Земля и вера

Религиозно-идеологический конфликт грозит поставить израильское общество на грань гражданской войны

В стране, где религия не только не отделена от государства, но и является одним из его основополагающих столпов, политические баталии неизбежно сопровождаются религиозно-секулярным конфликтом. Дискуссия о будущем Иудеи, Самарии и сектора Газы (то, что принято называть "оккупированными территориями") - не исключение. Вот уже более тридцати лет эта проблема делит общество на два полярных лагеря. Доводы "за" и "против" продолжения контроля над территориями находятся в области безопасности и демографии, моральных, этических, а также многих других аспектов. Но за всем этим стоит хоть и не всегда упоминаемый, но отчетливо различающийся религиозный подтекст.

Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года изменила не только географический и военный статус страны. Изменилось и содержание диалога внутри израильского общества. Государство-убежище, созданное на основе далеких от религии норм, базирующееся скорее на идеологии социализма, нежели Торы, получило доступ к историческим и религиозным святыням. Феноменальная военная победа, в результате которой были освобождены Иерусалим и Хеврон - два из трех священных (наряду с Цфатом) для иудаизма городов, породила в кругах религиозного сионизма то, что принято называть "мессианскими настроениями".

Религиозные сионисты назвали этот момент в жизни народа "Атхалта дэгеула" - начало Избавления (что само по себе знаменует скорый приход Мессии). Но атмосфера национального и религиозного вдохновения коснулась далеко не всех в Израиле. Для многих результаты Шестидневной войны стали не освобождением древних земель, а оккупацией, от которой нужно избавляться, и как можно скорее. Так зародился один из главных разломов в израильском обществе, который особенно болезненно проявляется в эти дни в связи с возможным уходом Израиля из сектора Газа и северной Самарии, а значит - и с ликвидацией там еврейских поселений.

Поселенческое движение в Иудее, Самарии и Газе возникло вскоре после Шестидневной войны. Мечты о возвращении к Пещере Патриархов в Хевроне, к могиле праматери Рахиль в Бейт-Лехеме превратились в реальность. Несмотря на то что тогдашнее израильское правительство видело эти земли как не более чем "козырную карту" в будущих переговорах с арабами о мирном урегулировании, оно не смогло противостоять энтузиазму и самоотверженности первых поселенцев.

Движение "Гуш Эмуним" ("Блок Верности"), оставаясь внепарламентским движением, стало активной и влиятельной силой израильской политики. Более 200 тыс. человек на сегодняшний день проживают за пределами так называемой "зеленой черты". Расположение многих поселений в густонаселенных палестинских районах, с одной стороны, и твердая идеологическая убежденность поселенцев в верности своей цели - c другой, делают тему будущего поселений не менее сложной, чем вопрос определения границ или возвращения беженцев.

За все эти годы поселенцы так и не преуспели в попытке привлечь на свою сторону общественное мнение. Для многих в Израиле поселенческое движение стало весьма обременительным идеологическим предприятием. Израильский истеблишмент, стремящийся к миру и экономическому процветанию через кардинальные уступки палестинцам, на протяжении многих лет откровенно неодобрительно относится к поселениям и религиозному сионизму.

Конфронтация между сторонниками все более активной деидеологизации общества и теми, кто отстаивает национально-религиозный путь общественного развития, обостряется всякий раз, когда вопрос о компромиссе с арабами и возможном демонтаже поселений становится актуальным. Так было в конце 70-х годов прошлого века, когда в рамках соглашения с Египтом Израиль согласился передать египтянам Синайский полуостров и демонтировать все находившееся там поселения. "Движение за прекращение отступления из Синая" создано, как это ни странно, не самими жителями, в массе своей людьми светскими, а лидерами "Гуш Эмуним". Та же картина создалась, когда в рамках израильско-сирийского диалога возникла угроза поселениям на Голанских высотах.

Сегодня, когда план премьер-министра Ариэля Шарона по уходу из сектора Газа и части Самарии близок к реализации, противостояние становится все более ощутимым. На первый взгляд сугубо политическое столкновение двух частей общества с особой остротой подчеркивает разобщенность последнего. Сторонники поселенцев готовятся к самым активным действиям для того, чтобы не допустить проведения плана в жизнь, вплоть до намеченных акций гражданского неповиновения. Их противники, в свою очередь, не скрывают удовлетворения происходящим и видят в этом важный шаг не только в дипломатическом процессе на Ближнем Востоке, но и в длящемся уже более 30 лет идеологическом противостоянии в Израиле.

Распри вокруг религиозных вопросов не однажды приводили к кровопролитию. Разрушение второго Иерусалимского Храма римлянами стало результатом междоусобной вражды внутри еврейского народа. Всего девять лет назад вследствие крайнего раскола в обществе в Израиле был убит премьер-министр. Путь от религиозно-идеологического конфликта к гражданской войне крайне короток.

2 февраля 2005 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Габриэль Вольфсон:
Иерусалим в ожидании беспорядков
Религиозные организации против проведения гей-парада
08.11.2006
Молитва о мире в разгар войны
Главные проблемы - терроризм, распространение вооружений и бедность
26.12.2005
Синагога как индикатор безопасности
Израиль официально прекратил оккупацию сектора Газа
12.09.2005
Земля и вера
Религиозно-идеологический конфликт грозит поставить израильское общество на грань гражданской войны
04.02.2005
Вокруг Храмовой горы
Смерть Арафата стала миной замедленного действия для Израиля
18.11.2004
Все статьи автора