачей первичного звена уже достигла 40 процентов. Без финансовых вложений мы ничего не изменим.

Через страховую медицину я предлагаю проработать принципы контроля качества врачебной помощи. За качество услуг должна отвечать и административная система (департаменты здравоохранения, министерство, обл- и райздравотделы) на основании жалоб от граждан, проверок, по статистике заболеваемости, уровню смертности. Кстати, сегодня в России смертность превышает рождаемость - минус 700 тысяч человек ежегодно.

Законопроект "О государственных гарантиях" я бы рассматривал как механизм исполнения 41-й статьи Конституции о бесплатном медицинском обслуживании в городских и муниципальных лечебных учреждениях. Чиновники ломают головы, как урезать на это затраты. Государство не говорит четко о реформировании отрасли, потому что собирается экономить на здоровье нации.

- Как детский доктор, что вы можете сказать о том положении, в которое попали сегодня дети-инвалиды?

- Я даже не хочу перечислять, здесь столько бед! Я привел уже много убедительных доказательств, что если какая-то категория людей в результате реформ неоправданно ставится в неблагоприятные условия, это плохо. Это очень плохо. Что такое государство? Мы с вами, каждый из нас, который с каждым днем должен жить на миллиметр лучше и лучше, а не хуже.

Сегодня ситуация плачевна и по детским проблемам, и по сопровождению детей-инвалидов взрослыми на регулярные медицинские осмотры в областные, центральные больницы. Только по официальным данным, более 620 тысяч детей являются инвалидами. Что станет с их медицинской реабилитацией после проведения реформ здравоохранения, если уже после отмены льгот со всех уголков России мне, как члену Совета по правам человека при президенте России, приходят тысячи писем от обеспокоенных пап и мам. У меня не хватает сил, ни моральных, ни физических, откликнуться на крик о помощи всем, у меня нет аппарата помощников для этого. Я могу извиниться через вашу газету перед теми родителями, кому не ответил.

Если родители ребенка-инвалида оказываются в столице, я направляю их в Департамент здравоохранения Москвы. Родители без конца бегают в этот Департамент с выписками и выбивают лекарства: "Мой ребенок наблюдался там-то, тогда-то. Посмотрите диагноз, сложная болезнь. Всегда ребенок получал лекарства, а сейчас - нет. Помогите, пожалуйста. Иначе ребенок умрет". И сколько таких примеров я могу привести! Разве можно допускать, что ребенок, больной онкологией, должен ждать, пока наши министры утрясут свои недоработки в законе? Нельзя. Вот и все, что я могу ответить на этот вопрос.

Меня не интересуют минимальные стандарты, максимальные стандарты, и каждому россиянину безразлично - это дело финансистов, как они будут оплачивать медицинское обслуживание россиян, кто это будет в конечном итоге делать - государство, страховая компания или ОМС. Но каждый нуждающийся должен получать медицинскую помощь.

- Что вам говорят на это министры?

- Некоторые руководители в правительстве удивляются: "Что вы возмущаетесь? Мы же теперь живем в другом государстве". Я спрашиваю: "А в каком государстве мы живем?" Если в капиталистическом, как они мне намекают, государстве, то я могу привести пример системы Швейцарии. Эта страна дотирует народу то, что не добирает ОМС. У нас почему-то забывают, что деньги на ОМС мы с вами на свое здоровье из своей же зарплаты отдаем. Настоящее страхование? Да, настоящее. И оно должно быть дополнительно суммировано к бюджету. А у нас бюджет урезан на сумму ОМС еще в 1990-х годах. Финансирование российской медицины за 2 года уменьшилось с 3,1 % ВВП до 2,9%. К 2007 году сократится до 2,4 %. Между тем на здравоохранение требуется выделять не менее 5 % ВВП.

Естественно, разделение на социальные слои у населения будет. Пусть! Богатые пойдут в частные клиники, но это могут себе позволить менее 15 % россиян. А я говорю об основном населении России. Или взять ситуацию с деньгами, которые отбирают у регионов-доноров. Все равно в любом регионе проблем со здравоохранением полно. Но вместо того, чтобы государство дало деньги, отбирают их у регионов-доноров из ОМС и перераспределяют в отстающие. Значит, фактически отняли деньги у конкретного региона. Ухудшили ситуацию в нем вместо того, чтобы увеличить расходы на здравоохранение за счет нефтедолларов или каких-нибудь фондов, в том числе в самих регионах-донорах.

- В наших поликлиниках появилась "шкала медицинских услуг", где бесплатная помощь регламентирована...

- На сегодня эта шкала в России составлена так, что нарушается основной принцип: богатый платит за бедного. Этот принцип не мы придумали, придумал в Германии Бисмарк. И во всем мире к этому идет.

У нас эта налоговая шкала, которая зависит и рассчитывается от размера заработной платы и т.д., работает таким образом, что получается - бедный платит за богатого. То есть в России она пока работает наоборот.

- Что еще вызывает особую настороженность в предложенных законопроектах?

- В резолюции, вынесенной по рабочему совещанию "Пути совершенствования здравоохранения в России", эксперты высказали опасения, что в законопроекте "Об обязательном медицинском страховании" указывается, что только страховые медицинские организации могут выступать страховщиками по ОМС. Страховщики, согласно проекту, - коммерческие организации частной формы собственности (ст. 15), что противоречит действующему законодательству об обязательном социальном страховании, согласно которому страховщиками должны быть некоммерческие организации. Реализация указанного законопроекта может привести в дальнейшем к монополизации страхового рынка в данной сфере.

Законопроект "О государственных гарантиях медицинской помощи" надо дорабатывать в части реализации объемов медицинской помощи, расчета стоимости программы государственных гарантий. В рыночных условиях цены на медицинские услуги дифференцированы в зависимости от типов лечебных учреждений, уровня предоставляемых услуг, частого изменения цен, появляется риск постоянного изменения стандартов и, как следствие, возможности снижения бесплатной медицинской помощи. Ближайшие два года должны стать переходным периодом для внедрения основных элементов современного хозяйственного механизма в системе российского здравоохранения.

- Леонид Михайлович, вы спасали детей при чрезвычайных ситуациях на разных континентах, боролись за детские жизни на четырех войнах, девяти землетрясениях, техногенных катастрофах, терактах, являетесь инициатором создания международной системы помощи детям. До сих пор на планете не было скоординированных сил для этой цели?

- Во всем мире, говорю прямо, в этом плане помогает только одна бригада - российских детских врачей. Второй такой бригады в мире нет. Мы говорили со многими организациями: ЮНИСЕФ, Красным Крестом, ВОЗ, объясняя, что дети - не взрослые. Даже если придет помощь вовремя, ребенок может умереть или остаться инвалидом только потому, что помощь ему оказывал "взрослый врач", а не педиатр, знающий особенности детского организма. Вся моя жизнь доказала: когда в нужную минуту рядом с пострадавшим ребенком оказываются детские специалисты, результаты гораздо лучше. Я предлагаю создать специальную систему оказания помощи детям. Не обязательно из России вылетать в Мексику. Совершенно точно, что должны быть созданы национальные, межнациональные, мировые бригады для этого.

Очень важно при чрезвычайных ситуациях оперативно получать объективную статистику о пострадавших детях. Не секрет, что иногда врачи получают необходимые данные из журналистских репортажей. Надо понимать, откуда эти сведения идут: чем выше статистика, тем больше международная помощь. Это отдельный вопрос, который тоже требует решения.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме